КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Создание и развитие науки управления в Х1Х и ХХ веке
Хотя само управление как вид деятельности и управленческая мысль, обобщающая его достижения, возникли много сотен и тысяч лет назад, управление как научная дисциплина относительно молодо. Причина в том, что современные мощные организации, позволившие выделиться управленческому персоналу как социальной группе, отделить управленческую работу от неуправленческой деятельности, возникли только в Х1Х веке. Современные крупные организации и необходимость внедрения достижения НТР потребовали использования новых принципов управления в это период, принципов обеспечивающих: - занятие руководящих постов по праву компетентности, с соблюдением законности и порядка (а не по принципу наследования); - принятие эффективных управленческих решений, обеспечивающих максимальный доход владельцам капитала (в противовес инерционным решениям хозяев фирм); - построение рациональных систем управления, направленных на внедрение достижений НТР. Формирование научных основ управления производством началось в последних десятилетиях прошлого века стараниями таких ученых как Д.Милл (1820 г, исследования мотивации), Маршалл, Лонглин (1835 г., исследования функций менеджера), Милл, Джозеф (1850 г., Принципы единоначалия и контроля), Вартон, Меткалф, Халси и другие. Питательной средой этого процесса, его почвой, на которой он мог успешно произрастать, явилось промышленное производство. Наиболее благоприятные условия для формирования научного подхода к проблемам управления производством сложились в США. К концу XIX столетия США прочно заняли место в строю университетских стран. К ранее существовавшему Гарвардскому университету добавились Йельский, Чикагский, Мичиганский и др. университеты. Немного расширилась сеть научных учреждений. В 1848 г. была создана Американская ассоциация развития наук, в 1863 г. - Национальная академия наук, в 1902 г. - институт Карнеги. В США с конца XIX века при крупнейших университетах начали создаваться школы бизнеса. Эти школы явились основой для создания впоследствии широкой сети учебных заведений разного уровня для подготовки специалистов-менеджеров. Первое десятилетие XX века было периодом, так сказать, еще внутриутробного развития идей научного управления производством. Тейлор и его единомышленники фактически уже сформировали основные принципы управления и даже довольно широко применяли их на практике, но их методы еще применялись лишь на отдельных предприятиях. Отношение основной массы предпринимателей было преимущественно отрицательным к такого рода новшествам. И неудивительно: они видели в этом посягательство на святая святых своего символа веры - посягательство на «священное право «частного собственника поступать на своем предприятии так, как ему заблагорассудится. Однако, жизнь брала свое. Само по себе развитие капиталистического производства - общественного по существу, но остающегося в частных руках - приводило к необходимости внедрения управления, основанного не на интуиции, а на точном исследовании и расчете. И даже самые рьяные аутсайдеры и поборники идей абсолютной «свободной воли хозяина» на своем предприятии начали понимать это. Дело «Истерн Рейтс» и последовавшие за ним расследования знаменовали собой победу здравого смысла предпринимателей над наиболее консервативными их представителями. А дело Истерн Рейтс заключалось в следующем. В 1910 г. произошел конфликт между железнодорожной компанией Истерн Рейтс и грузоотправителями по вопросу о повышении тарифов на перевозки. Конфликт сразу принял сенсационный характер. Железные дороги были национальной гордостью страны. Грузоотправителем являлась вся промышленность. Дело было передано в международную торговую комиссию. Руководитель комиссии Брендейс привлек в качестве экспертов многих известных специалистов в области организации и управления: Х. Хатауэя, Г. Тауна, Г.Эмерсона, Г. Гантта. Особую роль в успешной работе экспертов, привлеченных к делу Истерн Рейтс, сыграл Г. Эмерсон. Эмерсон начал свою работу с изучения состояния железной дороги и нашел это состояние неудовлетворительным. С точки зрения научного менеджмента в результате тщательного изучения всего дела Эмерсон дал заключение, ошеломившее Америку: «Железные дороги могут ежедневно экономить 1 млн. долларов за счет введения научного управления». Теперь предприниматели заинтересовались научным управлением. Оно почти мгновенно стало предметом всеобщего интереса. И уже в 1911-1912 году 55 отраслей деловой деятельности начали применять научное управление: в промышленности, на транспорте, в строительстве и т. д. и не только в США (в Англии, Франции и других странах). 1911 год может по праву считаться годом "рождения", признания менеджмента как науки. Именно в этом году прошла первая международная научно-практическая конференция по менеджменту, инициатором и организатором которой был Х.Персон. В 1911 году вышла книга основоположника научного менеджмента Ф.У. Тейлора "Принципы научного управления". Был издан один из первых учебников по менеджменту Дункана. Движение за научное управление пошло и вширь и в глубь, все более овладевая умами бизнеса. После второй мировой войны на предприятиях в США, а также американских предприятиях расположенных в Европе производительность труда была выше, чем в других западных странах в 2, 5 - 3, 0 раза. Это вызывало у многих недоумение. Система одна, а результаты разные. По решению английского парламента в США была направлена группа ученых для изучения этого вопроса. Через год парламентариям был представлен доклад с результатами проведенных исследований. Красной нитью проходило в докладе следующее: США опережает своих партнеров по производительности труда в связи с тем, что там действует научно обоснованная система подбора кадров и придается большое значение подготовке и повышению квалификации менеджеров. Вся система подготовки управляющих и повышении квалификации в США стала, с одной стороны, своего рода мостом между научными исследованиями в области анализа, техники, форм и методов управления, а с другой стороны, практикой управленческой деятельности в разных сферах экономики. Эта система постоянно приспосабливается к увеличивающейся сложности управления промышленными комплексами, непроизводственными организациями, национальными программами, рыночной конъюнктурой. Изменяются и совершенствуются методы, организационные формы, учебные планы. Американские школы бизнеса, ассоциации по управлению, учебные центры В США свыше 1300 учебных заведений, которые занимаются подготовкой менеджеров, кадровиков, промышленных психологов, социологов, дизайнеров. Исследования, проведенные в 70 крупных фирмах США, показали, что на каждые 15-17 человек инженерно-технического персонала имеется 1 специалист по организации и управлению. Если в организации работает всего 100 человек, то и здесь есть специалист подобного профиля. Каковы особенности истории менеджмента в нашей стране? Гражданская война отбросила развитие менеджмента в России на десятки лет также как и другие направления развития. Наука управления в период становления нашей страны выступала как научная организация труда. ЦИТ мог выходить с предложениями в Правительство и занимался пропагандой НОТ. В 1927 г. была открыта Промышленная академия с задачей подготовки руководящих кадров промышленности. В академию было принято 100 человек. Принимались хозяйственные руководители, не имеющие высшего образования. Это определило характер учебного плана, который содержал также общеобразовательные и технические дисциплины. Имелось ввиду ускоренно (за два-три года) довести уровень подготовки учащихся до уровня дипломированного инженера. Конечно, решить такую задачу в сжатые сроки можно было только 'за счет качества подготовки. В этой академии экзамен сдавал один человек из группы, а всей группе выставлялась оценка. Подготовка квалифицированных, руководящих кадров (менеджеров) не получила должного развития в России и в этот процесс государство почти не вмешивается, пустив проблему подготовки и переподготовки кадров на самотек. А вмешательство могло бы быть косвенным, например, не проходили переподготовку хотя бы раз в три года менеджеры разных рангов - увеличивается налог на прибыль и т. д., либо предприятие лишается кредитов. Статуса должного менеджмент в России еще не получил. Если человек болен, то обращается к врачам, но если издержки в области менеджмента, то, как правило, диагноз ставят сами руководители, провалившие дело, и они же определяют методы «лечения». В США невозможно найти даже мастера, не имеющего специальной управленческой подготовки, не говоря уже о более высоких рангах менеджеров. Когда, наконец, люди поймут значимость и возможности социальной сферы человеческой деятельности, куда входит и менеджмент, то будут крайне удивлены тому, сколь долго усилия были направлены лишь на материальные аспекты труда.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |