Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подведомственность и подсудность дел при участии иностранных предприятий и организаций.(ст.124)

Нормы национального процессуального законодательства указывают виды подсудности. Как правило, это предметная (родовая) и территориальная подсудность. Первая обосновывается на предмете спора и имеет публичный характер. Территориальная подсудность предусматривает деление споров на основании географического расположения судов. Нормативные акты многих стран также устанавливают договорную и исключительную подсудность. Но отмечены виды деления компетенции, предусмотренные для споров, которые возникают в национальной системе. В свою очередь международная подсудность разделяется на общую и специальную. Общая подсудность заключается в том, что национальные суды компетентны рассматривать спор, усложненный иностранным элементом, а специальная подсудность отождествляется с национальной территориальной юрисдикцией и означает установление суда, который владеет территориальной юрисдикцией относительно определенного спора.

Современной мировой системе известны несколько способов определения международной подсудности: 1) по признаку гражданства физического лица или «национальности» юридического лица — стороны в деле; 2) по признаку места проживания или местонахождения ответчика, то есть распространение принципов внутреннего законодательства на дела с иностранным элементом; 3) по признаку личного участия ответчика или наличия должного ему имущества на территории данной страны; 4) по месту нахождения спорной вещи; 5) при наличии другой связи спорного дела с территорией данного государства, в частности места причинения вреда.

В связи с наличием в законодательстве норм о разных видах и способах подсудности может возникнуть проблема параллельной юрисдикции. Содержание этой проблемы заключается в том, что производство по делу в споре между теми же сторонами, о том же предмете, из тех же оснований может быть возбуждено в судах нескольких иностранных государств или международном коммерческом арбитраже. Учитывая это, возникает проблема возможности принятия искового заявления, возбуждения производства по делу, рассмотрению спора, вынесения решения, если в суде иностранного государства, международном коммерческом арбитраже возбуждено производство или вынесено решение по спору между теми сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.

Статье 124 ХПК формулирует стандартное для многих правовых систем правило определения так называемой общей территориальной подсудности, в соответствии с которой хозяйственные суды рассматривают дела при участии иностранных предприятий и организаций, если местонахождение ответчика находится на территории Украины.

Следует особенно отметить и то, что согласно с частью 2 статьи 124 положения этой статьи приобретают необходимую конкретизацию лишь при ее толковании в тесной связи со статьями 12— 17 ХПК. Эти статьи устанавливают деление между хозяйственными судами дел независимо от наличия или отсутствия в них иностранного элемента.

Местом нахождения юридического лица признается местонахождение его постоянно действующего органа. Под постоянно действующим органом понимается орган юридического лица (правление, дирекция и т. п.). Сведения о местонахождении юридического лица субъекта предпринимательской деятельности отмечаются в свидетельстве о государственной регистрации.

Процессуальная конструкция исключительной подсудности как разновидности территориальной состоит из норм, которые определяют категории дел, которые должны рассматривать точно определенные хозяйственные суды. Следовательно, к иностранным лицам применяются те же ограничительные процессуальные правила относительно мест рассмотрения дел, какие являются обязательными для украинских предприятий и организаций (ч. 2 статьи 124). Здесь необходимо назвать дела:

а) в спорах, которые возникают из договора перевозки, в которых одним из ответчиков есть орган транспорта;

б) дела в спорах о праве собственности на имущество или об истребовании имущества из чужого незаконного владения;

в) дела в спорах, в которых ответчиком является высший или центральный орган исполнительной власти (статья 16 ХПК).

В законодательстве многих стран предусмотрен отдельный вид подсудности - договорная подсудность, которая позволяет предприятиям, организациям, гражданам заключать с их иностранными контрагентами соглашения. Эти соглашения являют собой взаимное согласие сторон передать спор, подсудный, согласно с нормами национального права, органам юстиции другой страны или точно определенному национальному суду или на рассмотрение добровольно избранного хозяйственного суда. Такое соглашение оформляется самостоятельным документом, но чаще всего оно включается отдельным пунктом во внешнеэкономическое соглашение.

Хозяйственное процессуальное законодательство Украины не предусматривает договорной подсудности. По содержанию статье 123 ХПК для иностранных субъектов хозяйственной деятельности предусмотрен национальный режим процедуры решения хозяйственных споров. Следовательно, поскольку в ХПК отсутствует институт договорной подсудности, заинтересованная сторона может обратиться в арбитражный суд лишь в соответствии с требованиями статей 13—16 ХПК относительно подсудности дел.

Отсюда выплывает, что хозяйственные суды не вправе принимать к своему производству дела по искам к ответчикам, местонахождение которых за пределами Украины, кроме случаев, когда действующим законодательством, в том числе международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины или предусмотрено другое.

В соответствии со статьей 12 ХПК подведомственный хозяйственному суду спор может быть передан на разрешение третейского суда (арбитража), в том числе международного коммерческого арбитража, кроме споров о признании недействительными актов, а также споров, которые возникают при заключении, изменении, расторжении и исполнении хозяйственных договоров, связанных с удовлетворением государственных нужд.

Учитывая упомянутое выше, хозяйственный суд, к которому подан иск по вопросу, который является предметом арбитражного соглашения, должен прекратить производство по делу, если есть возражение одной из сторон относительно решения спора в хозяйственном суде и им не будет признано, что арбитражное соглашение есть недействительным или не может быть выполнена.

Подсудность арбитражным судам дел в спорах при участии нерезидентов в таких случаях определяется по общим правилам согласно с разделом III ХПК.

Широкая возможность обращения к украинским хозяйственным судам с требованиями к иностранным ответчикам существует, если в Украине функционируют их филиалы, представительства, другие обособленные подразделения, причем независимо от объемов и содержания предоставленных им основателями полномочий. Аналогичной является ситуация, если иностранное предприятие или организация имеет на территории Украины недвижимое имущество, относительно которого возник спор.

При этом филиал иностранного лица, то есть обособленное подразделение юридического лица, который расположен вне места его пребывания, осуществляет все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительство иностранного лица представляет обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, который представляет интересы этого лица и осуществляет их защиту.

Представительства иностранных юридических лиц в Украине подлежат государственной регистрации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Процессуальные права и обязанности иностранных предприятий и организаций.(ст.123) | Компетенция хозяйственных судов при рассмотрении дел при участии иностранных предприятий и организаций. Судебный иммунитет.(ст.125-126)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.