Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные организации

Основные социальные институты общества

Институциональные признаки и функции социальных институтов

Понятие социального института. Институционализация общественной жизни

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать и закрепить некоторые социально-значимые отношения, сделать их обязательными для членов общества. Основным инструментом организации и регулирования общественной жизни являются социальные институты.

Социальные институты (от лат. institutum — установление, учреждение) — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющие общественно-значимые функции.

Основное предназначение социальных институтов — обеспечить удовлетворение жизненно важных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, регулирует отношения между полами, поколениями и т. д. Потребность в безопасности и социальном порядке обеспечивают политические институты, важнейшим из которых является институт государства. Потребность в добывании средств существования и распределения ценностей обеспечивается экономическими институтами. Потребность в знаниях, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров обеспечивают институты образования. Потребность в решении некоторых духовных и, прежде всего, смысложизненных проблем обеспечивается институтом религии.

Социальные институты — специфические, относительно самостоятельные механизмы социальной регуляции, которые осуществляют контроль за поведением индивидов посредством применения специальных мер и способов внушения, убеждения и воспитания, разнообразных форм принуждения и давления, различных способов выражения осуждения или признания и одобрения.

Социальные институты появляются в обществе как непланируемые продукты социальной жизни. Как это происходит? Люди пытаются реализовать свои потребности и в процессе социального взаимодействия в ходе общественной практики находят различные наиболее приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращаются в стандартизированные обычаи и привычки. Наиболее удачные и приемлемые образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. Для их закрепления разрабатывается система санкций.

Исходя из вышесказанного, институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать и обеспечивать удовлетворение некоторой общественной потребности. Институционализация — эта замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Социальные институты — это организационно оформленные системы статусов, ролей, норм, ценностей и санкций, обеспечивающих удовлетворение многообразных потребностей людей.

Процесс институционализации, т. е. образования социального института состоит из нескольких последовательных этапов:

1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий, устойчивых социальных отношений;

2) формирование общих целей, делающих возможным совместную деятельность людей;

3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5) институционализация норм и правил, процедур, т. е. их принятие и практическое применение;

6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, социально приемлемых образцов поведения;

7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. Таким образом, социальные институты — это организованные объединения людей, выполняющие определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения. Финалом процесса институциализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой ролевой структуры, одобренной большинством участников этого социального процесса. Без институциализации и социальных институтов ни одно современное общество существовать не может и благодаря им беспорядочные ссоры и драки превращаются в высокоформализованные спортивные поединки; любознательность, желание узнать истину — в упорядоченные научные исследования; беспорядочная половая жизнь — в крепкую семью. Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе.

Все социальные институты общества обладают общими институциональными признаками.

Культурные символы. Все институты стремятся к приобретению символов, которые в предельно концентрированной форме создают представления об институте, его образ. Так, для государства это флаг, герб, гимн; для церкви — распятие, полумесяц или звезда Давида; для семьи — обручальное кольцо; для университета — эмблема «альма-матер». Образ промышленного объединения в концентрированной форме находит свое выражение в торговой марке. Символами институтов могут быть также здания, так как трудно представить себе родину без дома, религию без церковного сооружения, образование без школы, или правительство без правительственного здания либо королевского дворца. Таким образом, культурным символом института может быть любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ.

Кодексы поведения (устные и письменные). Очевидно, что люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, таких как воинская присяга, клятва при заключении брака, медицинская клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают институционально закрепленные роли и являются важной частью социального контроля. Во всех институтах роли могут успешно исполняться только теми, кто обучен необходимым ролевым установкам и ролевому поведению.

Идеология. Идеологию можно охарактеризовать как систему идей, которая санкционирует совокупность норм. Она определяет не только то, как люди должны относиться к тем или иным предметам или действиям, но и то, почему они должны действовать определенным образом и подчиняться определенным правилам. Идеология объясняет окружающую действительность в терминах, принятых членами данного института. Если кодекс формально призывает индивида соблюдать институциональные нормы, то идеология дает ему рациональное оправдание для применения институциональных норм в повседневной жизни.

Идеология, таким образом, является одним из важнейших культурных комплексов, поддерживающих влияние института и оправдывающих и объясняющих всю его деятельность.

Общество является социальным образованием, и силы, действующие внутри него, так взаимосвязаны, что невозможно предвидеть последствия каждого отдельно взятого действия. В связи с этим институты имеют явные функции, которые легко распознаются как часть признанных целей института, и латентные (скрытые) функции, которые осуществляются непреднамеренно, неявно.

Как функционируют социальные институты и какова их роль в процессах, происходящих в обществе?

Основные функции социальных институтов. Если рассматривать в самом общем виде деятельность любого социального института, то можно считать, что его главной задачей является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он возник и существует. Однако для осуществления этой задачи каждый институт выполняет следующие функции:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества. Так, например, институт семьи с помощью социального контроля стремится обеспечить состояние стабильности каждой отдельной семьи, ограничивает возможности ее распада. Ведь разрушение института семьи — это, прежде всего появление хаоса и неопределенности, распад многих групп, нарушение традиций, невозможность обеспечения нормальной сексуальной жизни и качественного воспитания подрастающего поколения.

2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает в различных институтах независимо от того, каким видом деятельности он занимается. В своей жизни каждый сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение. Если какой-то вид деятельности не упорядочен и не урегулирован, люди рано или поздно начинают институциализировать его. Таким образом, с помощью институтов человек усваивает в социальной жизни предсказуемое и стандартизированное поведение, выполняет ролевые требования (ожидания) и знает, чего ждать от окружающих его людей. И такое регулирование необходимо и важно как для общества, так и для индивида.

3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием социальных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция людей в рамках института сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особенности социальных организаций. Всякая интеграция в институтах включает в себя три основных элемента:

1) консолидация или совмещение, сложение усилий;

2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей;

3) согласование личных целей индивидов с целями других или с целями группы.

Интегративные процессы, осуществляемые с помощью институтов, необходимы для координированной деятельности людей, осуществления власти, создания сложных организаций. Интеграция — это одно из условий выживания организаций, а также один из способов согласования целей его участников.

4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было бы возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить путем, как расширения социальных границ института, так и смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться, т. е. приобщиться к его ценностям, нормам и ролям. Например, семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются его родители. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы поведения и лояльности, а церковь старается приобщить к вере как можно больше членов общества.

5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Причем характер коммуникативных связей института имеет свою специфику — это формальные связи, осуществляемые в системе институализированных ролей. Как отмечают исследователи, коммуникативные возможности институтов неодинаковы: одни специально предназначены для передачи информации (средства массовой информации), другие имеют весьма ограниченные возможности для этого; одни активно воспринимают информацию (научные институты), другие пассивно (издательства).

Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Когда институт не справляется с выполнением своих явных функций, его непременно ждет дезорганизация (нарушение порядка работы) и изменения: эти явные, необходимые функции могут быть присвоены другими институтами.

Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действия социальных институтов существуют другие результаты, которые не предполагаются как цель, не запланированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для общества. Так, церковь стремится в наибольшей степени закрепить свое влияние через идеологию, внедрение веры и часто достигает успеха в этом. Однако независимо от целей церкви появляются люди, которые ради религии оставляют производственную деятельность. Фанатики начинают гонения на иноверцев, и может появиться возможность крупных социальных конфликтов на религиозной почве. Семья стремится приобщить ребенка к принятым нормам семейной жизни, однако бывает так, что семейное воспитание ведет к конфликту индивида с культурной группой.

Латентные функции, таким образом, являются тем предметом, который, прежде всего, должен интересовать исследователя социальных структур. Трудность в их распознании компенсируется созданием достоверной картины социальных связей и особенностей социальных объектов, а также возможностью контроля за их развитием и управления протекающими в них социальными процессами.

Общество устроено так, что ряд институтов выполняет несколько функций одновременно, и в то же время на выполнении одной функции могут специализироваться сразу несколько институтов. К примеру, функцию воспитания или социализации детей выполняют такие институты, как семья, церковь, школа, государство. В то же время институт семьи выполняет такие функции, как воспроизводство людей, воспитание и социализацию, удовлетворение потребности в интимной близости и др. Функции, выполнявшиеся некогда одним институтом, со временем могут передаваться другим или распределяться, частично или полностью, среди других.

Функции и структурные элементы основных институтов общества представлены в таблице 3.


Таблица 3

Функции Институты Основные роли Физические черты Символические черты
Забота, выхаживание и воспитание детей Семьи Семейно-брачные отец мать ребенок дом обстановка кольца обучение контракт
Обеспечение материальных потребностей (пищи, одежды, жилья) Экономики работодатель наемный работник покупатель продавец фабрика офис магазин деньги торговля марка реклама
Установление и обеспечение действий (законов, правил и стандартов) Политики законодатель субъект права общественные здания и места флаг кодекс партия
Содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры Религии священник прихожанин собор церковь крест алтарь библия
Социализация людей, формирование знаний, приобщение к базисным ценностям и практикам Образования учитель ученик школа колледж диплом степень учебник
Поддержание здоровья населения Здравоохранения врач пациент поликлиника больница красный крест змей с чашей


Рис. 8. Типы социальных институтов


Любое общество создает ряд социальных институтов, каждый из которых выполняет свои, характерные для него социальные функции. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определенной упорядоченной системы.

Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

1. Экономическо-социальные институты — собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

2. Политические институты — государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

3. Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

4. Нормативно-ориентирующие — механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель — придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

5. Нормативно-санкционирующие институты осуществляют общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной санкцией.

6. Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Они основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией (приветствие, обращение и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-либо объединений).

Одним из четырех фундаментальных институтов общества считается семья, придающая ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой — самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп — группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду, клуб по интересам или спортивную команду, — но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Общепринятым является следующее определение семьи. Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Под семьей, существующей в течение длительного промежутка времени, нужно понимать такую целостность, которая делится и восстанавливается в каждом поколении, не нарушая преемственности. Способность восстанавливать свое единство в каждом следующем поколении является очень важной характеристикой семьи, называемой ее жизненным циклом. Жизненный цикл индивида характеризует важнейшие этапы жизни человека с момента его рождения до самой смерти. Рождение и смерть являются биологическими явлениями. Но семья рождается не в биологическом, а в социальном смысле, а именно с момента заключения брака — оформленного государством специального документа, который юридически скрепляет союз двух взрослых людей разного пола. Умирает семья также в социальном, а не в биологическом смысле, а именно после развода, который оформляется государством в соответствующем документе.

Жизненный цикл семьи — последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи — начинается с заключения брака и кончается его расторжением, т. е. разводом. Многие семьи (их называют стабильными, или крепкими) имеют только один момент — заключение брака — и не имеют другого, а именно развода. Неразведенные супруги проходят все стадии жизненного цикла Они-то и послужили ученым в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи. Гораздо сложнее построить схему жизненного цикла для супругов, которые несколько раз разводились и создавали повторные семьи.

Коротко говоря, жизненный цикл семьи состоит в следующем. Заключение брака служит первой, или начальной стадией семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребенок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи.

Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребенка до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок, обзаведшийся собственной семьей

На третьей стадии процесс отселения взрослых детей продолжается. Она может быть очень длинной, если дети рождаются через большие промежутки времени, и очень короткой, если следующие один за другим по годам рождения дети по очереди покидают семью. Ее называют зрелой фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети, и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки. Постаревшие родители, которым уже за 50, становятся бабушками и дедушками. Внуки занимают опустевшее после отъезда взрослых детей место. Отчий дом вновь наполняется детским гомоном и заботами о подрастающем поколении. Но теперь это отношения между внуками и прародителями.

В разных семьях и в разных странах третья стадия продолжается неодинаковое время. Она заканчивается, как только внуки покидают дом своих бабушек и дедушек. Они взрослеют, а дом прародителей вновь пустеет. Начинается четвертая стадия — одиночества в старости, или стадия затухания. Она заканчивается со смертью одного или обоих супругов. Семья, из которой ушли все дети, называется«пустым гнездом». В 1980 г. «пустых гнезд» в РСФСР было 30%, а в США — 40%.

Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую — брачная пара остается наедине с собой. Разница лишь в возрасте. Вначале это молодая пара, теперь она состарилась, отчий дом покинула молодежь.

В Европе и Америке пожилых пар, проживающих отдельно от детей, больше по двум причинам: во-первых, молодым легче найти жилье, а во-вторых, в обществе преобладают индивидуалистические ценности. В России, особенно на селе, гораздо больше трехпоколенных семей: пожилая пара живет совместно с повзрослевшими детьми, которые заботятся о ней духовно и материально. Под одной крышей могут проживать и три, и четыре поколения. Это значит, что стадии «пустого гнезда» в такой семье нет.

Обычно социологи и антропологи в истории человеческого общества различают следующие типы семей по количеству супругов — полигамные (групповой брак, полигиния — многоженство, полиандрия — многомужество) и моногамные браки (брак мужчины и женщины).

Также различают традиционную, или классическую (она же называется расширенной, многопоколенной), и современную нуклеарную (двухпоколенную) семью. Кроме того, различают также родительскую семью, или семью происхождения, и прокреационную, или новообразованную (созданную взрослыми детьми). По числу детей выделяют бездетную, однодетную и многодетную семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства — патернальную (глава семьи мужчина), матернальную (глава семьи женщина) и эквалитарную (оба супруга в равной степени считаются главой семьи).

Современная семья — первичная социальная и экономическая ячейка, включающая обычно двух родителей и одного ребенка. Ее называют нуклеарной семьей (от лат. nucleus — ядро). Она названа так потому, что демографическое ядро семьи, отвечающей за воспроизводство новых поколений, представляют собой родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники — бабушки, дедушки, дяди, тети и т. п. — относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной. Конкретным уточнением расширенной семьи выступает прилагательное «многопоколенная». Оно просто уточняет, за счет чего семья расширяется, а именно за счет трех-четырех поколений прямых родственников, а не за счет присоединения к нуклеарной семье дядей, кузенов и т. п.

Нуклеарная семья — форма моногамного брака. Принципиальную роль в появлении моногамного брака и нуклеарной семьи сыграл запрет кровосмешения (инцеста). Он означал, что отныне нуклеарная семья — стабильная социальная ячейка, ограниченная двумя поколениями. Третье поколение может быть только результатом образования новой семьи, созданной взрослыми членами нуклеарной семьи. Поэтому взрослые члены общества принадлежат двум семьям:

1) семье происхождения, или родительской семье, в которой они рождены и воспитаны; она включает отца, мать, братьев и сестер (family of orientation);

2) производной, или прокреационной семье, порожденной потомками (family of procreation).

Родительскую семью иначе называют первичной, а новообразованную семью — вторичной. Вторичная семья образована браком взрослых детей — членов первичной семьи, она включает мужа, жену и их детей.

Итак, нуклеарная семья — это кровнородственная группа, образованная двумя поколениями. Повзрослевшие дети создали свою семью и отделились от родителей. У них появились свои дети. Те повзрослели, создали семью, отделились. Так продолжается цепочка ядерного деления нуклеарной семьи (почти как в физике — деление ядер). Если новая семья не отъезжает, чтобы жить самостоятельно, то образуется расширенная семья.

Нуклеарная семья возможна только в тех обществах, где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно от родительской семьи.

Независимая нуклеарная семья характерна для индустриального общества, зависимая — для традиционного. Появление независимой семейной ячейки — следствие усиления индивидуалистической этики, роли института частной собственности, укрепления функций гражданского общества и цивилизованного государства, берущего под юридическую опеку социальное положение человека, гарантирующего его политические права и неприкосновенность частной жизни.

Расширенная семья это сложносоставная, или композитивная семья. Она состоит из родительской и новообразованной семей. Реальная расширенная семья включает несколько поколений, проживающих совместно. Критерий локализации (месторасположения) в данном случае считается решающим признаком такой семьи. Второй признак — экономическая кооперация, совместное ведение домашнего хозяйства и совместное владение семейной собственностью. Родительская и новообразованная семья могут жить в одной квартире, но вести раздельное хозяйство и ограничивать общение друг с другом, но это уже не реальная расширенная семья.

Номинальная расширенная семья — сообщество родственников, принадлежащих к разным поколениям, проживающих в разных местах, ведущих независимое хозяйство, но ощущающих психологическую привязанность друг к другу, т. е. включенных во внутрисемейную солидарность, и оказывающих друг другу социальную поддержку и экономическую помощь. Крайним случаем номинальной расширенной семьи надо считать такое сообщество, члены которого не являются родственниками, но благодаря высокой степени солидарности и идентификации ощущают себя как целое и называют себя «семьей». Самые известные примеры — средневековые религиозные секты, называвшиеся братствами, семья «пуналуа», некоторые мафиозные организации в Сицилии с «крестным отцом» во главе, японские корпорации, сотрудники которых называют себя «одной семьей».

Расширенная семья — исторически более ранняя фаза развития института семьи, нуклеарная семья — более поздняя. В традиционном обществе расширенная семья представляла собой то, что называют «тотальным институтом». Это значит, что в семье и через семью индивид получал все то, что теперь ему дают все общественные институты вместе взятые. В традиционной семье индивид осуществлял воспроизводство и удовлетворял сексуальные потребности, находил моральную и психологическую поддержку, занимался экономической и религиозной деятельностью, обучался и проходил социализацию. Семья являлась источником ценностей, которые затем транслировались в общество.

Нуклеарная семья в современном обществе перестала быть тотальным институтом. Она социализирует детей, но не создает те ценности, которые прививает ребенку. Ценности создаются государственной идеологической системой, церковью, средствами массовой информации и т. п., а затем транслируются в семью. Таким образом, нуклеарная семья и ее ценности определяются другими общественными институтами.

Современные российские социологи выделяют три формы моногамной семьи в России — патриархальную, детоцентрическую и супружескую. Патриархальная семья характеризуется доминированием мужчины в домохозяйстве. Он является главой семьи. В такой семье младшие ее члены и женщины должны подчиняться старшим и мужчинам. В детоцентрической семье взрослые придают особое значение благополучию детей и прикладывают усилия, чтобы при любых обстоятельствах сохранить брак в их интересах. В супружеской семье доминируют эгалитарные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества отношений между супругами. Патриархальная семья была наиболее распространенной в России до Второй мировой войны. В послевоенные годы, начиная с конца 40‑х вплоть до 80‑х годов, доминирующей стала детоцентрическая семья. И только совсем недавно возникла супружеская семья, которая становится более заметной, но пока еще не основной.

Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе. Культурные нормы, помимо всего прочего, предписывают количество супругов, которое может иметь один человек, правила выбора брачных партнеров, роль главы семейства и права и обязанности родственников, начиная с близких и кончая дальними, место поселения и генеалогию.

Универсальность семьи как института раскрывается в понятии функций семьи. Под социальными функциями подразумеваются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья. К наиважнейшим функциям семьи и брака относят следующие:

1. Регулирование сексуальных отношений. Брак и семья упорядочивают сексуальные отношения благодаря тому, что законодательство или обычаи предписывают, с кем и при каких условиях можно вступать в половые отношения.

2. Воспроизводство населения. Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения другим. Семья — это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения новыми поколениями.

3. Социализация. Новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья — ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, модальные установки, прививают принятые в этом обществе («хорошие») манеры, обучают ремеслам и теоретическим маниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют действия детей.

4. Забота и защита. Семья обеспечивает своим членам опеку, защиту, социальную безопасность. Дети нуждаются не только в крыше над головой, пище и одежде; им необходима и эмоциональная поддержка отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает. Семья поддерживает тех своих членов, которые по инвалидности, старости или юным годам не могут позаботиться о себе.

5. Социальное самоопределение. Узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которым принадлежит родительская семья. Она же определяет социальный статус индивида.

Кроме перечисленных, к важнейшим функциям семьи относятся: организация быта, организация личного потребления, психологическая и материально-бытовая поддержка членов семьи и т. д.

Одним из древнейших социальных институтов является религия. Всякий социальный институт появляется в связи с какой-либо потребностью человека, которую можно реализовать, только в системе устойчивых социальных отношений.

Человек, начиная с глубокой древности с момента, когда он начал себя осознавать как существо мыслящее, стал задумываться над смыслом рождения и смерти, смыслом пребывания на земле, о причинах многочисленных страданий, о добре и зле. С момента, когда человек начал осознавать свою конечность, он стал испытывать страх перед смертью. Поэтому возникает религия как институционализированная система верований, символов, ценностей, практик (культовых действий), которая обеспечивает группу людей решением вопросов, относящихся к сфере предельных категорий человеческого бытия: смысл жизни, рождение и смерть, добро и зло.


 


Рис. 9. Типология семьи


Религия, как социальный институт, возникла и существовала в различных исторических формах, которые во многом определялись конкретными историческими условиями существования различных народов. И если происходили изменения в этих условиях, то это влекло и изменение религии. Более простые религиозные системы заменяются более сложными. Можно выделить следующие типы религиозных систем:

1. Фетишизм — наделение вещей сверхъестественными свойствами. Эти вещи становятся объектом поклонения (амулеты). Тотемизм — когда священные предметы становятся предметами коллективного поклонения. Этот предмет становится гарантом удач и благополучия целой группы людей (тотемы). У различных племен и народов могут быть разные предметы поклонения. Магия — форма религиозной системы, в рамках которой осуществляются колдовские обряды и заклинания, посредством которых люди пытались воздействовать на события.

2. Дальнейшее развитие общества привело к возникновению политеистических религий (религий многобожия). Все природные стихии ставятся в зависимость от отдельных богов.

3. Позже возникают монотеистические религии: иудаизм, христианство, ислам.

Основные составляющие института религии:

1. Ценностно-нормативная модель, включающая совокупность верований, символов, предписаний, относящихся к определенному кругу явлений и предметов, называемых священными.

2. Структуры поведенческих образцов, управляемых и регулируемых посредством религиозных норм и верований.

3. Опыт, чувства и настроения верующих (религиозная психология).

Характерной особенностью религиозных образцов поведения является преобладание в них эмоционально-эффектных моментов, т. е. эмоций, чувств, особых состояний психики, связанных со сферой бессознательного или подсознательного.

Реальным воплощением религии являются религиозные организации как моральная общность верующих, совместно исполняющих религиозный культ, обычаи, обряды. Совместная деятельность религиозной общины — это система культовых действий. Именно совместные культовые действия формируют религиозную группу (обряды, молитвы, церемонии, проповеди, богослужения и т. д.). Молитва — это акт непосредственного взаимодействия человека с Богом.

Все виды культовых действий можно разделить на два типа:

а) магические (побуждают Бога совершать действия, выгодные людям);

б) умилостивительные (направлены на то, чтобы уговорить Бога и к таким культовым действиям, например, относятся молитвы).

Религиозная организация — это внутреннее устройство религиозной общины, способ управления и руководства ею. История знает два вида религиозных организаций: церковь и секта.

Церковь характеризуется четким разделением общины на клир (священнослужители) и мирян. Клир — особая группа людей, которая выступает в качестве посредников между рядовыми верующими и Богом. Церковь характеризуется очень четкой формализацией, регламентаций своей деятельности и иерархией.

Секты же характеризуются более доверительными личностными отношениями верующих. В сектах нет четкой дифференциации на рядовых и на клир, но любая секта в историческом развитии имеет тенденцию превращения в церковь. От обычных сект необходимо отличать так называемые тоталитарные секты, которые изначально возникают как жесткие иерархизированные системы обычно возникающие в явно не декларируемых коммерческих и политических целях.

В истории, как правило, инициаторами религий как социального института, основателями выступают харизматические личности, обладающие особым даром, уникальными психоэмоциональными и интеллектуальными качествами (Будда, Христос, Мухаммед).

Религия изначально выполняла очень важные и значимые функции, к которым можно отнести следующие:

1. Интегративная. В этом качестве религия является первой формой объединения людей на основе идей (идей о Боге), и она обеспечивает сплоченность, устойчивость и стабильность общества.

2. Регулятивная (нормативная). В этом качестве религия поддерживает и усиливает социальные нормы поведения, обеспечивает определенный устойчивый социальный порядок.

3. Психотерапевтическая функция заключается в том, что религия, объясняя причины бед и горестей, успокаивает человека, придает ему стойкость, защищает его от стресса и способна вызывать в нем положительные эмоции.

4. Коммуникативная функция проявляется в формировании отношений между человеком и Богом и через эти отношения человека с человеком на основе веры.

5. Рекреационная функция заключается в том, что религия может предлагать различные виды деятельности (например, прослушивание песнопений, хоралов, органных произведений и т. д.), помогающих восстанавливать духовные и физические силы человека.

Организация как форма социальной общности имеет огромное значение в жизни общества. Люди работают в организациях разного типа, живут в организованных поселениях, покупают все, что требуется для жизни, в основном в торговых организациях, отдыхают, рождаются, учатся, решают различные свои проблемы — все это происходит в организациях или через них. Поэтому в возникновении, функционировании и развитии общества ничего нельзя понять без изучения его организационных форм.

Применительно к социальным объектам термин «организации» употребляется в трех смыслах.

1. Организацией может называться искусственное объединение институциального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченных функций. В этом смысле организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как автономный объект. В таком значении словом «организация» можно назвать, например, предприятие, орган власти, партия и т. д.

2. Термин «организация» может обозначать определенную деятельность по организации, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т. д. Здесь организация выступает как процесс, связанный с целенаправленным воздействием на объект и, значит, с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых. В этом смысле понятие организация совпадает с понятием управление, хотя и не исчерпывает его.

3. Под организацией может мыслиться характеристика степени упорядоченности какого-то объекта. Тогда этим термином обозначают определенную структуру, строение и тип связей, выступающих как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов. В этом смысле организация объекта — это свойство, атрибут последнего.

Организации возникают тогда, когда достижение каких-либо общих целей становится возможным только через достижение индивидуальных целей, и когда достижение индивидуальных целей оказывается возможным только через выдвижение и достижение общих целей.

Коллективное целедостижение вызывает необходимость вводить иерархию и управление.

Для организации характерны следующие социальные свойства:

1. Организация создается как инструмент решения общественных задач, средство достижения целей, поэтому на первом плане при ее изучении стоят такие проблемы, как выяснение ее целей и функций, эффективности результатов, мотивации и стимулирования персонала.

2. Организация складывается как человеческая общность, специфическая социальность, т. е. совокупность социальных групп, статусов, норм, отношений лидерства, сплоченности–конфликтности.

3. Организация объективируется как безличная структура связей и норм, детерминированная административными и культурными факторами. Предметом анализа организации в этом смысле выступает агрегированная целостность, построенная иерархически и взаимодействующая с внешней средой. А основными проблемами в этом случае являются равновесие, самоуправление, разделение труда, управляемость организации.

В обществе образуются следующие формы организаций:

1. Деловые организации — фирмы и учреждения, которые либо возникают сами для коммерческих целей, либо создаются более широкими организационными системами для решения отдельных задач. Членство в них обеспечивает работников средствами к существованию. Основа внутреннего регулирования — административный распорядок, принципы единоначалия, назначения, коммерческой целесообразности.

К деловым организациям относятся частные или государственные фирмы, учебные, лечебные и иные прибыльные и неприбыльные организации. В таких организациях помимо работников есть материально-техническая база, финансовая, документальные системы. Их наличие не зависит от состава и состояния персонала, хотя последний в какой-то мере может влиять на их качественные и количественные параметры.

Эмпирическая типология деловых организаций выделяет среди них два типа: предприятия (занятые в производстве и распределении материальных ценностей и услуг) и учреждения (занятые в сфере умственного труда). К первому типу относятся организации производственные, торговые, обслуживающие, ко второму — образовательные, лечебные, культурные, управленческие, научные и проектные.

Проблемная же типология дает иные группировки. С точки зрения проблемы «личность — общество» деловые организации можно разбить на две группы: занятые удовлетворением человеческих потребностей (работают на каждого) и занятые в сфере общественной интеграции (работают на целое). В первую группу попадают организации, которые обеспечивают свою прибыль производством материальных предметов потребления (одежда, питание, жилище, предметный мир), условиями для рекреации (отдых, лечение), поставляют предметы духовного потребления (идеи, художественные ценности, знания); во вторую — организации, осуществляющие социальный контроль (органы надзора), социальное управление (правительство, местная администрация). Выделяется также промежуточная группа организаций, занятых социализацией (воспитательные, образовательные, информационные учреждения), — она в той или иной степени работает на обе функции.

2. Общественные союзы, массовые организации, цели которых вырабатываются «изнутри» и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников. Регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, то есть зависимостью руководства от руководимых.

Массовые, союзные организации — политические партии, творческие, любительские объединения и им подобные — это разновидность общественных организаций, представляющих собой союз различных категорий населения, объединяющихся вокруг конкретных общественных и групповых целей и действующих на основе совместно принятого устава, программ, выборности руководства. Массовые организации являются важной формой общественной самодеятельности и самоуправления, неотъемлемой частью гражданского общества.

По типу членства массовые организации делятся на организации с только индивидуальным членством (партия, профсоюзы), с коллективным членством (ассоциации городов и предприятий), со смешанным членством (научные общества), без членства (женсоветы, общественные движения).

3. Существуют также промежуточные формы организаций, например, кооперативные (сельскохозяйственные, рыболовецкие колхозы, старательские артели), которые соединяют в себе основные признаки союзов, но выполняют предпринимательские функции.

Центральной осью функционирования трудовых организаций является управление. Сущность социологического подхода к управлению состоит в выделении трех его компонентов. Первый из них — целенаправленное управляющее воздействие, включающее целеполагание и целеосуществление, — составляет ядро управления. Такое воздействие бывает внешним (когда орган управления находится за рамками самих объектов), а также самоуправлением (когда воздействие осуществляется подразделением или субъектом, входящим в состав самого объекта). Второй компонент управления — социальная самоорганизация, т. е. спонтанные процессы внутриколлективного регулирования (лидерство, «шкала престижа», неформальное группообразование, социальные нормы). Оба названных компонента образуют третий — организационный порядок, включающий в себя как продукты «прошлого» управленческого труда (решения, объективированные в стабильной должностной структуре, административном распорядке), так и систему стихийно сложившихся правил и норм отношений в коллективе. На каждом указанном уровне управление сталкивается со специфическими проблемами и вырабатывает соответствующие методы.

По отношению к отдельному работнику предприятия можно выделить разные виды воздействия (методы социального управления) на его поведение:

а) прямое (приказ, задание);

б) через мотивы и потребности (стимулирование);

в) через систему ценностей (воспитание, образование и т. д.);

г) через окружающую социальную среду (изменение условий труда, статуса в административной и неформальной организации и др.).

Применительно к группе, входящей в производственный коллектив предприятия, методы социального управления распределяются следующим образом:

а) целенаправленное формирование состава группы (по квалификационным, демографическим, психологическим признакам, количеству, размещению рабочих мест и т. д.);

б) сплочение группы (посредством организации соревнования, совершенствования стиля руководства, использования социально-психологических факторов и иные способы).

На уровне социальной организации предприятия используются методы:

а) согласование формальной и неформальной структуры (преодоление противоречий между запланированными и действительными связями и нормами);

б) демократизация управления (посредством повышения роли общественных организаций, широкого привлечения работников к выработке общих решений, выборности некоторых руководителей, развития трудовой активности и т. д.);

в) социальное планирование (повышение квалификации работников, совершенствование социальной структуры коллектива, улучшение благосостояния и другие мероприятия).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная мобильность | Понятие личности. Личность и общество
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.124 сек.