Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитательная система «справедливое сообщество»

Эта воспи­тательная система появилась в школах США в 1960-е гг. В ее осно­ве лежат идеи Л.Кольберга, рассматривающего воспитание как продвижение личности от низшей к более высоким ступеням морального развития. Концепция Л.Кольберга основана на сле­дующей идее: нравственное развитие личности зависит от ум­ственного, а нравственное становление идет по последовательно восходящим ступеням. Для этого необходимы прежде всего де­мократические взаимоотношения педагогов и воспитанников, систематическое включение детей в нравственный анализ своих и чужих поступков. Кроме того, здесь нашла отражение теория Жана Пиаже о стадиях умственного развития, о единстве умственного и морального развития в процессе целостного формирования лич­ности.

«Справедливые сообщества» — небольшие (часто до 100 чело­век) объединения педагогов и учащихся внутри обычной традици­онной школы. «Справедливое сообщество» — это воспитательная система, в которой свойственная большинству школ «нравствен­ность принуждения» заменяется на «нравственность сотрудниче­ства», в которой учитель и ученик имеют равное право голоса в решении всех основных проблем, а управление осуществляется органами, выбранными демократическим путем. Это сообщество живет по собственному кодексу поведения, построенному на ос­нове принципов справедливости и заботы друг о друге.

Идеи «справедливых сообществ» нашли отражение не только в Практике американских школ и университетов, но также в разно­го рода исправительных учреждениях.

«Справедливые сообщества» нацелены на улучшение мораль­ного климата школы, для чего вводится ряд демократических про­цедур: прежде

всего равное участие администрации, учителей и учащихся в создании правил и норм поведения, в определении форм поощрения и наказания и т. п. Общие собрания становятся неотъемлемой частью жизни школы, возникают собственные тра­диции и ритуалы. Прилагалось много усилий для превращения школы из учебного учреждения в учебно-воспитательное, где не только приятно учиться, но еще радостно проводить свободное время. «Справедливое сообщество» позволяет, по мнению Коль-берга и его последователей, сбалансировать справедливость и кол­лективность, обеспечить эффективное развитие каждого учени­ка, не нарушая целостности школьного сообщества. В идеале «спра­ведливое сообщество» дает возможность и учителям, и ученикам обрести прочные ценностные ориентиры, трансформировать уз­коэгоистические интересы в правила и нормы группового поведе­ния. Но важно не переступить черту, за которой находится прямое давление учителя на ценностные установки учащихся.

Содержанием жизни «сообщества» является разнообразная де­ятельность на пользу близким и далеким людям: расчистка игро­вых площадок, сбор средств в пользу нуждающихся, творческие конкурсы, собрания в кругу. Собрания помогают не только орга­низовывать деятельность, но и разрешать конфликтные ситуации, анализировать поступки каждого, оценивать дела «справедливого сообщества». Одной из форм нравственного воспитания является решение дилемм.

В начале 1980-х гг. сам Л.Кольберг провел сравнительное ис­следование нравственного развития детей в нескольких школах Нью-Йорка, одни из которых занимались нравственным просве­щением, организацией дискуссий на моральные темы, другие работали по программе создания «справедливых сообществ», а третьи — традиционно. В итоге оказалось, что участие в решении моральных дилемм действительно несколько повысило уровень Нравственного развития учащихся. Но значительно больших ре­зультатов педагоги достигли в атмосфере «справедливого сооб­щества». Именно здесь нравственное развитие детей ускорялось и принимало нужную направленность. Суждения, высказывае­мые школьниками в условиях «справедливого сообщества», де­монстрировали их большую моральную зрелость по сравнению с Ребятами из контрольных классов. Оценивались также и учебные Успехи — в области математики, чтения и письма. И здесь уча­щиеся из «справедливого сообщества» оказались на более высоком уровне.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Воспитательная система школ глобального образования | Воспитательная система общей заботы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.