Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитательная система школы диалога культур

 

Идея диалога на уровне содержания обучения и воспитания, на уровне методов целостного педагогического процесса является стержневой и ори­гинальной в воспитательной системе школы диалога культур, основателем которой является С. Курганов. В этой системе находят свое воплощение идеи М.Бахтина о культуре как диалоге («любая культура — это живой процесс общительной связи»), идея Л.Выготского о тяготении развитого интеллекта к внутреннему диалогу, идеи В.Библера о философ-кой логике культур. Основные положения нового типа образования в школе диалога культур были сформулированы В.С.Библером:

-- переход от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры». Не готовыми знаниями, умениями, навыками, а куль­турой их формирования и изменения, трансформации и преобра­зования должен обладать выпускник школы диалога культур. От молодого человека в современной культуре требуются знания о путях изменения знаний, умение изменять и обновлять умения, навыки изменения и переформирования навыков;

-- школа диалога культур предполагает углубленное освоение диалогизма как основного определения мысли вообще. Диалог в этой школе — это не только и не столько наилучший путь к овла­дению истиной, это не только эвристически значимый прием более эффективного усвоения знаний, умений и т.д., это и суть самой Мысли. В школе диалога культур углубленное понимание диало­гизма мышления развернуто через идею диалога культур;

-- процесс обучения в школе диалога культур строится не столько как усвоение дедуктивных цепочек развертывания мысли из ис­ходных аксиом, сколько как процесс целенаправленного спирального возвращения мысли в исходное начало. Формирование исторически определенных и логически обоснованных начал есть основ­ная цель курса обучения в школе диалога культур. Истинное мышление начинается не там, где человек опирается на наличное бы­тие, а там, где он ставит вопросы: почему возможно это бытие? почему возможны число, слово, осознание своего Я?

-- основное содержание школьного курса — это освоение тех «точек превращения», в которых одна форма понимания перехо­дит в другую, в которых разные формы логики понимания обо­сновывают друг друга.

Школа диалога культур актуальна в условиях возрастания куль-турообразующей роли школы и образования в целом. Результатом воспитательной деятельности должна стать базовая культура лич­ности. Главное в культуре — не предметы и знания, а ценности и нормы, способы

мышления и творчество. Учащиеся должны не заучивать истины, а заниматься поиском, исследованием. В диа­логе с учителем, с одноклассниками каждый формирует свой неповторимый взгляд на мир, свою позицию, свое Я, усваивая современную культуру как отражение предыдущих культур. В каж­дой идее, слове, образе происходит диалог разных культур, раз­ных эпох, разных народов. Результатом совместного творческого поиска учителей и учащихся являются новые чувства, новые идеи, новые взаимоотношения.

Процесс воспитания в школе диалога культур — процесс куль-туроемкого развития личности. В. С. Библер предлагает следующий вариант содержания образования в школе диалога культур.

I—II к л а с с ы. Зарождаются «узелки» понимания, которые ста­нут основными предметами освоения, диалогов в последующих классах. Этими узелками («точки удивления») являются идеи, сло­ва, числа, явления природы, моменты истории, загадки созна­ния и предметного орудия. Узелки построены по схеме народных загадок.

В них, во-первых, развертывается первоначальный анализ тех проблем, которые являются общими, едиными для основных со­временных понятий (математики, физики, биологии, лингви­стики) и для исходных детских удивлений, вопросов, обычно воз­никающих в психологическом переходе от доминанты сознания (дошкольный период) к доминанте мышления. Во-вторых, в та­ких узелках исходного удивления сосредоточиваются расходящиеся нити будущих раздельных (но дополнительных) наук о жизни, о времени, о слове. В-третьих, такие узлы будут предметами после­дующих основных диалогов между различными культурами, клас­сами, возрастами. В-четвертых, сам исходный процесс удивления и усвоения таких узловых понятий осуществляется в сложной ди­намичной игре внешнего языка и внутренней речи с ее особым синтаксисом и семантикой.

III —IV к л а с с ы. Античная культура как единый предмет изу­чения в этих классах. Античная история, античная математика, античное искусство, античная мифология, античная механика разуют целостное, неделимое представление об основных смыслах античной культуры.

V — VI к л а с с ы. Культура средневековья. Общее построение обу­чения аналогично обучению в III — IV классах. Особое внимание уделяется тому, что культура пронизана пафосом веры и культа. Однако нельзя превращать уроки в V—VI классах в уроки религии. Именно по отношению к средневековым конфессиональным ре­алиям необходима особая активность (и вместе с тем тактичность) культурного и школьного осмысления.

VII—VIII к л а с с ы. Культура Нового времени (XVII —XIX вв.). В основу обучения положены (с учетом диалога культур между нововременными классами и классами античности и средневеко­вья) классические курсы обычных школьных занятий по реко­мендованным учебникам, соотнесенные с основными авторски­ми текстами — первоисточниками XVII —XIX вв.

 

IX—X к л а с с ы. Культура современности. Эти классы имеют особое значение в двух отношениях. Во-первых, здесь сводятся воедино (как моменты современного мышления, знания и уме­ния) загадки и отгадки, наработанные во всех остальных учебных циклах. Во-вторых, углубление во внутреннюю противоречивость современных понятий (например, спор Бора и Эйнштейна) и со­временных образов культуры ставит ученика в условия «напряже­ния» между знанием и незнанием, характерным для современного периода. Существенными узлами, объединяющими расчлененные знания и незнания нашей эпохи, оказываются общечеловеческие проблемы: личность и общество, культура и цивилизация, эколо­гическая и космологическая проблемы и т. д.

Компьютерная революция, революция информации, современ­ная структура автоматизированного производства — венец всех ремесленно-машинных циклов трудовой деятельности, усвоенных в более ранних классах школы диалога культур.

XI к л а с с. Класс специально-педагогический. Здесь выпускники школы диалога культур организуют диалоги между классами, возрастами, культурами, намечают вместе с преподавателями ос­новные темы и проблемы единых для всей школы дискуссий, при­думывают методы общения и совместной деятельности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Воспитательная система общей заботы | Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 945; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.