КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Либеральные реформы 1860-х – 1870-х годов
Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель — привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу. Они стали продуктом стремления «либеральной бюрократии» продолжить политическую модернизацию страны. Для этого требовалось приспособить самодержавие к развитию капиталистических отношений и использовать буржуазию в интересах господствующего класса. Реорганизация местного управления. После отмены крепостного права возникла необходимость изменения местного управления. В 1864 году была проведена земская реформа. 1864 год – «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства) – это были выборные представительные учреждения из представителей всех сословий, занимавшиеся решением хозяйственных вопросов на местах (в губерниях и уездах). Высокий имущественный ценз и многоступенчатая сословная (по куриям) выборная система обеспечивали преобладание в них помещиков. Выборы в земские органы проводились раз в три года по трем куриям. По первой курии крупные землевладельцы без различия сословий и владельцы крупной недвижимости в сельской местности избирали выборщиков на свой уездный съезд. По второй - избирались представители крупных городских торгово-промышленных заведений и городской недвижимости. Выборы по третьей - крестьянской курии имели еще больше ступеней: сельский сход - волостной сход - уездный съезд выборщиков по курии. Уездные земские собрания являлись распорядительными органами и выбирали исполнительные органы - земские управы, а также гласных в губернские земские собрания, которые строились по такому же принципу, избирая губернские земские управы. Председателем земских собраний автоматически становился предводитель уездного или губернского дворянства. Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, забота о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и местной властей, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания. Несмотря на это, земства сыграли особую роль в развитии просвещения и здравоохранения. Кроме того, они стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции. Следующим шагом была городская реформа. «Городовое положение» 1870 года создало в городах всесословные органы – городские думы и управы. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. В городских думах в связи с высоким имущественным избирательным цензом главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Избирательные права предоставлялись лишь лицам, мужского пола, достигшим 25 лет и платившим в пользу города налоги и сборы, что значительно ограничивало число избирателей. Наиболее крупными группами избирателей стали: ü владельцы недвижимости в черте города; ü содержатели торговых и промышленных заведений; ü обладатели купеческих и промысловых свидетельств. Избиратели, составлявшие небольшую часть городского населения, делились на три курии: крупных, средних и мелких налогоплательщиков. Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администрации. Судебная реформа – 1864 год. «Новые судебные уставы» 1864 года вводили в России принципиально новую систему судопроизводства. Они предусматривали: § всесословность суда, § гласность суда, то есть право присутствовать публике на судебных заседаниях и право публикации в газетах и журналах отчетов журналистов о судебных процессах § независимость суда от администрации, § несменяемость судей, § гласность и состязательность судебного процесса. В нем участвовали прокурор (обвинитель) и адвокат (защитник), § опрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями. Была строго разграничена компетенция разных судебных инстанций. Ø Сенат – высшая судебная и апелляционная инстанция. Заседания имели закрытый характер, что нарушало принцип гласности. Апелляция – обжалование решения суда в более высоком судебном органе с целью пересмотра решения. Ø Судебная палата рассматривала особо важные государственные и политические преступления. Ø Окружной суд – рассматривал сложные уголовные и гражданские дела с участием 12 присяжных заседателей (решения, вынесенные окружным судом, не апеллировались). Ø Мировой суд – мелкие гражданские дела (1 судья); Ø Волостной суд – сословный суд для крестьян, военных, духовенства Созданная система отражала самые прогрессивные тенденции в мировой судебной практике. Однако, проводя реформу, правительство оставило множество лазеек для вмешательства в судопроизводство. Некоторые принципы лишь декларировались. Например, крестьяне подлежали своему сословному суду. Военная реформа – 1874 год (автор – военный министр Д.А. Милютин). Поражение в Крымской войне показало, что российская регулярная армия, основанная на рекрутских наборах, не может противостоять более современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Ключевым элементом реформы стал закон 1874 года о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте – до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости от образовательного ценза. Лица, имевшие высшее образование, служили всего полгода. В 60-х годах началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии – Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и др. Улучшилась система управления вооруженными силами. Все это позволило сократить численность армии в мирное время на 40% и вместе с тем поднять ее боеспособность. Реформы в сфере образования и печати. Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 году были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Главное заключалось в том, что фактически было введено доступное всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические (готовили к поступлению в университет) и реальные (готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения, с 1871 года стали называться реальные училища). В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение. В 1863 году новый Устав вернул автономию университетам, ликвидированную Николаем I в 1835 году. В них восстанавливалась самостоятельность решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |