Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Материалистическая диалектика как всеобщий метод познания и преобразования мира




К формам неявного знания относятся мифология, религия, идеологические, общенаучные и философские принципы, здравый смысл, стиль мышления, научная картина мира.

Что касается первых двух форм, то об этом уже было сказано в первой лекции, поэтому выясним суть остальных.

Идеологические принципы есть особая система социальной ориентации человека в обществе и мире в целом; как правило, они формируются в недрах идеологии и отражают социальную природу науки.

Общенаучные методологические принципы определяют выбор средств, предпосылок при построении новой теории, в качестве оптимальных. К ним относятся принципы соответствия, дополнительности, неопределенности, простоты и др. Во всяком случае, в них фиксируются закономерности развития научного знания как объективно-исторического процесса, его преемственность и неполнота результатов.

Философские принципы оказывают влияние на познание прямо и непосредственно, когда ученый применяет их в явной форме, либо опосредованно, через научную картину и стиль мышления.

Стиль мышления представляет собой исторически изменчивую форму неявного знания, имеющую нормативный характер и содержащую систему методологических и мировоззренческих принципов.

Здравый смысл - есть то множество общедоступных принципов правил, которые выдержали испытание временем в социальной практике людей, способствую развитию науки и культуры общества. Как правило, он предстает как неформальный критерий рациональности всякого знания, его оценки.

Научная картина мира понимается как компонент оснований научного поиска, как картина познаваемой реальности, которая позволяет выявить и интерпретировать предмет науки, её факты и схемы, способы решения проблем. Она существует в текстах и подтекстах.

Таким образом, рассмотренные выше методы и формы неявного знания позволяют определить скрытые предпосылки, основания знания, без чего его развитие невозможно. Но решить её можно лишь тогда когда ученый начинает мыслить категориями всеобщности. А это возможно при одном условии, когда ученый, овладевший диалектикой как теорией и методом, сознательно применяет её на практике.

 

 

Мы с вами уже говорили о том, что материалистическая диалектика как теория и метод была разработана немецкими философами XIX в. К.Марксом и Ф.Энгельсом. Они четко показали, что необходимость в создании новой формы диалектики - материалистической: было обусловлена потребностями развития науки, философии, экономической теории и социально-исторической практики. Предшествующими ей формами были: античная стихийная диалектика и идеалистическая диалектика Гегеля.

Материалистическая диалектика предстала как учение о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. В ней материализм и диалектика слились воедино, что позволило освободиться от тщетных поисков сверхестественных сил в объекте познания, от субъективного произвола в подборе и объяснении фактов, от односторонности в научном познании.

Надо признать, что объективная потребность и необходимость знания сущности диалектики и её применения ученым и производственником в своей работе обусловлена диалектической природой самого познаваемого мира, человеческого мышления и сущности познавательного процесса. Об этом подробно мной изложено во второй лекции по "Философии бытия".

Материалистическая диалектика представляет собой единство теории и метода. Как теория, она представляет собой систему принципов, законов и категорий. Основными принципами диалектики являются принципы всеобщей связи, развития, единства мира, противоречия, отражения, практики и д.р. основные законы материалистической диалектики – закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, раскрывающий механизм развития материального мира, закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник развития, коим является противоречие; закон отрицания отрицания, раскрывающий направление и преемственность развития, категории диалектики – единичное, особенное, общее и всеобщее; необходимость и случайность; причина и следствие; сущность и явление; форма и содержание; возможность и действительность.

Диалектика как метод представляет собой идеальную модель непрерывно и объективно развивающейся природы, общества и мышления.

В конечном счете, материалистическая диалектика есть такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в их взаимосвязи, взаимозависимости, взаимодействии противоположных сил и тенденций, в их противоречивом изменении и развитии по объективным законам. По существу своему, материалистическая диалектика носит всегда критичный характер и направлена не просто на познание мира, но, в первую очередь, на его преобразование.

Развитие науки и философии в начале XV в. подтверждает тот факт, что недостаточно знать всеобщие законы диалектики, которым подчиняется история развития природы, общества и мышления. Одно дело – стихийная диалектичность мышления, а другое – её сознательное применение как единства теории и метода. Она дает возможность студенту правильно пользоваться понятиями, узнавать строгую и имманентную взаимосвязь явлений действительности, их противоречивость и изменчивость.

Без овладения диалектикой как всеобщим философским методом невозможно выявить тот огромный пласт общечеловеческой культуры, который лежит в основании любой науки и научного знания в целом.

Более того, плодотворная творческая деятельность ученых и практиков – инженеров вне использования диалектики просто невозможна и немыслима.

Таким образом, современный этап в развитии гносеологии находится на принципиально новом витке осмысления природы современного знания – этапе гуманизации, введения "человеческого фактора" в познавательный процесс, понимания современного знания как единства объективного и субъективного, собственно познавательного (когнитивного) и ценностного (аксиологического), явного и неявного аспектов. Это будет означать и способствовать не только переосмыслению прежнего понимания сущности, природы и структуры научного знания, но и освоению, с помощью философии, его новых уровней, методов и форм, во благо науки и человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.