Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия человека

ТЕМА

 

План

 

1. Понятие социальной философии и философской антропологии, некоторые особенности их становления и развития.

2. Происхождение и сущность человека. Соотношение и сущность понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

3. Социализация индивида как субъективно объективный процесс становления личности.

4. Проблема отчуждения и свободы человека.

 

Понимание и решение любой философской проблемы невозможно без участия самого человека. Проблемой человека занимаются не только философия, но и многие науки, вся система культуры. Но нас ведь интересует то, как философия понимает и раскрывает непростую проблему, имя которой – Человек. Каков он по своей природе и сущности? Что отличает его от всего мира живой природы и что связывает? Что уникально и неповторимо в человеке? Почему именно он наделен такими качествами как пониманием и всепониманием? Что определяет суверенность его духа? В чем драма человеческих отношений? От чего зависит смысл и ценность человеческой жизни?

Не одно столетие многих образованных людей влечет к себе тайна человека, его противоречивого бытия.

Известный русский философ Н.А. Бердяев в «Философии свободного духа» подчеркнул: «Философия личностна и человечна. Человек не устраним из философии. За всякой подлинной философией стоит мука о жизни, о смысле, о судьбе. И философия есть прежде всего учение о человеке, о целостном человеке и учение целостного человека».

Известный персидский и таджикский поэт Омар Хайям (1048 – 1123) эту философскую проблему выразил поэтическим языком:

«Мы источник веселья - и скорби рудник

Мы вместилище скверны - и чистый родник

Человек, словно в зеркале, мир – многолик

Он ничтожен - и он же безмерно велик!».

 

 

О чем говорят эти слова? Прежде всего о том, что человек предстает перед нами в разных ипостасях: он велик и ничтожен, свободолюбив и покорен, щедр и скуп, силен и беспомощен…

Одним словом, человек по своей природе, сущности и содержанию весьма противоречив…

Итак, проблемами человека занимаются философская антропология и социальная философия. Чем они различаются?

1) По своему объему и содержанию философская антропология гораздо «уже», нежели социальная философия. Если философская антропология претендует на создание так называемой «синтетической» концепции человека, согласно которой «человек выступает как свободная независимая личность, определяемая своей внутренней сущностью» (у ее истоков стояли М. Шелер (1874 – 1928) Г. Плесснер (1892 – 1985), А. Гелен (1904 – 1971), то социальная философия является таким разделом философии, который изучает три основных проблемы: а) природу и сущность человека, б) природу и сущность общества, в) особенности их взаимодействия и развития.

2) Если философская антропология возникла в начале XX в., то социальная философия – гораздо раньше. Этот процесс становления социально – философской мысли начался с античной философии, а в XIX в. социальная философия обрела свой предметно – содержательный статус, связанный с именами таких философов, как Гегель, О. Конт и Г. Спенсер, К. Маркс. Именно они в основания своих социально – философских концепций положили ряд основных методологических идей.

Если коротко охарактеризовать философскую антропологию, предложенную М. Шелером, то можно сказать: он сделал попытку соединить натуралистическую трактовку сущности человека в «философии жизни» и религиозное сведение человека к духу (или душе). По мнению М. Шелера, человек включает в себя 3 (три) сущностные ступени бытия.

Первая ступень – «чувственный порыв» (некая «чистая» устремленность тела во вне, к чему - то неопределенному. Она как бы составляет латентную основу всяческого человеческого опыта).

Вторая ступень – «психическая», которую М. Шелер сводит к инстинкту, т.е. целесообразным и полезным для живого существа действиям в силу врожденной их приспособляемости к собственным потребностям. Выделяет два этапа инстинктивного поведения: привычку и интеллект, основу которых составляет условный рефлекс.

По мнению того же М. Шелера, интеллект человека не отличается от интеллектуальных способностей высших животных качественно, но лишь отличается количественным образом.

Третья ступень – определяет, по М. Шелеру, суть человека – его «дух», т. е. способность мыслить идеи, созерцать вечные сущности и ценности, а также их высшие проявления: доброта, любовь, блаженство, отчаяние, свобода и.т.д. По М. Шелеру, дух способен познать предметы мира в их собственном бытии, не в утилитарных целях, а ради самих вещей как «объективность», как бескорыстный интерес, как отношения любви к вещам и другим людям.

По мнению М. Шелера, человек есть единство животного и божественного. Дух и инстинктивные порывы у Шелера – два дуальных начала, живущие в человеке и в мире в целом. Дух направляет эти порывы, но творческая сила состоит именно в жизненных порывах Короче говоря, человек предстает как иррациональная точка противоборства «духа» и «жизненного порыва».

Чем чище идеи, тем менее они определяют мировую историю, в которой господствуют инстинктивные побуждения. Лишь в единстве с инстинктивными устремлениями идеи получают силу. Поэтому, основная цель и задача человечества – достижение хотя бы временной гармонии духовного и чувственного, образом которого, по М. Шелеру, является «всечеловек» как противоречивое единство необузданной чувствительности и ясности духа.

В целом, М. Шелеру не удалось соединить в человеке природные и духовные основания и проблема осталась в философской антропологии – не решенной.

Следует сразу оговориться, что социально – философская мысль прошла сложный путь своего становления и дальнейшего развития.

Любая социально – философская концепция должна отражать три основных аспекта:

1. В какой мере в ней полно и всесторонне отражена социальная реальность?

2. В какой мере развита исходная социально – философская методологическая идея?

3. Насколько адекватно и концептуально отражена социальная реальность в теории, т.е. какова степень полноты ее категориального выражения?

 

Названные мной основные критерии позволяют более четче подойти к оценке той или иной социально – философской концепции.

Какие же основные этапы можно выделить в ходе становления и развития социальной философии?

1 – этап – от античной философии (конец VII - начало VI вв. до н. э. до XVIIв.). В течении всего этого периода господствовала теория политического синкретизма. Для нее было характерно то, что 1) общество понималось как целостный организм, т.е. целостность его структуры и составных частей (в древней Греции такой позиции придерживались философы Платон и Аристотель) б) согласно теории политического синкретизма

1) общество воспринималось как неразвернутая целостность (внутренние части и элементы не расчленены); 2) основное внимание уделялось анализу и абсолютизации политических структур, где государство являлось центральным элементом.

Каковы основные причины возникновения теории политического синкретизма?

а) неразвитость общества и общественных отношений в ранний период того времени;

б) это был первый шаг философского познания (он привел к тому, что в глаза бросалось то, что «лежало» на поверхности общественных явлений), а именно государство. Поэтому государство выступило основным критерием, через призму которого рассматривались все общественные отношения. (Кстати, подобная тенденция просматривается и сегодня в деятельности всех политических структурных образований в нашем обществе, в начале XXI в);

в) с другой стороны, в то время государство было внешней границей познания общества (все, что не было связано с государством, отбрасывалось и не принималось в расчет).

Какой можно сделать основной вывод? В этот непростой отрезок времени происходила своеобразная идентификация общества и государства (государство «растворялось» в обществе, а общество – в государстве), т.е. имело место отождествление общества и государства.

Кроме того, уже на «заре» становления античности возникает раздел философии, получивший название «философии истории».

Центральной ее проблемой стало выяснение сущности истории как процесса. Кроме того, философы пытались ответить на такие вопросы:

1) В чем смысл истории?

2) Является ли она всемирной?

3) Есть ли какая либо ритмика в истории?

4) В чем состоит суть исторического времени? и т.д.

 

Уже для первых мыслителей Геродота, Фукидида, Аристотеля и др. понимание истории носило сугубо локальный характер, было неясно и непонятно, а что же в человеческой истории изменяется? По сути, эти изменения идентифицировались яркими политическими событиями, а не будничной человеческой жизнью. По сути своей, мысль историка – философа не простиралась в будущее. В общем, оставалось не ясным: что собой представляет история как процесс? Что такое историческое время (или как бы сегодня сказали философы – что такое социальное время?

Методологически христианство, а точнее – средневековая религиозная философия впервые поставила такие вопросы и дала на них ответы: 1) вопрос о смысле исторического процесса (искупление людей и их возвращение к богу); 2)вопрос об устремленности истории в будущее (ибо Бог творец, поскольку он свободен по отношению ко всему тварному).

Для философии эпохи Возрождения было характерно то, что начинается постепенное вытеснение политического аспекта в понимании, прежде всего, природы человека. Человек у Пико делла Мирандолы рассматривается как существо гуманистическое, деятельное, активно – преобразующее свою собственную природу и относительно независимое от политической системы. Кроме того, философы Возрождения Т. Мор в своей «Утопии» и Т. Кампанелла в «Городе Солнца» предложили утопический вариант будущего справедливого общества и государства, где добродетельный государь будет эффективно управлять обществом и государством.

II этап связан с XVII в., где Т. Гоббс в своем «Левиафане» предпринял попытку разрушить тождественность общества и государства Он выдвинул теорию расщепления общества и государства, в которой обосновывает идею двойственности бытия общества. С одной стороны, в обществе выделяется естественное состояние людей (им оно названо как «борьба всех против всех»). Почему так происходит? И он замечает в «Левиафане»: «Наиболее частая причина, в силу которой люди желают вреда друг другу, состоит в том, что многие одновременно хотят обладать одной и той же вещью …, которую невозможно поделить между ними». Другими словами, Т. Гоббс вплотную подошел к формулировке материального интереса как первопричины «войны всех против всех». С другой стороны, он выделил в обществе в качестве естественной причины – возникновение института для управления людьми (государство) – чтобы люди не уничтожили друг друга в процессе их материального противостояния.

И, таким образом, Т. Гоббс заключает, что возникает государство, как нечто отличное от естественного состояния людей, изменив тем самым видение причинно – следственных связей в обществе (первоначальным является мир естественных отношений или состояний общества, где отсутствует собственность, мораль, государство (по Гоббсу), а затем возникает государство как надобщественный институт. Конечно, он не раскрыл в полном объеме все причины возникновения государства, но то, что эгоистическая природа человека, трактуемая Т Гоббсом, послужила основанием для выделения в обществе естественного и государственного состояний, отличных между собой, не вызывает сомнений.

3-й этап связан с именем Ж.Ж. Руссо, французского философа XVIIIв который выдвинул идею естественного происхождения государства путем общественного договора («Об общественном договоре») С одной стороны, он наивно полагал, будто люди, отдав часть своих прав добровольно в пользу такого монстра как государство, выиграют от этого. И, по сути, государство предстало у него как результат добровольного соглашения между людьми на определенных условиях, а с другой, – он представил историю человечества как процесс перехода от одних специальных состояний к другим (от естественного состояния, где царит равенство и свобода к государству, где царит не равенство и несвобода).

4-й этап – это XIX в., где окончательно возникает социальная философия, в основу которой были положены исходные методологические идеи или принципы, такими философами, как Гегель; Конт и Спенсер - основатели классического позитивизма; К. Маркс как основатель социальной философии марксизма. Исходные их методологические идеи: у Гегеля – Абсолютная идея: у Конта и Спенсера - природа; у К. Маркса - материальное производство.

Если быть кратким, то Гегель свои социально философские идеи раскрыл в таких работах как «Философия права», «Философия истории», «Философия духа» и др. Хотя Гегель был философом – идеалистом, тем не менее, будучи основателем диалектики как теоретической системы знаний, он сумел глубоко и всесторонне разработать исходную идеалистическую идею: 1) абсолютный дух исполнен внутренней жизненности, постоянно развивается через противоречия как его объективное состояние: 2) исходная идея так всесторонне разработана, что позволила ему связать в единый процесс этапы развертывания мировой истории – (по Гегелю):

а) семья; б) гражданское общество; в) государство; г) прогресс; д) идея свободы как формы абсолютного духа.

Корни его социальной философии лежат в «Науке Логики».

В целом, можно сказать: несмотря на идеалистический характер его социально – философской концепции, все же диалектическое наследие этой теории еще не освоено.

О. Конт и Г. Спенсер внесли определенный вклад в концептуальный прорыв в области социальной философии, положив в основу понимания общества природу. Это понятие они обогатили массой новых оттенков, и на его базе предложили свое «видение» общества.

Какие они предложили основные положения?

1. общество предстало как особый организм;

2. показана дифференциация и соотношение социальной статики и социальной динамики в обществе;

3. само движение или изменение общества представлено как процесс перехода от простых состояний к более сложным;

4. О. Конт выдвинул идею о трех стадиях развития общества: теологической, метафизической и позитивной.

 

В целом, можно сказать, что как О. Конту, так и Г. Спенсеру не удалось разработать целостную философскую концепцию, в которой бы адекватно была «схвачена» и отражена природа общества и мировой истории как особого специфического феномена, подчиняющегося в своем функционировании и развитии объективным законам.

Решение этой сложной проблемы выпало на долю К. Маркса, который в полном объеме не только разработал исходную методологическую идею – материальное производство – как основу существования и развития общества, но и создал диалектико – материалистическое понимание истории, как целостное, социально – философское учение. В ней обнаруживается связь экономического анализа общества с перспективами его развития. Кроме того, для него исходной точкой анализа были действительно деятельные люди. А деятельность людей предстала как процесс материального производства, связанный не только и не столько с производством необходимых средств к жизни, сколько с производством и воспроизводством человека как общественного существа, всей системы общественных отношений. Кроме того, была не только обоснована идея первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию, но и показана их всесторонняя диалектическая связь. Более того, были открыты основные законы общественного развития как законы – тенденции, на базе которых была сформулирована идея о развитии общества как естественно – исторического процесса смены общественно – экономических формаций как последовательных ступеней всемирно – исторического прогресса.

В XX в. в развитии социальной философии особых концептуальных, теоретико – методологических, прорывов не наблюдалось. С одной стороны, имело место дальнейшее развитие социальной философии марксизма, ее уточнение и обновление, применительно к реалиям XX и начала XXI века.

С другой стороны, имели место противоположные концепции в обосновании или отрицании идеи единства мировой истории (марксизм и неомарксизм, философия экзистенциализма, концепция М. Вебера, его последователей и др.), положивших в основу формационную и культурологическую теорию, отрицающую единство мировой истории (к ним относятся работы П. Сорокина, О. Шпенглера, А. Тойнби и. др.).

XXI в. стал веком революционно – качественных преобразований в области биоэнерго - информационной картины мира. Сегодня информационные процессы, затрагивая все стороны общественной жизни, формируют новую, компьютерную основу всей системы жизнедеятельности, ее контроля и совершенствования.

Становление информационно – техногенной цивилизации и глобальных трансформаций в рамках всего мирового сообщества ставят перед философами задачу выхода на новый уровень осмысления социально – философских проблем как нашего общества, так и всей мировой цивилизации в целом. По сути дела, сегодня ставится вопрос о разработке новой теоретической модели развития общества в границах новой социально – философской парадигмы.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 9. Духовная жизнь общества – это философская категория, в которой отражается реальный процесс жизнедеятельности людей | Й вопрос. Происхождение и сущность человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.