Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды судебных расходов. (ст. 44, 47-1, 48)




Тема 7. Судебные расходы (р.6 ст.44-49).

План:

 

1. Понятие и виды судебных расходов.

2. Государственная пошлина: ставки, порядок уплаты и возврата, освобождения от уплаты, возмещения государственной пошлины.

3. Распределение судебных расходов.

 

 

Судебные расходы состоят из государственной пошлины, сумм, которые подлежат уплате за проведение судебной экспертизы, назначенной хозяйственным судом, расходов, связанных с осмотром и исследованием вещественных доказательств в месте их нахождения, оплаты услуг переводчика, адвоката, расходов на информационно-техническое обеспечение судебного процесса и других расходов, связанных с рассмотрением дела.

Судебные расходы –это затраты, которые несут участвующие в деле лица в ходе рассмотрения и разрешения дела в порядке хозяйственного судопроизводства.

Целесообразность существования судебных расходов и обязательность их уплаты сторонами и участниками судебного процесса предопределена прежде всего потребностью государства хотя бы частично компенсировать затраты на содержание судебной системы и обеспечение осуществления функции правосудия. Компенсация судебных расходов за счет стороны, действия которой повлекли потребность в судебном разрешении хозяйственного спора, является также демонстрацией негативной общественной оценки невыполнения или ненадлежащего исполнения участниками хозяйственного оборота принятых на себя обязательств и имеет основной целью сохранения стабильности в хозяйственном обороте.

К обязательным судебным расходам входят: суммы государственной пошлины, суммы расходов на проведение назначенной хозяйственным судом экспертизы, суммы расходов на осмотр и исследование вещественных доказательств в месте их нахождения, суммы расходов на оплату услуг переводчика, суммы расходов на оплату услуг адвоката и расходов на информационно- техническое обеспечение судебного процесса.

Расходы на адвоката определяются в порядке, установленном З/ном «Об адвокатуре», расходы за проведение экспертизы -З/ном «О судебной экспертизе, также услуги переводчика устанавливаются судом с учетом Положения о служебных командировках.

Размер затрат на информационно-техническое обеспечение судебного процесса определяется Кабмином по представлению ВХСУ (ст.47-1).

Введению в состав судебных расходов сумм, уплаченных за информационно-техническое обеспечение судебного процесса, предшествовало постановление Кабинета Министров Украины от 19 апреля 1999 года № 160 «О создании единой компьютерной сети арбитражных судов». Согласно этому постановлению, вынесенному по предложению Высшего хозяйственного суда Украины (в то время — Высшего арбитражного суда Украины) и согласованного с Государственной налоговой администрацией. Создание и эксплуатация единой компьютерной сети хозяйственных судов финансировались за счет судебных расходов сторон и в пределах средств, уплаченных сторонами за услуги по информационно - техническому обеспечению судебного процесса. С внесением соответствующих изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс данная составляющая судебных расходов, из факультативной стала обязательной.

В то же время необходимо заметить, что уплата расходов на информационно-техническое обеспечение судебного процесса осуществляется лишь при обращении с исковым заявлением в суд первой инстанции (пункт 31 ст. 57 ХПК). Направление апелляционной или кассационной жалобы уплаты расходов на информационно -техническое обеспечение судебного процесса не требует. Основания для такого вывода дает отсутствие в числе оснований для возвращения апелляционной жалобы (пункт 3 статьи 97 ХПК) или кассационной жалобы (пункт 4 статьи 111-3), отсутствие доказательств уплаты расходов на информационно - техническое обеспечение судебного процесса.

К другим расходам, связанным с рассмотрением хозяйственных споров, можно отнести суммы, которые подлежат оплате лицам, вызванным в хозяйственный суд в соответствии со статьей 30 этого Кодекса, а также расходы, понесенные посторонними предприятиями и организациями в связи с предоставлением документов или материалов, необходимых для разрешения хозяйственного спора в порядке статьи 38 этого Кодекса, затраты на проведение осмотра и исследования письменных и вещественных доказательств в месте их нахождения в порядке статьи 39 этого Кодекса, а также расходы, связанные с рассмотрением дела непосредственно на предприятии или в организации, которая является стороной по делу, и другие расходы.

По общему правилу затраты участников судебного процесса на оплату услуг по предоставлению правовой помощи (кроме услуг адвоката), связанной с ведением дела в суде, не входят в состав судебных расходов. По своей природе такие расходы могут квалифицироваться как убытки, понесенные в связи с рассмотрением дела в хозяйственном суде, и возмещаются в общем порядке.

Экспертам и переводчикам возмещаются стоимость проезда, найма жилья, стоимость предварительной продажи проездных билетов, затраты за пользование бельем, суточные и другие согласно норм и в порядке, установленном постановлением Кабинета Министров от 23 апреля 1999 года № 663 «О нормах возмещения командировочных расходов в пределах Украины и за границу» (с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлениями Кабинета Министров Украины от 30 мая 2000 года № 850 и от 6 сентября 2000 года № 1398). Данным постановлением утверждены нормы суточных расходов на командировки работников предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, а также нормы любых расходов для исчисления и возмещения служебных командировочных расходов.

Экспертам и переводчикам на основании проездных документов (кроме такси) возмещаются расходы, связанные с проездом в хозяйственный суд и возвращением к месту проживания. В случае отсутствия проездных документов экспертам и переводчикам возмещается минимальная стоимость проезда.

Размер расходов, которые подлежат уплате за услуги адвоката, определяется в соответствии с положениями статьи 12 Закона Украины «Об адвокатуре» — на основании соглашения между участником хозяйственного процесса и адвокатским объединением или адвокатом.

Если договор разрывается досрочно, оплата труда адвоката осуществляется за фактически выполненную работу. В случае ненадлежащего выполнения поручения по требованию гражданина или юридического лица, которые заключили договор с адвокатом или с адвокатским объединением, внесенная плата возвращается им полностью или частично, а при возникновении спора — по решению суда.

 

 

2. Государственная пошлина: ставки, порядок уплаты и возврата, освобождение от уплаты, возмещение государственной пошлины.(ст.45-47).

 

Государственная пошлина — это денежный сбор, взимаемый в доход государства за рассмотрение и разрешение спора в хозяйственном суде.

Виды госпошлины: простая---исчисляется в твердых ставках, в размерах частей официально установленного необлагаемого минимума доходов граждан; пропорциональная---в процентном выражении к цене иска.

Цена иска---это денежное выражение имущественных претензий истца, которая определяется размером взыскиваемой денежной суммы или стоимости взыскиваемого имущества. Сюда включают и суммы штрафных санкций.

Плательщиками государственной пошлины на территории Украины согласно статье 1 Декрета Кабинета Министров Украины от 21 января 1993 года № 7-93 «О государственной пошлине» является физическое или юридическое лицо за совершение в их интересах действий и выдачу документов, которые имеют юридическое значение, уполномоченными на то органами.

Согласно положению норм ХПК, в обязательном порядке государственная пошлина взыскивается из исковых заявлений и заявлений об обжаловании решений, постановлений и определений хозяйственного суда. В таком же порядке взыскивается государственная пошлина из заявлений о возбуждении дел о банкротстве. К числу заявлений, по которым взыскивается государственная пошлина, принадлежат также исковые заявления, которые поступают в суд от третьих лиц, которые заявляют самостоятельные требования на предмет спора и по встречным исковым заявлениям. Основаниями для расширения перечня заявлений является то, что статья 26 ХПК предоставляет третьим лицам, которые заявляют самостоятельные требования на предмет спора, право подавать иск к одной или сразу к двум сторонам хозяйственного спора, а статья 60 ХПК предусматривает право ответчика защищать свои права путем предъявления встречного иска, а следовательно, из этих исковых заявлений также уплачивается государственная пошлина.

Государственная пошлина не уплачивается по заявлениям о вынесении дополнительных решений и определений, о разъяснении решений и постановлений, а также об исправлении ошибок, допущенных в решении, постановлении (описки или арифметической ошибки).

Декретом Кабинета Министров Украины установлено, что государственная пошлина взыскивается не только из исковых заявлений и из заявлений об обжаловании решений, постановлений, определений, а также из заявлений об их пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам.

От уплаты государственной пошлины согласно с этим Декретом освобождаются определенные категории субъектов (ст.4 Декрета): органы прокуратуры, Антимонопольный комитет, органы местного и регионального самоуправления, местные госадминистрации, органы соцстраха и соцзащиты, финорганы и госналоговые администрации, органы охраны окружающей среды, лесного хозяйства, рыбоохраны, Нацбанк и его учреждения, за искл. Коммерческих, строительные инспекции, по искам о защите авторских прав и оспаривание решений третейских судов.

Хозяйственный суд не имеет права предоставлять сторонам отсрочку или рассрочку уплаты государственной пошлины, а также уменьшать ее размер.

Государственная пошлина платится или взыскивается в доход государственного бюджета Украины в порядке и размере, установленном законодательством Украины.

В случае увеличения размера исковых требований недоплаченная сумма государственной пошлины доплачивается или взыскивается согласно с новой ценой иска.

К заявлению об увеличении размера исковых требований прикладывается документ, который подтверждает уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере, за исключением случаев освобождения от уплаты этой пошлины, отсрочки или рассрочки его уплаты.

Согласно с п. 2 ст. 3 Декрета ставки государственной пошлины из заявлений, которые подаются в хозяйственные суды, устанавливаются в таких размерах:

1. из исковых заявлений имущественного характера — 1 процент от цены иска, но не менее 6 необлагаемых минимумов доходов граждан и не более 1500 необлагаемых минимумов доходов граждан (подпункт а);

2. из исковых заявлений неимущественного характера, в том числе из заявлений о признании недействительными полностью или частично актов ненормативного характера; из заявлений кредиторов о возбуждении дел о банкротстве, а также из заявлений кредиторов, которые обращаются с имущественными требованиями к должнику после объявления о возбуждении дела о банкротстве — 5 необлагаемых минимумов доходов граждан (подпункт бы);

3. из исковых заявлений по спорам, которые возникают во время заключения, изменения или расторжения хозяйственных договоров, в хозяйственных судах Украины — 5 необлагаемых минимумов доходов граждан (подпункт в);

4. из апелляционных и кассационных жалоб, а также из заявлений о пересмотре решений, постановлений, определений по вновь открывшимся обстоятельствам — 50 процентов ставки, которая подлежит уплате в случае предъявления заявления, для рассмотрения спора в первой инстанции, а из споров имущественного характера — 50 процентов ставки, вычисленной исходя из оспариваемой суммы (подпункт в). Из исковых заявлений, которые одновременно носят имущественный и неимущественный характер, государственная пошлина платится совокупно. Совокупная сумма государственной пошлины к уплате в данном случае рассчитывается по ставкам, установленным для заявлений каждой категории.

Государственная пошлина, которая согласно со статьей 3 Декрета уплачивается по ставкам в размерах частей необлагаемого минимума доходов граждан, вычисляется, исходя из размера необлагаемого минимума, который действует на день уплаты пошлины.

Государственная пошлина должна быть уплачена до предъявления искового заявления, апелляционной, кассационной жалобы или заявления о пересмотре решения, постановления, определения по вновь открывшимся обстоятельствам. К исковому заявлению, апелляционной, кассационной жалобе или заявлению о пересмотре решения, постановления, определения по вновь открывшимся обстоятельствам добавляется как доказательство уплаты государственной пошлины в хозяйственный суд оригинал экземпляра платежного поручения, на обратной стороне которого должна содержаться надпись (примечание) банковского учреждения следующего содержания: «Государственная пошлина в сумме............ гривен зачислена в государственный бюджет» с указанием даты предъявления платежного поручения. Эта надпись скрепляется подписью руководителя и главного бухгалтера банковского учреждения, обслуживающего плательщика и удостоверяется печатью банковского учреждения. Невыполнение указанных требований является основанием для возвращения без рассмотрения иска, или заявления о пересмотре решения, постановления, определения.

Государственная пошлина подлежит возврату в случаях и в порядке, установленных законодательством.

В решении, постановлении, определении или справке хозяйственного суда указываются обстоятельства, которые являются основанием для полного или частичного возврата государственной пошлины (ст.47 ХПКУ).

Согласно со статьей 8 Декрета Кабинета Министров Украины от 21 января 1993 г. №7-93 (с изменениями состоянием на 15 ноября 2001 года) «О государственной пошлине» уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случаях:

- внесение пошлины в большем размере, чем предусмотрено действующим законодательством;

- возвращение заявления (жалобы) или отказа в ее принятии (статьи 62,63,97, 111-1 ХПК);

- прекращение производства по делу или оставление иска без рассмотрения, если дело не подлежит рассмотрению в хозяйственных судах Украины, а также когда истцом не соблюден установленный для данной категории споров порядок досудебного урегулирования (пункты 1, 3 статьи 80 и пункт 3 статьи 81 ХПК);

- отмена в установленном порядке решения, постановления, определения хозяйственного суда, прекращение производства по делу, если дело не подлежит рассмотрению в хозяйственных судах, если при этом государственная пошлина уже взыскана в доход бюджета.

В случае уменьшения исковых требований в процессе рассмотрения дела уплаченная государственная пошлина не возвращается. Такое правило установлено для предотвращения безосновательного и необоснованного завышению цены иска при обращении в хозяйственный суд и может считаться своеобразной компенсацией за обращение в суд по недостаточно обоснованным требованиям.

Возвращение государственной пошлины производится хозяйственным судом на основании заявления плательщика, поданного им не позже года со дня зачисления государственной пошлины в бюджет. К заявлению прикладываются соответствующие документы, подтверждающие обстоятельства, которые являются основанием для полного или частичного возвращения государственной пошлины, и оригиналы документов, которые подтверждают уплату государственной пошлины, если она подлежит возврату в полном размере.

На основании указанных документов хозяйственный суд выносит решение или отмечает в решении о возврате государственной пошлины. В тех случаях, когда такие процессуальные документы не выносятся (например, государственная пошлина была уплачена, но исковое заявление в хозяйственный суд не поступало), государственная пошлина возвращается на основании соответствующей справки хозяйственного суда.

Возвращение искового заявления (жалобы) на основаниях, предусмотренных ХПК, как отмечалось, является основанием для возврата государственной пошлины. Вместе с тем, возвращение искового заявления (жалобы) не препятствует повторному обращению в хозяйственный суд в общем порядке после устранения допущенного нарушения, В таких случаях заявитель может опять использовать первичный документ об уплате государственной пошлины на общих основаниях в случае надлежащего оформления платежного поручения.

Возмещение расходов по уплате госпошлины после вынесения решения и приказа осуществляется ответчиком вместе с погашением взысканной в судебном порядке суммы долга согласно статье 49 ХПКУ Распределение судебных расходов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.