Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Правовые и организационные вопросы охраны труда




 

Правовой основой организации работы по охране труда в республике является Конституция Республики Беларусь (ст. 41, 45), которая гарантирует права граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану их здоровья.

Основополагающим актом, регулирующим правоотношения в сфере охраны труда, является Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК).

Статьей 223 Трудового кодекса Республики Беларусь установлены гарантии права работника на охрану труда. Для реализации права работника на охрану труда государство обеспечивает организацию охраны труда, осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда и ответственность за нарушение требований законодательства.

Трудовым кодексом предусмотрен механизм реализации права работников на здоровые и безопасные условия труда через обязанность нанимателя обеспечивать такие условия.

Статьей 227 (ТК) законодательно регламентирована деятельность службы охраны труда. В данной статье определено, что для организации работы и осуществления контроля по охране труда наниматели вводят должность специалиста по охране труда или создают соответствующую службу из числа лиц, имеющих необходимую подготовку.

Статьями 53 и 232 ТК предусмотрены обязанности работников по охране труда.

Статьями 198 и 465 ТК установлена ответственность за нарушение законодательства о труде и правил по охране труда.

С 1 января 2009 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «Об охране труда», который направлен на сохранение жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности и создает правовые предпосылки для дальнейшего совершенствования и развития законодательства об охране труда.

В Законе Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» в рамках общих вопросов страхования граждан также предусмотрены вопросы страхования их от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» направлен на предупреждение воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье населения и регламентирует действие органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия, устанавливает государственный санитарный надзор за соблюдением санитарных норм и гигиенических нормативов.

Закон Республики Беларусь «О сертификации продукции, работ и услуг» устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, работ и услуг в Республике Беларусь, регулирует правовые отношения, возникающие в процессе сертификации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации. Закон направлен на обеспечение безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества населения, а также охрану окружающей среды, определяет национальную систему сертификации.

Закон Республики Беларусь «О стандартизации» устанавливает правоотношения в области стандартизации, а также государственный надзор за выполнением требований стандартов и строительных норм. Определяет нормативные документы по стандартизации: государственные стандарты Республики Беларусь; государственные строительные нормы; государственные классификаторы технико-экономической информации Республики Беларусь; отраслевые нормативные документы по стандартизации; стандарты предприятий.

Закон Республики Беларусь «О пожарной безопасности» устанавливает государственный надзор за обеспечением пожарной безопасности всеми организациями независимо от форм собственности, а также гражданами. Определяет правовую основу и принципы организации пожарной безопасности, а также принципы деятельности пожарной службы, концепцию всех субъектов правоотношений в этой области.

Закон Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий аварий. Законом определен орган, осуществляющий государственное управление промышленной безопасностью, и органы, осуществляющие государственный надзор в области промышленной безопасности, а также устанавливает необходимость лицензирования видов деятельности в области промышленной безопасности, сертификации технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также экспертизы и разработки декларации промышленной безопасности.

В Законе также установлены требования к организации и проведению производственного и общественного контроля в области промышленной безопасности, а также предусмотрен учет аварий и инцидентов, ответственность за нарушения законодательства в области промышленной безопасности.

Деятельность по охране труда помимо законов регулируется также постановлениями правительства Республики Беларусь; нормативными правовыми актами специально уполномоченных государственных органов надзора и контроля; нормативными правовыми актами министерств, других республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных правительству; локальными нормативными правовыми актами нанимателей.

Постановлением Министерства труда от 15.10.1996 г. № 76 утвержден перечень нормативных актов Республики Беларусь по охране труда, который включает: межотраслевые правила по охране труда; отраслевые правила по охране труда; санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы; государственные стандарты ССТБ; отраслевые нормативные акты (документы) ССТБ; строительные нормы и правила; правила безопасности; правила устройства и безопасной эксплуатации; правила безопасности труда; положения и типовые инструкции по охране труда; инструкции по охране труда предприятия; стандарты предприятия по охране труда.

 

3.1. Органы государственного надзора и общественного контроля
за соблюдением законодательства по вопросам охраны труда

В соответствии со ст. 462 Трудового кодекса Республики Беларусь систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда составляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством.

К ним относятся:

Департамент государственной инспекции труда при Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, осуществляющий надзор по всему комплексу вопросов организации работ по охране труда, на всех стадиях производственного процесса, на всех предприятиях независимо от формы собственности, видов хозяйствования и ведомственной принадлежности.

Основные функции Департамента государственной инспекции труда – осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда; профилактика, выявление и пресечение нарушений законодательства о труде и правил по охране труда; координация деятельности специально уполномоченных государственных органов надзора и контроля, специализированных и ведомственных инспекций по охране труда и технике безопасности; проведение специальных расследований несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также контроля за соблюдением нанимателями «Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»; участие в подготовке законодательных и нормативных актов о труде; сбор и анализ информации о несчастных случаях на производстве, о профессиональных заболеваниях, о нарушениях законодательства о труде и правил по охране труда, подготовка предложений по их предупреждению;

Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Проматомнадзор) и его структурные подразделения осуществляют государственный технический надзор за производствами и объектами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, а также за производствами и объектами с вредными веществами; металлургическими производствами; подъемными сооружениями и машинами; паровыми и водогрейными котлами; сосудами, работающими под давлением; трубопроводами пара и горячей воды; продукцией (оборудованием) для потенциально опасных производств (технологий, объектов); перевозкой опасных грузов железнодорожным, автомобильным, воздушным и речным транспортом; оборудованием и системами газоснабжения, магистральными газо-и нефтепродуктопроводами, подземными хранилищами газа; промышленными взрывчатыми материалами и пиротехническими изделиями, их разработкой, изготовлением, переработкой, использованием и реализацией, в том числе за взрывчатыми веществами, полученными в результате утилизации боеприпасов, транспортировкой взрывчатых веществ; производством работ на объектах, осуществляющих утилизацию боеприпасов;

Главное управление гигиены, эпидемиологии и профилактики Министерства здравоохранения Республики Беларусь и

Республиканский центр гигиены и эпидемиологии Министерства здравоохранения Республики Беларусь осуществляют санитарный надзор (Госсаннадзор) за соблюдением нанимателями, должностными лицами и гражданами санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемических правил и норм при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов;

– Управление государственного энергетического надзора концерна «Белэнерго» Республики Беларусь (Госэнергонадзор) осуществляет надзор за безопасной эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок;

– Главное управление военизированной пожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Госпожнадзор) осуществляет надзор за соблюдением установленных требований пожарной безопасности предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и гражданами;

– Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт) ведет надзор и контроль за соблюдением стандартов безопасности труда при проектировании и изготовлении продукции производственного назначения, а также за соблюдением установленных требований безопасности при эксплуатации оборудования и ведении технологических процессов, за обеспечением единства измерений и контроля, за соблюдением правил обязательной сертификации в Республике Беларусь;

Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин и оборудования (Главгостехнадзор);

Государственная инспекция по охране труда, транспортной и пожарной безопасности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (Гостехнадзор) осуществляет надзор за техническим состоянием тракторов, мелиоративных, дорожностроительных и сельскохозяйственных машин и оборудования;

– Департамент государственного строительного надзора Министерства архитектуры и строительства (Госстройнадзор) осуществляет надзор за производством земляных и строительно-монтажных работ;

– Управление государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь осуществляет надзор в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;

Отдел охраны труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

– Госэкспертиза условий труда осуществляет контроль за проведением аттестации рабочих мест и установлением доплат по условиям труда, правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу в особых условиях труда.

Кроме этих специальных органов контроль осуществляют также местные органы власти, их исполнительные и распорядительные органы; министерства, государственные комитеты и ведомства в отношении подчиненных им предприятий, организаций; Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры.

Должностные лица органов государственного надзора и контроля имеют право: беспрепятственно осуществлять проверки соблюдения законодательства об охране труда; выдавать должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений законодательства об охране труда; приостанавливать работу предприятий, цехов, производственных участков, других структурных подразделений предприятия, эксплуатацию станков, машин, иного оборудования, транспортных средств, запрещать проведение работ, если такая производственная деятельность осуществляется с нарушением требований по охране труда, создающих угрозу жизни и здоровью работающих; налагать на должностных лиц, а в случаях, предусмотренных законодательством, и на нанимателей штрафы за нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда; в необходимых случаях направлять в установленном порядке постановления о несоответствии должностных лиц занимаемой должности, передавать правоохранительным органам материалы о привлечении их к уголовной ответственности.

Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы в порядке, установленном правительством Республики Беларусь (ст. 463 Трудового кодекса). Профсоюзы имеют право запрашивать и получать необходимую информацию от нанимателя, государственных органов, осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о труде в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, а также на предварительное уведомление и участие в мероприятиях по контролю и надзору за соблюдением законодательства о труде, проводимых государственными органами.

Наниматель, государственный орган обязан рассмотреть представление профсоюза об устранении нарушений законодательства о труде и уведомить профсоюз о результатах рассмотрения.

Общественный контроль за охраной труда на предприятиях осуществляет профсоюз через комиссии и общественных инспекторов по охране труда.

Профсоюзные комитеты осуществляют контроль за выполнением администрацией законодательства о труде, коллективных договоров, соглашений по охране труда, мероприятий и планов по охране труда, контролируют состояние условий труда на рабочих местах, заслушивают сообщения руководителей предприятий и подразделений об осуществлении мероприятий по организации и улучшению условий труда.

Трудовые коллективы участвуют в разработке коллективных договоров, обсуждают и одобряют комплексные планы улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, вносят предложения по техническому перевооружению, механизации и автоматизации, сокращению ручного и тяжелого физического труда; контролируют использование средств, предназначенных на охрану труда, соблюдение всеми работниками правил и инструкций по охране труда; заслушивают отчеты администрации и профсоюзного комитета о выполнении коллективных договоров и в необходимых случаях ставят вопросы о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих обязательства.

 

3.2. Ответственность работника и должностного лица за нарушение
законодательных актов, норм и правил по охране труда

Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, в невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством (ст. 465 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Дисциплинарная ответственность установлена за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей (дисциплинарный проступок). За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, увольнение.

Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежат нанимателю. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника на производстве.

К работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут применяться: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и другие меры. Виды и порядок применения этих мер определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением.

Административная ответственность заключается в наложении штрафов на должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде.

При этом на должностныхлиц инспекторами органов надзора и контроля (Департамента государственной инспекции труда, Проматомнадзора, Пожнадзора, Саннадзора, Госинспекций и т.д.) может быть наложен штраф в размере от 2 до 300 минимальных заработных плат.

Право применять такие санкции предоставлено директору Департамента государственной инспекции труда – главному государственному инспектору труда Республики Беларусь, его заместителям, начальникам управлений и их заместителям, начальникам межрайонных инспекций и их заместителям, начальникам отделов, государственным инспекторам труда.

Уголовная ответственность. К лицам, совершившим преступления, связанные с нарушением трудового законодательства, требований техники безопасности и производственной санитарии, могут быть применены в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь (ст. 306 УК) следующие основные наказания: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, арест, ограничение свободы, лишение свободы.

Штраф (ст. 50 УК) – денежное взыскание, назначаемое судом, в пределах от 50 до 1000 минимальных заработных плат.

Исправительные работы (ст. 52 УК) отбываются на основании приговора суда по месту работы осужденного, при этом из заработка осужденного производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 10 до 25 процентов.

Арест (ст. 54 УК) состоит в содержании осужденного в условиях строгой изоляции.

Ограничение свободы (ст. 55 УК) состоит в нахождении осужденного в условиях осуществления за ним надзора с обязательным привлечением к труду в местах, определяемых органами, ведающими исполнением наказания.

Отбывание наказания в виде лишения свободы (ст. 57 УК) назначается в колониях-поселениях, колониях общего, усиленного, строгого, особого режима или в тюрьме.

Материальная ответственность работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей, отражена в статьях 400–409 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Работник может быть привлечен к материальной ответственности при одновременном наличии следующих условий: ущерба, причиненного нанимателю при исполнении трудовых обязанностей; противоправности поведения работника; прямой причинной связи между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом; вины работника в причинении ущерба.

При определении размера ущерба учитывается только прямой действительный ущерб, неполученные доходы не учитываются.

Работник, причинивший ущерб, может добровольно возместить его полностью или частично. С согласия нанимателя он имеет право передавать для возмещения ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное. Работники, как правило, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный по их вине нанимателю.

Законодательством, коллективными договорами может устанавливаться ограниченная материальная ответственность работников за ущерб, причиненный нанимателю по их вине, за исключением случаев, когда между нанимателем и работником заключен письменный договор о принятии на себя полной материальной ответственности за не обеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или иных целей; имущество и другие ценности получены работником под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам; ущерб причинен преступлением; ущерб причинен работником, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсикологического опьянения; ущерб причинен недостачей, умышленным уничтожением или порчей материалов, полуфабрикатов, изделий, инструментов, спецодежды и т.д.; ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей.

Ограниченную материальную ответственность несут:

– работники в размере причиненного по их вине ущерба, но не свыше своего среднего месячного заработка за порчу или уничтожение по небрежности материалов, полуфабрикатов, изделий, инструментов, спецодежды, выданных нанимателем работнику в пользование для осуществления трудового процесса;

– руководители предприятий, их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители – в размере причиненного ущерба, но не свыше трехкратного среднего месячного заработка, если ущерб причинен неправильной постановкой учета и хранения материальных или денежных ценностей, непринятием необходимых мер к предотвращению простоев или выпуска недоброкачественной продукции.

При совместном выполнении рабочими и служащими отдельных видов работ администрацией по согласованию с профкомом может быть введена коллективная (бригадная) материальная ответственность.

Взыскание денежных сумм с виновных в размере, не превышающем средний месячный заработок, производится администрацией на основании приказа нанимателя не позднее двух недель со дня обнаружения причиненного ущерба, при наличии акта и письменного согласия работающих.

При отсутствии согласия администрация обращается в суд.

Материальная ответственность – это не наказание, а возмещение ущерба, поэтому не исключена возможность одновременного привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Ответственность нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работников, связанных с исполнением ими своих трудовых обязанностей, отражена в статьях 410–460 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Наниматель несет ответственность за вред, причиненный работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими своих трудовых обязанностей и произошедшими как на территории нанимателя, так и за ее пределами, а также во время следования работника к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном нанимателем.

Доказательства ответственности нанимателя за причиненный вред. Трудовое увечье считается наступившим по вине нанимателя, если оно произошло вследствие не обеспечения им здоровых и безопасных условий труда (не соблюдение правил охраны труда, промышленной санитарии и т.д.).

Доказательством ответственности нанимателя за причиненный вред и доказательством его вины могут служить: акт о несчастном случае на производстве (профессиональном заболевании); приговор, решение суда, постановление прокурора, органа дознания или предварительного следствия; заключение специально уполномоченных органов государственного надзора и контроля о причинах повреждения здоровья; решение о наложении административного или дисциплинарного взыскания на должностных лиц; медицинское заключение о профессиональном заболевании; показания свидетелей.

Если грубая неосторожность потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, то размер возмещения уменьшается соответственно степени вины потерпевшего, но не более чем на 25 процентов.

При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины нанимателя в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения также соответственно уменьшается, но не более чем на 25 процентов. Решение нанимателя об определении степени вины потерпевшего при его грубой неосторожности может быть обжаловано в суд.

Смешанная ответственность не применяется при временном переводе на другую работу, к дополнительным видам возмещения вреда, выплате единовременного пособия, а также при возмещении вреда в связи со смертью кормильца.

Наниматель, ответственный за причинение вреда, обязан компенсировать сверх возмещения утраченного заработка дополнительные расходы, вызванные трудовым увечьем.

Дополнительными, в частности, являются расходы на дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, уход за потерпевшим, санитарно-курортное лечение, включая оплату проезда потерпевшего к месту лечения и обратно, а в необходимых случаях также и сопровождающего его лица, приобретение специальных транспортных средств и горючего, капитальный ремонт этих средств и другие расходы, если потерпевший признан нуждающимся в этих видах помощи и не получил их бесплатно от соответствующих организаций по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

 

ТЕМА 4. ТРУДОВОЙ КОДЕКС
И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.