КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и явление
Любой предмет или явление представляет собой многоуровневое образование. Так, в нем всегда имеют место, с одной стороны, поверхностные, внешние очертания, а с другой, глубинные, внутренние, сущностные характеристики. Поэтому, для обозначения этих противоположных параметров в философии выделяются диалектические категории «сущность» и «явление». «Сущность» - это философская категория, в которой отражается внутренняя, скрытая, глубинная, относительно устойчивая сторона того или иного явления или предмета. «Явление» - это философская категория, в которой фиксируются сугубо внешние, эмпирически наблюдаемые, более подвижные и изменчивые свойства или признаки того или иного явления или предмета. Эти категории по своей природе носят диалектически противоположный характер; поэтому они не совпадают по своему содержанию, а тем более по сущности, друг с другом. Когда это несовпадение приобретает ярко выраженный характер, то предмет или явление отражает форму видимости или кажимости, т.е. не - адекватного, искаженного проявления сущности. Например, видимостью является искривление карандаша в стакане воды или вращение Солнца вокруг Земли и. т. д. В конечном счете, видимость не является продуктом нашего сознания, ибо она объективна и возникает в силу объективных условий наблюдений. Но рассматриваемые нами категории диалектики тесно связны между собой: явление есть проявление сущности, его внешнего обнаружения (например, простудная инфекция проявляется в повышенной температуре тела, в насморке и т.д.) Но, так или иначе, познавательный процесс всегда начинается с познания явлений, а затем осуществляется переход к познанию сущности 1 (первого), 2 (второго) и. т.д. порядка. Другими словами, сущность является, а явление существенно. Если бы явление и сущность, с одной стороны, не были связаны между собой диалектической связью, то познание сущности мира было бы просто невозможно, а значит – отпала бы необходимость в самой науке. С другой стороны, если бы они абсолютно совпадали, то, как утверждал К. Маркс, «всякая наука была бы излишня». Но ведь наука ставит перед собой задачу: за внешним множеством различных предметов или явлений отыскивать, выявлять внутренние, существенные закономерности познаваемого мира. Такова объективная история и логика познавательной деятельности.
В истории философии мы обнаруживаем, что ряд философов – субъективных идеалистов (например, Дж. Беркли, Э. Мах, Р. Авенариус и др.) полагали, что, помимо явлений, никакой сущности не существует. Так, для Э. Маха, «мир есть совокупность индивидуальных человеческих ощущений» и не более того. Ряд других философов – объективных идеалистов (Платон, Гегель, А. Уайтхед и др.) признают объективное существование сущности, но которое носит идеальный характер. Например, немецкий философ И. Кант полагал, что явления вызываются сущностью, но они не совпадают друг с другом никоим образом, ибо предмет есть так называемая «вещь – в - себе», которая не познаваема. Надо заметить, что рассматриваемые нами данные категории носят весьма подвижный и относительный характер. Само понятие «сущности» не предполагает какого – либо жестко фиксированного уровня реальности или некоего предела в познании. Я выше отмечал, что познавательный процесс «идет» от явления и сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д. без конца. Относительный характер категории «сущность» и «явление» заключается в том, что тот или иной процесс выступает как явление по отношению к более глубоким процессам, но как сущность более низкого порядка по отношению к его собственным проявлениям. Эти категории указывают нам на то, что процесс познания – это процесс вечного и бесконечного углубления познающим субъектом в сущность познаваемого мира и его отдельных элементов через осмысления изначально его внешних проявлений.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |