Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарубежная социология в Х1Х - ХХ веке




Становление и развитие социологии.

План.

1. Зарубежная социология в Х1Х - ХХ веке.

2. Социология в России в Х1Х и начале ХХ века.

3. Отечественная социология после 1917 года.

 

Социология – наука еще очень молодая. На прошлой лекции мы узнали, что она возникла в 19 – ом веке. Но процесс становления социологии с момента возникновения как самостоятельной науки до нынешнего дня был длителен.

 

 

ОГЮСТ КОНТ.

Название этой науке дал Огюст Конт (1798-1857). Конт провозгласил необходимость создания социологии как самостоятельной научной дисциплины.

Основная идея Конта - отделение "науки" то "метафизики" и теологии. По его мнению, истинная наука должна отказаться от "неразрешимых" вопросов. Неразрешимые вопросы – это те вопросы, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, доступные эмпирическому наблюдению. Таким образом, Конт разрабатывал позитивизм. Конт настаивал на исследовании взаимосвязей фактов, их функционирования в рамках больших систем. Высшим видом систем он считал общество, человечество. Социологическая теория Конта состоит из двух частей: " социальной статики " и " социальной динамики ". Основной интерес французского мыслителя направлен на динамику. Позитивизм Конта ограничивал возможности теоретического мышления. В то же время Конт во многом помог социологии обрести свой предмет и место среди других общественных наук.


Середина и вторая половина XIX века в интеллектуальной истории Запада – это время почти всеобщего увлечения успехами естествознания. Это время расцвета позитивистско - натуралистического мировоззрения.

Эволюционная теория Ч. Дарвина заставила ученых обратить внимание на тот простой факт, что между человеком и животным имеются не только различия, но и сходства. Человек – это продукт длительной биологической эволюции. Он является одним из звеньев ее цепи. Эволюционная теория стала одним из основных факторов идейного климата второй половины XIX века. В биолого-эволюционных школах социальную эволюцию стали рассматривать как продолжение или основную часть биологической эволюции.

 

Виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии был Герберт Спенсер (1820-1903). Он создал определенные предпосылки для понимания общества как " живой системы ". Однако законы социальной эволюции, которые сформулировал Спенсер, не были законами развития в полном смысле этого слова. Он сравнивал общество с биологическим организмом. Но эта теория не давала ему возможности понять истинную сущность и специфику социального развития. Тем не менее, многие идеи Спенсера поддерживались социологами (П. Ф. Лилиенфельд, Д. Фиске и др.).

 
 

Лестер Уорд заявлял, что общественные силы - это психические силы, поэтому социология должна иметь психический базис. Уорд интересен и тем, что пытался создать " генетическую социологию " (Вильфредо Парето и др.). Сама по себе его социология, которая определялась им как социальная философия, еще носит функционалистский характер.


В. Дильтей считал, что нельзя изучать социальные процессы в их единстве, а общество как целое. Он настаивал на том, что объектом социологического исследования должна стать социальная группа.


Э. Дюркгейм (1858-1917) был позитивистом. Он настаивал на необходимости полностью отделить от философии "положительную" социологическую науку.

Наличие предмета, который изучает только эта наука, и соответствующий метод исследования, - вот два общих условия, которые необходимы для превращения социологии в самостоятельную науку. Социология должна изучать социальную реальность, которая имеет особые, только ей присущие качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты. Совокупность социальных фактов – это общество.

" Социальный факт ", - это, по определению Дюркгейма, любой образ действия. Социальный факт способен оказывать на индивида внешнее давление. При этом социальный факт имеет собственное существование, независимое от индивида. Когда индивид только появляется на свет, уже существуют готовые законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежная система. И все это функционирует независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно.

Следствием объективности социальных фактов является другая их характеристика - оказываемое ими на индивидов давление. Социальные факты принуждают индивидов к определенному действию. Юридические и моральные правила, например, не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело с другими видами социальных фактов.

В концепции Дюркгейма социология занимает центральное место среди общественных наук. Задача социологии, по мнению Дюркгейма, состоит не только в исследовании социальных фактов. Социология вооружает все остальные общественные науки методом и теорией.

При разделении труда в современном обществе Дюркгейм подчеркивал и выделял аспект солидарности. В современном обществе утратилось укрепляющая сила общего, коллективного религиозного сознания. Это сознание должно создавать общественную связь, групповую солидарность. Солидарность компенсирует все недостатки общества, которые связаны с узкой специализацией. Понятие "солидарность" становится основой, на которой строится весь анализ разделения труда.

Солидарность, по Дюркгейму, - это высший моральный принцип, высшая ценность. Она является универсальной, признаваемой всеми членами общества. Дюркгейм считал, что, раз потребность в общественном порядке и солидарности "всеми считается за моральную", то морально и само разделение труда.

Личность и общество, считал Дюркгейм, находятся в отношениях взаимосвязи. При этом каждая сторона заинтересована в развитии и процветании другой.

По мнению Дюркгейма, превращение человека в придаток машины невозможно смягчить или сгладить предоставлением рабочим общего образования, развитием у них интереса к искусству, литературе, т.к. приобщение к культуре делает еще более нетерпимым узкие границы специализации.

Как же устранить противоречие между разделением труда, увеличивающейся специализацией функций работающего и потребностями развития его личности? Разделение труда, согласно Дюркгейму, само по себе не влечет отрицательных последствий. Они возникают только при исключительных и ненормальных условиях. Важным условием солидарности, согласованной деятельности работающих является соответствие выполняемых ими функций их способностям и наклонностям.

Равенство, справедливость и свобода, в представлении Дюркгейма, - это основы общественного устройства высшего типа организации. К этому типу организации приблизилось современное промышленное общество.


Макс Вебер (1864 - 1920)разрабатывал концепцию исторической социологии. К этому времени было накоплено большое количество эмпирических данных о социальных феноменах во многих обществах мира. Именно интерес к анализу этих данных помог Веберу определить свою основную задачу - сочетать общее и специфическое, выработать методологию и понятийный аппарат, с помощью которого можно было бы упорядочить хаотический разброс социальных фактов.

Труды Вебера представляют собой удивительный по широте охвата и смелости сплав исторических изысканий и социологической размышлений.

Из его методологических конструкций важна концепция "понимания". Вебер использовал это понятие, как раскрытие сущности своей социальной реальности, всей человеческой истории. Важным вкладом Вебера в социологию было введение понятия " идеальный тип ". Идеальный тип представляет собой искусственно, логически сконструированное понятие. Он позволяет выделить основные черты исследуемого социального феномена. Например, идеально-типическое военное сражение должно включать в себя все основные компоненты, присущие реальному сражению (игра). Идеальный тип возникает в процессе размышлений из реального мира социальной истории, а не из абстрактных теоретических построений. Он не должен иметь ни слишком общего (например, история религии в целом), ни слишком частного (индивидуальный религиозный опыт) характера. Идеальным типом может быть некоторый промежуточный феномен (например, кальвинизм, баптизм, методизм). Это - преувеличенное отображение того основного, что свойственно реальному феномену. По мнению Вебера, чем более "преувеличен" идеальный тип, тем более он полезен для конкретного исторического исследования.

Понятие это, по Веберу, не статистическое, а динамическое. Общество и интересы его исследователей постоянно изменяются. Поэтому необходимо развивать новые типологии, которые будут соответствовать изменившейся реальности.

Основа социологической теории Вебера - это концепция социального действия. Действие отличается от чисто реактивного поведения. Вебера интересовало действие, которое включает мыслительные процессы и осуществляет посредничество между стимулом и реакцией. Действие возникает, когда индивиды субъективно осмысливают свои поступки.


Определенное влияние на современную западную социологию оказал также Карл Маннгейм (1893-1947). Область его научных интересов - социология знания.

Мангейм считал, что мышление - это деятельность, которая тесно связана с деятельностью социальной. Мышление образует структурную систему. Оно не является привилегированным видом деятельности, свободным от влияния общественной жизни. Поэтому оно должно быть понято и объяснено внутри общественной жизни. Познание является "общим процессом групповой жизни", где каждый открывает свои знания в структуре общей деятельности.

Все идеи, согласно Маннгейму, относительны. Они подвержены влиянию социальной или исторической ситуации, из которой они вытекают. То, что каждый мыслитель связан с определенной группой, что он имеет конкретный статус и исполняет конкретную роль, определяет его интеллектуальный кругозор. Люди не рассматривают события с абстрактных позиций вообще, не делают этого как отдельно взятые личности. Напротив, они действуют, объединяясь в группы или враждуя друг с другом. Пока они так поступают, они и мыслят одинаково или различно.

Маннгейм подчеркивал, что его вклад в социологию знания разделяется на две части. Первая часть - эмпирическое исследование реального "влияния социальных взаимоотношений на мышление" и, вторая - теоретическое исследование "влияния этих взаимоотношений на действительность". Он помог открыть новую область социологического знания, показывая на конкретных примерах, как глубоко мыслители связаны с историческим и социокультурным контекстом, в который они включены.

Нельзя не отметить социологическую систему Вильфредо Парето (1848-1923). Парето стремился разработать такие принципы построения социологического знания, которые обеспечили бы его достоверность, надежность и обоснованность. Большое влияние оказал на развитие западной социологии "закон кругового движения, возникновения и падения элит", предложенный Парето.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.