Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пути развития статистики, становление ее как науки. Взаимосвязь статистики с другими науками




Введение в статистику

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ

 

Раздел 1

Понятие «статистика» многолико, многозначно и в полном со­ответствии с одним из статистических терминов многомерно. Эта наука имеет древние корни. Термин «статистика» происходит от латинского слова status - определенное состояние, положение вещей и первоначально употреблялся в значении «политическое состоя­ние». Активное его использование относится к XVII в., когда оно понималось как «государствоведение», то есть совокупность раз­личных данных о государстве: численность и движение населения, территориальное деление, административное устройство.

Наиболее ранние сведения о существовании регулярного учета численности населения в Древнем Китае и Египте относят­ся к XXII в. до н.э. В Древнем Риме в VI в. до н.э. учет населения осуществлялся в виде «цензов» — своего рода переписей населе­ния с периодичностью в пять лет. Каждый гражданин должен был сообщить цензору свое полное имя, дать сведения о членах семьи, об имущественном положении, в том числе и о рабах. Большая заслуга в развитии статистики принадлежит греческому философу Аристотелю (384-322 гг. до н.э.), который составил описание 157 городов и государств своего времени. Известен ве­ликолепный памятник средневековой статистики — «Книга страшного суда». Она представляет собой результаты переписи населения Англии и датирована 1061 г. Однако в те времена осу­ществлялся только сбор политических сведений, а их обработка и анализ не проводились.

На Руси уже в Х-ХП вв. собирались различного рода сведе­ния, связанные с налогообложением. При Петре I велся регуляр­ный учет цен на хлеб, собирались статистические данные о городах и городском населении, внешней торговле, зарождается те­кущий учет населения (регистрация рождений, смертей, браков в церковных книгах).

Становление статистики как теоретической науки следует отнести к белее позднему периоду — второй половине XVII в., когда почти одновременно в Германии и Англии появились пер­вые научные труды, посвященные изучению массовых явлений, государства, общества. Она основывается на базе двух допол­няющих друг друга школ. От первой была получена система ко­личественного описания социально-экономических явлений {опи­сательная школа или государствоведение), а от второй — стати­стическое обобщение количественных характеристик массовых явлений с целью познания их закономерностей {математическая школа или политическая арифметика).

Намного ближе к современному пониманию статистики была научная английская школа «политическая арифметика», основа­телями которой были У. Петти и Дж. Граунт. Петти попытался оценить национальное богатство и национальный доход страны. Представители этой школы путем обобщения и анализа фактов стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие об­щества, показать закономерности развития общественных явлений.

Государствоведение и политическая арифметика развивались каждая своим путем, используя свои методы в исследованиях. Но предмет изучения у них был общий - государство, общество, а также массовые явления и процессы, происходящие в нем. Пред­ставители этих направлений не дошли до теоретического обобщения практики учетно-статистических работ, до создания тео­рии статистики. Эта задача была решена позднее, в XIX в., из­вестным бельгийский ученым Адольфом Кетле (1796-1874). Именно он дал определение предмета статистики (массовые яв­ления, связанные с жизнью общества, государства), увидел в ней орудие социального познания, раскрыл суть методов статистики.

Статистика находится в тесной взаимосвязи со многими нау­ками. Фундаментальной основой статистики служат философия, социология, экономика, демография, математика и другие обще­ственные науки.

Из философии статистика берет в основном философские ка­тегории: количество, качество и

мера, содержание и форма, сущ­ность и явление, причина и следствие, общее и частное, закон и закономерность, необходимость и случайность и др. Данные ка­тегории определяют содержание и специфику статистической методологии, создавая основу для ее правильного применения.

Одну из главных ролей в статистике играет математика. Связь между этими науками осуществляется с помощью языка цифр, обе науки исследуют количественную сторону явлений, но математика делает это безотносительно к качеству явлений при­роды и общества, а статистика изучает количественную сторону лишь общественных явлений в неразрывной связи с их качест­венной стороной.

Особое значение для статистики имеют теория вероятности, которая, с одной стороны, является теоретическим обоснованием случайных ошибок выборки, а с другой — позволяет определить размер этих ошибок, и математическая статистика, элементы ко­торой используются в задачах, связанных с изучением структуры совокупности, связи между признаками, динамики.

Также статистика связана с бухгалтерским и управленческим учетом, максимально используя его данные и имея общие доку­менты первичного учета. Статистика основывается на учете, но при этом ее целью является итоговая характеристика всей сово­купности единиц. Однако отождествлять учет и статистику мож­но только в том случае, если речь идет об учете как о способе систематического измерения и изучения общественных явлений с помощью количественных методов.

Общественные науки, в свою очередь, могут развиваться, ес­ли они опираются на статистику, на ее анализ и обобщение ста­тистического материала.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.