Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие всемирного хозяйства и национальных экономик

Ускоренное развитие производительных сил, чему в послед­нее время особенно способствовала научно-техническая рево­люция, послужило материальной основой и объективно привело к возникновению во второй половине XX в. новых явлений в мировой экономике. Их зарождению помогла также и благо­приятная для этого политическая атмосфера, сложившаяся в мире в период после второй мировой войны, когда произошли распад колониальной системы и раскол мира на две противопо­ложные системы.

В таких условиях становилось все очевидней, что страны — политические союзники, находящиеся в экономической изоля­ции от других государств, обречены на отставание и социальную бесперспективность. Поэтому международная интеграция по­степенно все более осознавалась объективной необходимостью.

Новый импульс в своем развитии межгосударственная эко­номическая интеграция получила в конце 80-х — начале 90-х годов, когда в мировой интеграционный процесс начали вли­ваться многие, ранее относительно изолированные от него стра­ны, в том числе развивающиеся. Одновременно повышался и уровень международных экономических интеграционных про­цессов: углубилось разделение труда, увеличилось число между­народных организаций и союзов, международные экономиче­ские связи стали более управляемыми и стабильными. Результа­том происходящих процессов явилось сначала формирование, а затем и развитие нового этапа международной экономической интеграции — создание всемирного хозяйства.

Всемирное хозяйство представляет взаимосвязанные между собой экономики практически всех цивилизованных стран ми­ра. Экономической основой всемирного хозяйства служит объ­ективная целесообразность, обусловленная стремлением всех государств к росту экономической эффективности, достигнуто­му за счет международного разделения труда, и вызванными этим ростом национальной специализацией и международной интеграцией.

Постоянное стремление к углублению разделения труда и доведение его до международного уровня служило ранее глав­ной причиной становления и развития международной торгов­ли и мирового рынка. Однако, в отличие от мирового рынка, который и сейчас является важнейшей составляющей частью международного сотрудничества, всемирное хозяйство пред­ставляет собой более емкое явление. Это особая форма реали­зации международных экономических взаимосвязей между хо­зяйственными субъектами большинства стран мира, нацелен­ная на достижение большей эффективности в экономической деятельности за счет углубления разделения труда и свободного перемещения в мировом пространстве товаров, рабочей силы, технологий и капитала.

Создание всемирного хозяйства не означает автоматиче­ского включения в него всех национальных экономик. Среди множества факторов, влияющих на вхождение и уровень ин­тегрирования каждой страны в систему мирового хозяйства, важнейшими являются два фактора. Во-первых, эффект, или экономическая, а, может быть, и политическая выгода для стран—участниц мирового интеграционного процесса; при этом главным критерием должен быть национальный интерес — не только текущий, но и связанный с отдаленным будущим. Ре­шение вопроса об участии каждой конкретной страны в тех или иных формах международных экономических связей всегда представляет сложность, ибо требует всестороннего учета по­следствий и результатов такого акта. Это важно не только для национальной экономики отдельной страны, но и для миро­вого экономического сообщества в целом.

Во-вторых, участие в мировой экономической интеграции для любой страны становится возможным при условии опреде­ленной адаптации национального хозяйства и правовой базы государства к унифицированным нормам и требованиям все­мирного хозяйства.

Главными условиями участия в международных экономиче­ских союзах и других международных организациях в настоящее время являются: политическая стабильность в стране, отсутствие резких колебаний в состоянии национальной экономики и, на­конец, открытость экономики.

За выполнением каждого из этих условий наблюдают специ­альные международные организации, руководствуясь общепри­нятыми в мировой практике нормами и правилами. Для харак­теристики макроэкономического состояния национальной эко­номики по единым критериям используется международная система национальных счетов (СНС).

Ускорение развития международных экономических инте­грационных процессов требует все более открытой экономики, что подразумевает:

• прозрачность, т.е. свободный доступ к национальным макроэкономическим сведениям;

• экономическую свободу внутри страны;

• участие страны и ее экономических субъектов в мировом интеграционном процессе.

Предпосылками открытости экономики является экономи­ческая свобода — соблюдение в стране трех основных принци­пов: свободы индивидуального выбора, свободы частного обме­на и гарантии частной собственности. В зависимости от этого мировое сообщество получает возможность определять не толь­ко состояние и возможности экономики той или иной страны, но и установить степень благоприятных условий для создания в ней иностранных и смешанных предприятий, целесообразность размещения кредитов в данной стране и др.

Лидерами рейтинга открытости экономики являются эконо­мически развитые и «новые» промышленно развитые страны, в том числе Гонконг, США, Швейцария, Великобритания, Ма­лайзия и др. Показатели этих стран по 10-бальной шкале в 1995 г. составили от 7 до 8. Индекс России здесь пока невы­сок — 3,5 балла, и она продолжает относиться к группе стран с недостаточно открытой экономикой.

Экономическая открытость государства должна иметь определенные пределы, выход, за которые способен принести негативный результат. Она не должна выходить за рамки глобальных интересов страны. Поэтому, кроме комплексной оценки открытости, в экономической практике используется также показатель экономической уязвимости национальной экономики в отношении мировых экономических потрясе­ний. Его рассчитывают как долю национального экспорта в валовом внутреннем продукте. Чем больший удельный вес в реальном секторе национальной экономики занимает экс­порт, тем больше отражаются на экономической стабильно­сти страны все колебания мировой конъюнктуры.

Рейтинг стран, определенный только по этому показателю открытости, существенно отличается от общего рейтинга эко­номической свободы. На первом месте здесь небольшие, хотя и экономически развитые страны, такие, как Малайзия. Филип­пины, Новая Зеландия. Доля экспорта этих стран составляет 70—80% от объема их ВВП. В то же время в крупных странах с развитой экономикой эта доля заметно ниже (например в Японии 11%, в США 10%).

Каждое современное государство, проводя политику открытой экономики, одновременно стремится в определенной степени ограничить международное вмешательство в свою экономиче­скую деятельность, оставляя за наднациональными экономиче­скими органами лишь функции контроля за рекомендациями. Практически все страны, даже те, экономика которых признана наиболее открытой, не отказываются от политики жесткого протекционизма. Так, страны с развитой экономикой строго ограни­чивают вывоз новейших образцов техники и передовых техно­логий, ограничивают эмиграцию из страны ученых и специали­стов, следят за соотношением между своим экспортом и импор­том. Развивающиеся страны, как правило, строго лимитируют вывоз имеющегося у них стратегического сырья, ограничивают вывоз валюты, драгоценных металлов и других ценностей.

Создание и развитие всемирного хозяйства есть сложный и противоречивый процесс. На разных этапах существования и развития мировой экономики роль и формы участия отдельных стран в данном процессе неоднозначны. Это зависит от ком­плекса обстоятельств, в том числе от степени экономический развитости страны и масштабности ее национальной экономи­ки. Кроме того, к важнейшим факторам такого рода относятся экономическая политика, осуществляемая в данной стране в определенный период, и действующие условия, или «правила игры», во всемирных экономических организациях.

В создании и развитии мирового хозяйства заинтересованы в первую очередь экономически развитые страны. Для них уча­стие в мировом экономическом процессе означает естественный переход к более высокой стадии разделения труда и специали­зации производства. Поэтому международная экономическая интеграция для развитых стран всегда является дополнительным средством для экономического роста.

Именно экономически развитые страны внесли наибольший вклад в создание современного хозяйства с действующим в нем особым порядком. Смысл такого порядка определен в основном неолиберальной моделью экономического развития. Основные черты этой модели состоят в том, что главным регулятором ме­ждународных взаимосвязей должен быть рыночный механизм. Одновременно делается упор на переориентацию национальных экономик с развития национально-хозяйственного комплекса на создание узкоспециализированной экономики, сокращение функций государства по управлению экономическими процес­сами и передачу этих функций международным учреждениям.

Несомненно, что в условиях организации мирового хозяйст­ва по неолиберальной модели экономически развитые страны получают существенные преимущества, поскольку именно они играют ведущие роли в международных экономических органи­зациях (в МВФ, во Всемирном банке и т.д.) и получают наи­большие преференции на стихийных мировых рынках.

В отличие от развитых стран вхождение в мировое хозяйство развивающихся стран является более сложным и противоречи­вым процессом.

Вместе с тем процессы интеграции и создания мирового хо­зяйства носят объективный характер. Они неизбежны и не зави­сят от того, какая модель экономического развития в конкрет­ном случае реализуется. Поэтому ни навязанная миру Западом модель, ни более значимые преимущества от участия в мировом хозяйстве развитых стран не могут означать, что для развивающихся стран участие в мировом интеграционном процессе про­тивопоказано и имеет только отрицательный смысл. Практика доказывает, что вхождение развивающихся государств в единый экономический союз с экономически сильными государствами придает их развитию дополнительный импульс.

Следствием вступления развивающихся стран в мировое экономическое сообщество, как правило, является их ускорен­ный экономический рост. Экономической основой данного фе­номена во многом служит иностранный капитал, к которому эти страны получают относительно свободный доступ и кото­рый обеспечивает развитие национальной экономики этих стран. Кроме того, целенаправленность в специализации на­циональных экономик развивающихся стран, ставшей возмож­ной благодаря мировому хозяйству, делает их экономически конкурентоспособными, а, следовательно, и эффективными. Именно эта причина заложена во все возрастающем стремлении развивающихся стран интегрироваться в те или иные междуна­родные экономические объединения. И такой процесс уже дает конкретные результаты.

По оценке Всемирного банка, глобализация мировой эконо­мики привела в движение процесс перераспределения богатств от индустриальных государств в пользу развивающихся, в кото­рых проживает 80% населения мира и вырабатывается лишь 18% мирового ВВП. Через 25 лет их доля в мировом производ­стве, по прогнозам, должна возрасти до 30%.

Вхождение в 1998 г. России в Организацию Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), по оценкам международных и российских экспертов, позволила ей увеличить объем ВВП на 10—12 млрд. долл. Присоединение Рос­сии к Всемирной торговой организации (ВТО) даст ей возмож­ность ликвидировать только потери от ограничения экспорта отечественной продукции до 1 млрд. долл. в год.

Экономический эффект, получаемый странами от участия в мировом хозяйстве, достигается за счет множества факторов. Вы­делим основные из них. Во-первых, интеграция во всемирные экономические организации способствует углублению специали­зации данной страны и, как следствие, кооперации ее экономи­ки. Эти факторы являются определяющими для роста производи­тельности труда и повышения эффективности производства.

Во-вторых, страны-участницы пользуются преимуществен­ным правом получать от стран-союзниц на самых льготных усло­виях необходимые для их развития экономические ресурсы. Это могут быть значительные инвестиции в экономику, приобретение новейших технологий, ранее недоступной информации и др.

Вместе с тем участие развивающихся стран в международном разделении труда и членство в международных экономических союзах имеет и негативные последствия. Главное из них — уз­кая специализация страны, выгодная мировому хозяйству, но приводящая к тому, что то или иное развивающееся государство практически становится беззащитным перед финансовыми или структурными кризисами. Недавним свидетельством тому явля­ется мировой финансовый кризис 1997 — 1998 гг., наиболее остро затронувший в первую очередь развивающиеся страны — Малайзию, Индонезию и Филиппины.

Известно, что результаты участия страны в мировом хозяй­стве, активность ее деятельности в мировой экономике неодно­значны. Для определения итогов такого участия в мировой практике используется система показателей, среди которых цен­тральное место занимает платежный баланс страны, состоящий из четырех балансовых групп А, Б, С, Д.

А. Баланс текущих операций, включающий:

1) торговый баланс, сальдо которого представляет разность между экспортом и импортом товаров;

2) баланс услуг, сальдо которого равно разности между экс­портом и импортом технологических лицензий, инноваций, па­тентов, услуг международного туризма и страхования, транспор­та, связи и др.;

3) баланс процентных платежей, сальдо которого определяет­ся как разность между платежами по национальным кредитам, размешенным в других странах, и выплатам процентов по заим­ствованному страной капиталу;

4) баланс трансфертов, сальдо которого есть разность от част­ных и государственных платежей из-за границы и за рубеж. Сюда относятся прямые инвестиции, которые дают право контроля над фирмой, портфельные инвестиции, т.е. капиталы, вложенные в облигации, акции и другие ценные бумаги иностранными фир­мами без права приобретения контрольного пакета акций.

В. Баланс движения долгосрочных капиталов. Его сальдо пред­ставляет разность между экспортом и импортом капиталов (инве­стиций). Сюда относятся прямые и портфельные инвестиции.

С. Баланс движения капитала. Его сальдо отражает резуль­тат всех международных сделок с активами (валютой, ценными бумагами). Положительное сальдо этого баланса свидетельству­ет о чистом притоке капитала в страну, а отрицательное — о чистом оттоке.

D. Баланс, представляющий группу статей, корректирующих ошибки в статистических данных по предыдущим разделам.

Кроме платежного баланса в международной практике в ка­честве показателей, характеризующих активность страны в ми­ровом хозяйстве, используют такие показатели, как ВВП, струк­тура экспорта-импорта, объем, структура и динамика иностран­ных инвестиций и др.

Естественно, что одни и те же страны не могут занимать одинаковые позиции в группировках государств по признакам каждого из этих показателей. Например, США, Германия, Япо­ния и Канада первенствуют по объемам ВВП и иностранным инвестициям другие страны, к примеру, Сингапур, Малайзия и Южная Корея могут опережать всех по результатам платежного баланса и по прочим показателям.

Поэтому на практике при определении места каждой страны в табеле о рангах в мировой экономике, как правило, основы­ваются лишь на данных об объеме ВВП, платежного баланса и резервов центрального банка страны.

Исчисленный Международным валютным фондом (МВФ) по такой методике удельный вес каждого государства свидетель­ствует о том, что в средине 90-х годов (МВФ делает такую оценку раз в пять лет) первое место в мировой экономике без­раздельно принадлежит США (18,8%), второе и третье места делят Япония (5,6%) и Германия (5,6%). Доля России в этой классификации составляет 2,9%, что немного выше доли Китая (2,3%) и некоторых других стран группы, с так называемой пе­реходной экономикой.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экономические рейтинги стран | Новые тенденции в развитии мировой экономики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.