Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитательная система школы-комплекса




Школа-комплекс — относительно новый тип школы, отвечающий современным тре­бованиям. Относительно новый потому, что опыт образователь­но-воспитательных учреждений С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Ф. Ф. Брюховецкого, А.А. Захаренко, В. А. Караковского и многих других — это, в сущности, опыт создания школ-комплексов, толь­ко в разное время и в разных условиях.

Стратегическое направление решения педагогических проблем в школе-комплексе связано с усиленным вниманием не только к содержательной, психолого-педагогической стороне, но и к орга­низационной. В этих условиях реализуется главное преимущество школы-комплекса — ее истинный гуманизм, когда в отличие от различных элитарных школ, школ с углубленным изучением от­дельных предметов создаются равные возможности и условия для обучения и воспитания каждого ребенка.

Школа-комплекс — одна из перспективных моделей современ­ного образовательного учреждения, получившая наибольшее раз­витие в Белгородской области. В этой школе дети и взрослые объ­единены общей атмосферой гуманных отношений, здесь реализу­ется соотнесение педагогических целей (развитие личности) и це­лей самих детей (удовлетворение актуальных потребностей лич­ности). Учебный процесс не регламентируется жесткостью и обя­зательностью программ и режимов. Происходит совпадение инте­ресов: деятельность, значимая для ученика (музыка, живопись, спорт, техника), оказывается значимой и для школы.

Таким образом, создание воспитательной системы школы-ком­плекса позволяет каждому школьнику выстроить пространство для самореализации,

 

определить возможности общения, самораскры­тия и самосовершенствования.

Школа-комплекс — образовательное учреждение, основанное на взаимодействии и сотрудничестве педагогов, детей, родите­лей, учреждений культуры, спорта, образования, производства. Причем не может быть единообразия — обязательного варианта школы-комплекса. Все зависит от конкретных социально-педаго­гических условий, материально-технических и кадровых возмож­ностей. Примером школы-комплекса может служить школа № 18 г. Йошкар-Олы.

В процессе перехода школы в режим работы школы-комплекса были решены сложные, многоплановые задачи:

• создана единая целевая комплексная программа воспитания и обучения, ведущей идеей которой является ориентация на лич­ность ребенка, на ее полноценное развитие и самочувствие в Школе;

• выстроены организационная структура и система управления Школой-комплексом, которая сложнее, чем в обычной образова­тельной школе.

Структурными подразделениями экспериментальной школы-комплекса № 18 г. Йошкар-Олы стали: школа раннего развития для детей пяти-шестилетнего возраста, начальная школа, обще­образовательная школа, школа искусств с отделениями музыки, Живописи, хореографии и сценического искусства, спортивная школа, производственный комплекс и лечебно-восстановительный центр.

Особое место в школе-комплексе занимает школа раннего раз вития, в которой по индивидуальным программам обучаются во будущие ученики I класса. Они обязательно проходят педагогическое диагностирование особенностей, интересов и возможно, с целью последующей дифференциации и индивидуализа­ции обучения.

В начальной школе учащиеся знакомятся с разнообразными видами творческой деятельности: музыкой, живописью, хорео­графией, сценическим искусством, прикладным искусством и т.д. Дети, проявившие на ранних этапах обучения особые склонности к музыке или другим видам искусства, продолжают обучение по специальным программам (с учетом пожеланий родителей).

Большинство учащихся школы первой ступени обучаются по основной (базисной) учебной программе, но с обязательной внутриклассной дифференциацией. При необходимости в каждой па­раллели создаются классы облегченного уровня преподавания (вы­равнивания, коррекции). По итогам каждого года обучения про­водится диагностика. Родители имеют право обратиться к педсо­вету с просьбой о переводе ребенка в класс с более развернутой программой или наоборот. Педсовет принимает решение только в интересах школьника.

По завершении обучения в школе первой ступени проводится итоговая диагностика всех детей. Учащиеся, не усвоившие про­грамму начальной школы, могут быть переведены в класс преем­ственности (IV класс).

В V и последующих классах неполной средней школы (вторая ступень) продолжается реализация дифференцированного под­хода через программы углубленного, базисного (основного) и облегченного (коррекционного) уровней. Индивидуализация осу­ществляется через разнообразные спецкурсы, факультативы, до­полнительные предметы по выбору (шахматы, ЭВТ и информа­тика, второй иностранный язык, история искусств и т.д.). Сохра­няется за учащимися право перехода в классы более глубокого или облегченного уровня обучения (каждое полугодие). Основа­нием для перевода служат согласие ученика и письменное заявле­ние родителей. Перевод осуществляется только по решению педа­гогического совета.

В школе третьей ступени решается задача предпрофессиональной подготовки. Для этого формируются профильные классы, ра­ботающие по специальным учебным планам. Возможна разработ­ка индивидуальных учебных планов для школьников, отлично успевающих по основным предметам базисного учебного плана.

Формированию познавательных интересов, расширению кру­гозора, определению тем исследовательских работ помогает ши­рокое привлечение ученых, преподавателей высшей школы к за­нятиям по вариативной части учебного плана. Индивидуализация обучения осуществляется посредством формирования групп уча­щихся, которые работают по особой программе под руководством преподавателей высшей школы. Такие группы могут состоять из 2-7 человек.

Новые подходы реализуются и в построении учебного процесса: в расписании количество общеобразовательных уроков не пре­вышает четырех в день с I по XI классы. Все остальные занятия выносятся во вторую половину дня. Используется двухзвенная система уроков-блоков, особенно в старших классах, с целью сокращения объема домашней подготовки. Применяется «по­гружение» в предмет (два-три раза в год), используется мето­дика опорных сигналов, позволяющих усвоить главное, суще­ственное;

• введены межпредметные и разновозрастные уроки, интегри­рованные курсы;

• создана система уроков, проводимых преподавателями выс­шей школы (в академических и педагогических классах), имеются филиалы кафедр университета для работы с одаренными учащи­мися;

• введен институт учителей-ассистентов для работы в классах с углубленным изучением предметов и др.

Музыкальная, художественная и хореографическая школы также работают по двухуровневым программам — обшей и специальной. Работа этих школ начинается с 14.00, после полуторачасового перерыва.

Общие занятия посещают все учащиеся с I по III класс. Специ­альные занятия посещают учащиеся, проявившие особую склон­ность к тому или иному виду искусства.

Спортивная школа функционирует в режиме разнообразных видов спорта (баскетбол, волейбол, футбол, теннис, плавание, парусный спорт и т.д.),

определяемых желанием учащихся. На основе избранных видов спорта формируются отделения спорт-школы. В каждом отделении три возрастные группы: младшая, средняя и старшая. Школьники посещают избранные отделения школы по расписанию, составленному с таким расчетом, чтобы физическая нагрузка реализовывалась ежедневно для каждого ученика в объеме не менее часа. Группы-секции формируются по разновозрастному принципу. В конце каждого полугодия учащиеся сдают зачет по общей физической подготовке. Производственный комплекс представляет собой объединение школьных мастерских (по дереву, металлу, швейной и кулина­рии) и созданных на их базе малых предприятий по производству мягкой мебели, индивидуальному пошиву одежды, изготовлению Кондитерских изделий, оранжереи, а также лечебно-восстанови­тельного центра с кабинетами лечебного массажа, подводного массажа, душа Шарко и циркулярного душа, ингалятория. В комплекс входит и стационарный лагерь труда и отдыха на базе совхоза «Овощевод».

На первой ступени производственного комплекса в мастерских трудятся учащиеся I —III и V—IX классов в соответствии с про­граммами, выполняя практические задания, удовлетворяющие по­требности младших товарищей-дошкольников, семьи, школы, микрорайона, шефствующих предприятий. На малых предприяти­ях ребята трудятся исключительно по желанию и в соответствии со своими потребностями. Труд на малых предприятиях оплачива­емый.

На второй ступени учащиеся X—XI классов работают в произ­водственном комплексе в соответствии с избранным профилем: техническим или гуманитарно-педагогическим.

Работа в летнем лагере труда и отдыха, организуемая на прин­ципах самоуправления, хозрасчетной деятельности и расчета ко­эффициента трудового участия, замыкает весь производственный цикл.

Итак, опыт школы-комплекса № 18 г. Йошкар-Олы позволя­ет определить условия, в которых ее воспитательная система может успешно развиваться. К ним относятся четкая формули­ровка целей деятельности, освоение этих целей всеми субъекта­ми деятельности, взаимная увязка этих целей; наличие квали­фицированных кадров и постоянный рост их профессионально­го мастерства; создание отношений сотрудничества и диалога, доброжелательности; предоставление детям свободы выбора ви­дов деятельности и форм выбора; выбор педагогически целесо­образных технологий; организация педагогически целесообраз­ного взаимодействия между структурами воспитательной систе­мы и между субъектами деятельности; использование воспита­тельных возможностей среды и др.

Особую роль в школе-комплексе призваны играть разновозра­стные объединения, значимость которых для детей не менее вы­сока, чем коллектива сверстников. Школа-комплекс — это не толь­ко интеграция усилий, но и в первую очередь важный фактор развития самой среды.

 

Анализ различных зарубежных и российских современных вос­питательных систем показывает, что в их основе лежат различные философские, психологические, педагогические теории и идеи, но их объединяет целостный взгляд на ребенка, стремление раз­вивать личность в гармонии с обществом и самой собой.

Воспитательная система может быть создана в рамках любой школы как образовательного учреждения, но она не обязательно является атрибутом последнего. Хорошая как образовательное уч­реждение школа может не иметь сложившейся воспитательной системы, охватывающей всех педагогов и школьников.

Воспитательные системы — системы открытые, связанные и зависящие в своем развитии от среды, ее социальных, этниче­ских, культурных, природных характеристик. Это обстоятельство Предполагает знание среды, ее воспитательного потенциала, воз­можностей его повышения за счет максимального использования среды и превращения ее в воспитательное пространство. Создание воспитательной системы — не самоцель. Она созда­ется и совершенствуется в целях личностного развития школьни­ков и зависит, главным образом, от совместных усилий педаго­гов, детей и их родителей.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3201; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.