Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система национальных счетов. В современном мировом хозяйстве макроэкономические по­казатели рассчитываются на основе системы национальных счетов (CHС) (System of National Accounts - SNA)




В современном мировом хозяйстве макроэкономические по­казатели рассчитываются на основе системы национальных счетов (CHС) (System of National Accounts - SNA). Она представляет со­бой всеобъемлющую концептуальную модель, разработанную со­вместно ООН, Комиссией Европейских сообществ, МВФ, ОЭСР и Всемирным банком, которая устанавливает стандарты международной статистики для измерения рыночной экономики. СНС со­стоит из целостного набора макроэкономических счетов, балансов и таблиц, основанных на понятиях, определениях, классификаци­ях и правилах учета, которые были согласованы на международном уровне. Их целостное использование обеспечивает учетную мо­дель, в рамках которой экономические данные могут быть пред­ставлены в формате, удобном для экономического анализа, при­нятия решений и формирования политики.

СНС была введена в 1953 г., однако с учетом изменений в ры­ночной экономике и экономических отношениях были приняты новые редакции в 1968 и 1993 гг. Усиление процессов глобализации и новые экономические явления ставят на повестку дня необходи­мость обновления действующей в настоящее время версии СНС, принятой в 1993 г. {SNA—93); работу в этом направлении ведет Статистический отдел ООН (United Nations Statistics Division).

Согласно СНС субъектом хозяйственной деятельности являет­ся институциональная единица. Это экономическая единица, спо­собная обладать активами, принимать обязательства, осуществлять полный спектр экономических операций, действуя от собственно­го имени. В этом качестве могут выступать физические и юриди­ческие лица, а также предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами. Согласно методологии СНС институцио­нальные единицы группируются в институциональные секторы на основе их функций, особенностей поведения и целей.

Классификация институциональных секторов характеризует институциональную структуру современного мирового хозяйства, состоящую из пяти секторов:

1) нефинансовые корпорации — это корпорации, основная деятельность которых заключается в производстве рыночных товаров и нефинансовых услуг;

2) финансовые корпорации — это корпорации, вовлеченные в финансовое посредничество или во вспомогательную финансо­вую деятельность, которая тесно связана с финансовым посредни­чеством;

3) сектор государственного управления —это совокупность всех институциональных единиц, которые дополнительно к их функци­ям политической ответственности и экономического регулирова­ния производят основные нерыночные услуги (товары) для индивидуального или коллективного потребления, а также осуществля­ют перераспределение дохода и национального богатства. Он со­стоит из государственных учреждений, представляющих собой единый тип юридических лиц и имеющих законодательные, судеб­ные или исполнительные полномочия по отношению к другим ин­ституциональным единицам на территории определенной страны;

4) некоммерческие институты — это организации, созданные с целью производства товаров и услуг, статус которых не позволяет им быть источником дохода, прибыли или другой финансовой вы­годы для тех институциональных единиц, которые учредили, конт­ролируют или финансируют их. Часть таких организаций существу­ет отдельно от сектора государственного управления, но находится под контролем государства и основную часть финансирования по­лучает из государственного бюджета. Некоммерческие институты, как государственные, так и негосударственные, могут быть вовлечены в рыночное производство и устанавливать цены на основе своих производственных затрат, имеющих достаточно высокий уровень, чтобы оказывать влияние на спрос на их услуги. Неком­мерческие организации, не вовлеченные в рыночное производ­ство, не способны приносить какую-либо финансовую выгоду и получают средства из других источников, нежели продажи, направленные на покрытие их производственных затрат либо дея­тельности. Некоммерческие организации, обслуживающие до­машние хозяйства, предоставляют населению товары или услуги бесплатно либо по ценам, которые с экономической точки зре­ния незначительны;

5) домашние хозяйства — это небольшие группы индивидов, проживающих совместно, объединяющих весь свой доход и богат­ство или часть их и коллективно потребляющих определенные виды товаров и услуг, главным образом жилище и продукты пита­ния.

Институциональные единицы осуществляют свою основную деятельность на территории определенных стран и имеют опреде­ленную национальную принадлежность, для обозначения которой используется такое понятие, как «резидентство».

Резиденты эконо­мики — это экономические субъекты:

§ домохозяйства и индивиды, ведущие хозяйство;

§ предприятия (корпорации и квазикорпорации, например филиалы прямых инвесторов-нерезидентов);

§ некоммерческие организации;

§ правительственные организации, центр экономических интересов которых сосредоточен в данной стране.

Соответственно нерезидентами страны выступают те экономиче­ские субъекты, хозяйственные интересы которых сосредоточены за ее пределами.

Центр экономических интересов институциональной единицы располагается в той стране, на экономической территории которой она имеет определенное местоположение, которым она владеет или намерена продолжать владеть для осуществления экономической деятельности или сделок значительного масштаба бесконечно долго либо в определенный, но достаточно продолжительный про­межуток времени. Понятие «резидент» в отличие от понятия «граж­данин» имеет экономическое содержание. Как правило, к числу резидентов относят экономические субъекты, постоянно находя­щиеся на территории данной страны независимо от их граждан­ства и принадлежности капитала; а к числу нерезидентов — экономические субъекты, постоянно находящиеся на террито­рии иностранного государства. Современная мировая экономика характеризуется ростом международных экономических отношений между странами; это хозяйственные отношения между рези­дентами и нерезидентами различных стран.

Совокупная деятельность институциональных секторов эконо­мики находит отражение в таком макроэкономическом показателе, как ВВП, характеризующем экономическую деятельность страны в определенный промежуток времени. Он показывает, какое коли­чество товаров и услуг произведено на экономической территории в виде добавленной стоимости, т.е. тех товаров и услуг, которые не были потреблены для производства других товаров и услуг. Он мо­жет рассчитываться как в текущих ценах (номинальный ВВП), так и в постоянных ценах (реальный ВВП). Реальный ВВП, рас­считанный в постоянных ценах, показывает действительный рост хозяйственной деятельности, свободный от влияния изме­нения текущих цен (инфляции). Темп изменения ВВП в постоян­ных ценах служит инструментом для измерения экономического роста страны, поэтому ВВП — наиболее важный агрегированный показатель национальных счетов и включен в Стандарт распрост­ранения данных МВФ.

Для исчисления ВВП используются три метода на основе:

• производства (произведенный ВВП);

• спроса (использованный ВВП);

• распределения (ВВП по источникам дохода).

Определение произведенного ВВП осуществляется посредством суммирования добавленной стоимости всех производителей, рас­считываемой как разница между стоимостью всех произведенных товаров и услуг (выпуск, объем производства) и промежуточным по­треблением, с добавлением чистых налогов на продукт (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Произведенный ВВП США в 2005 г., млрд. долл.

Расчет ВВП 2005 г.
Объем производства 22 799,2
— Промежуточное потребление 10401,3
= Валовая добавленная стоимость 12 397,9
+ Налоги за вычетом субсидий на продукты 36,0
= ВВП 12 433,9

Источник: Gross Domestic Product by Industry Accounts. US Department of Commerce. Bureau of Economic Analysis. National Economic Accounts, 2007.

Использованный ВВП учитывает расходы институциональ­ных секторов посредством суммирования всех расходов на ко­нечное потребление товаров и услуг, т.е. расходы на конечное по­требление домашних хозяйств и государственных учреждений, валовое накопление капитала, включающее валовое накопление основного капитала и изменение запасов материальных оборот­ных средств, характеризующее частные инвестиции, а также чис­тый экспорт (табл. 2.2). Он характеризует совокупный макроэко­номический спрос.

Y=C+F+G + Xn,

где Y ВВП;

С — потребление домашних хозяйств;

I — частные инвестиции;

G — государственные расходы;

Хn — чистый экспорт.

Таблица 2.2 Использованный ВВП США в 2005 и 2006 г., млрд/ долл.

Расчет ВВП 2005 г. 2006 г.
Конечное потребление домохозяйств 8 707,8 9 224,5
+ Расходы правительства на конечное потребление 2 363,4 2 523,0
+ Валовое накопление капитала 2 077,2 2 209,2
+ Экспорт 1 309,4 1 467,6
— Импорт 2 023,9 2 229,6
= ВВП 12 433,9 13 194,7

Источник: Table 1.1.5. Gross Domestic Product. National Income and Product Accounts Table. US Department of Commerce. Bureau of Economic Analysis. National Economic Accounts. 2007.

В мировом хозяйстве в целом в 2006 г. расходы на конечное по­требление домохозяйств составляли 61%, государственные расхо­ды — 17%, валовое накопление капитала — 21% (см. прил. 7).

Исчисление ВВПна основе доходов учитывает доходы, получа­емые в результате экономической деятельности, такие как зара­ботная плата работников, предпринимательский доход и доход от собственности, государственные прямые налоги и субсидии, по­требление основного капитала, первичные доходы, получаемые из-за рубежа и выплачиваемые за рубеж. Определение ВВП по до­ходам позволяет выявить взаимосвязь между ВВП и ВНД (ВНД идентичен валовому национальному продукту, который до недавне­го времени использовался в СНС).

ВНД страны измеряет совокупную добавленную стоимость, произведенную внутри страны и за ее пределами, заявленную ее резидентами. ВНД отличается от ВВП на сумму чистого дохода, по­лученного из-за рубежа. Он представляет собой разность (баланс) между совокупной стоимостью первичных доходов (заработная плата, инвестиционные доходы), полученных резидентами от не­резидентов, с одной стороны, и доходов, выплачиваемых резиден­тами нерезидентам, — с другой. ВНД страны будет превышать ее ВВП в том случае, если собственники факторов производства, яв­ляющиеся ее резидентами, за рубежом будут зарабатывать больше, чем нерезиденты на ее экономической территории.

ВВП по доходам включает все доходы, полученные субъекта­ми экономической деятельности (табл. 2.3): работниками (оплата труда), предпринимателями (предпринимательский доход и доход от собственности), государством (чистые налоги). Он учитывает также накопление средств для восстановления потребленного ос­новного капитала.

Таблица 2.3. ВВП США по доходам в 2005 и 2006 гг., млрд. долл.

Расчет ВВП 2005 г. 2006 г.
  Оплата труда наемных работников(резиденты) 7 029,6 7 448,3
+ Предпринимательский доход и доход от собственности 2 995,0 3 289,7
+ Государственные налоги на производство и импорт за вычетом субсидий 863,1 917,6
+ Потребление основного капитала 1614,4 1 597,1
= ВНД 12 502,4 13 252,7
- Первичные доходы, полученные из-за рубежа 544,1 691,4
+ Первичные доходы, выплаченные за рубеж 475,6 633,4
= ВВП 12 433,9 13 194,7

Источник: Table 9. Relation of Gross Domestic Product, Gross National Product, and National Income. US Department of Commerce. Bureau of Economic Analysis. National Economic Accounts. 2007.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.