Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место и роль учебной дисциплины БЖД

Читайте также:
  1. I. Месторождения группы выветривания
  2. I. Теория государства и права как наука. Ее место в системе юридических наук.
  3. I.2.4. Подготовка рудных месторождений.
  4. II Каково место задач в учебном процессе.
  5. А. МЕСТОРОЖДЕНИЯ ЭНДОГЕННОЙ СЕРИИ
  6. АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО СПЕЦИАЛИСТА.
  7. Безнадзорность, обстановка попустительства открывают путь для праздности, безделья, алкоголизации, вхождения в асоциальные компании, что является слабым местом данного типа.
  8. В - Рабочее место
  9. В конце изучения дисциплины предусматривается написание рефератов и сдача зачета в конце 2-го семестра обучения.
  10. Введение. Место дисциплины в подготовке юриста
  11. Введение. Порядок изучения дисциплины.
  12. Взаимодействие организмов, занимающих определенное место в биологическом круговороте, называетсятрофической структурой биоценоза.

Вопрос 1-й

Введение.

Одна из главных задач высшего профессионального образования - это формирование у специалиста мировоззрения, то есть системы обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, убеждений, идеалов, принципов познания и деятельности. Эффективность для общества деятельности человека зависит от его мировоззрения.

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) является одним из этих компонентов мировоззрения.

БЖД– наука о сохранении здоровья и безопасности человека в среде его обитания (одно из понятий).

 

В Конституции РФ определено:

«Каждый имеет право на жизнь» (статья 20);

«Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы» (статья 37);

«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью» (статья 42).

Эти принципы развиваются и в других федеральных законах России.

Так, в Трудовом кодексе РФ указано, что работодатель обязан обеспечивать: «безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда» (статья 22), а также «безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов» (статья 212).

 

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов всех направлений первого уровня высшего профессионального образования (бакалавриата).

Она принадлежит к гуманитарному, социальному и экономическому циклу; является базовой (обязательной) частью;

БЖД -область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.

Ноксология – деятельность по защите человека и окружающей среды.

Основной целью образования по дисциплине«Безопасность жизнедеятельности» является формирование культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

Основными задачами дисциплины (компетенциями) являются:



приобретениепонимания проблем и пути повышения устойчивости функционирования производственных объектов с учетом вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека в системе «человек – среда обитания – чрезвычайные ситуации»;

овладениеприемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;

формирование:

- культуры безопасности и экологического сознания, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;

- мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;

- способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.

Объектом изучения БЖД является безопасность и комфортность условий деятельности человека, описание и раскрытие понятий безопасности и комфорта.

ПредметБЖД – опасности, средства защиты от опасностей.

Жизнь человека, его здоровье, комфортные условия деятельности - эти положения должны быть базовыми идеалами выпускника вуза в его дальнейшей профессиональной деятельности независимо от его специальности. Эти положения отделяют место дисциплины БЖД в формировании у специалиста представления о неразрывном единстве эффективности профессиональной деятельности с требованиями безопасности и защищенности человека от неблагоприятных воздействий факторов (физических, химических, психофизиологических, биологических) окружающей среды.

Многообразие факторов, влияющих на защищенность человека, определяют глобальность проблемы безопасности человека и общества.

Процесс перехода от планово-административной экономики к рыночной отрицательно повлиял на состояние производственного травматизма, профзаболеваний, уровень которых, несмотря на наметившуюся тенденцию по снижению, остается высоким по сравнению с экономически развитыми странами. Так, в 2012 г. в результате несчастных случаев на производстве погибло 35364 человека, а уровень смертельного травматизма в расчете на 1000 работающих составил 0,131. Число зарегистрированных в 2012 г. случаев профзаболеваний и отравлений составило 10280 человек. 80% несчастных случаев вызваны причинами организационного характера: неудовлетворительная организация работ, недостаточное обучение и т.п.

Широкий круг вопросов, содержание дисциплины БЖД и бурный рост информаций по каждому из направлений БЖД определяют особую роль информационного обеспечения этой дисциплины. Существенную помощь оказывают в этом журналы «БЖД», «Гражданская оборона», «Безопасность труда в промышленности», «Справочник специалиста по охране труда» и др.

Весьма важна непосредственная связь содержания БЖД с существующими проблемами безопасности России. В соответствии с ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» информация должна быть направлена на качественное обеспечение задач социального и экономического развития РФ, создание условий качественного информационного обеспечения организаций на основе государственных информационных ресурсов.

Важным условием повышения уровня безопасности является квалификация специалистов. Многообразие задач, возникающих в области БЖД, требует углубленной научной проработки, выделения приоритетных задач безопасности.

Особое место во взаимодействии человека с окружающей средой занимают психологические процессы. Знание и использование закономерностей психологических процессов являются резервом повышения безопасности. Психологические качества личности, их влияние на безопасность, закономерности воздействия факторов среды на психику человека и его безопасность - важная составляющая предмета безопасности жизнедеятельности.

Системное рассмотрение закономерностей воздействия негативных факторов (опасностей) на человека служит основой построения структуры коллективных и индивидуальных средств защиты человека и прогнозирования их развития.

Логическим продолжением объяснений закономерностей защиты от опасных воздействий является рассмотрение системы защиты человека в чрезвычайных ситуациях.

Интегрирующей частью дисциплины безопасности жизнедеятельности является система управления безопасностью,особенноуправление охраной труда, охраной окружающей среды и управление безопасностью населения в чрезвычайных ситуациях.

Большой объем информации, циркулирующей в системе управления, и ее значимость определяют целесообразность рассмотрения в системе управления структуры информационного обеспечения: источников информации, ее характеристики, динамику информационных потоков, обработку информации должностными лицами.

Особое место в системе управления безопасностью принадлежит правовым основам безопасности, которые определяют правила и процедуры управления безопасностью.

Значимость законодательства в сфере безопасности требует системного изучения законов по безопасности для формирования представления о правовых основах безопасности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Место и роль учебной дисциплины БЖД

Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 667; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.158.248.167
Генерация страницы за: 0.006 сек.