Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология

Структура организации

Участники.

В соответствии с классической теорией организации участник рас­сматривается как инструмент, выполняющий порученную ему задачу. Задача участников состоит в том, чтобы наи­более эффективно выполнить задание. Этот подход применим для исследования поведения производственной бригады, обслуживающей автоматиче­скую линию. Он не годиться для рассмотрения деятельности таких участ­ников, как управляющие, директора и другие лица, принимающие решения.

Мотивационная теория организаций проявляет особый интерес к участникам ор­ганизаций. Эта теория изучает реакцию участника и воздействия на него из вне и изнутри организа­ции. Эта теория организаций рассматривает участника независимо от того, какое место в opганизации он занимает. Т.о. поведенческие теории организации акцентируют свое внимание на личных качествах участников, а не на их роли в организации.

В системно-ориентированных теориях организаций (в частности в промышленной динамике) отсутствует выделение участников. Эволюция организации исследуется без учета влияния человеческого фактора.

Классическая теория организации предполагает стабильную структу­ру организации. Отражает иерархию подчиненности своих членов. Элементам на схеме предписываются их задачи или функции.

Поведенческая теория организации делает акцент на участниках, как членах неформальных групп. Иерархическая структура рассматривается косвенно, и иерархия играет второстепенную роль.

Системно-ориентированные теории отводят иерархической структу­ре второстепенное место. Основной объект для исследования - эволюция системы во времени. Система может обладать любой структурой, которая обеспечивает требуемую зависимость входа и выхода.

Классическая теория организации основывается на наблюдениях за действительными процессами и на решении задач в реальных организаци­ях.

Поведенческая теория кладет в основу наблюдения за психологиче­скими реакциями и за действиями участников. Используются неформаль­ные модели. Однако согласовать теоретические выводы и ре­альные наблюдения не всегда возможно.

Системные исследования проводятся с помощью ЭВМ и сводятся к машинному моделированию. Это имитационное моделирование, основан­ное на наблюдениях за реакциями системы на внешние воздействия. Модель всегда носит субъективный характер, т.к. зависит от особенностей исследователя.

Классификация теорий организаций не предполагает резких разли­чий между ними. Наиболее рациональным является подход, который ис­пользует некоторые стороны каждой теории, нaпpимер, существует подход Саймона. Теория многоуровневых систем имеет много общего с перечисленны­ми классами теории организации, поэтому ее можно использовать и в теории организации:

1) Теория многоуровневых систем рассматривает иерархические структуры в рамках организационных блок-схем классической теории. Иерархическое расположение элементов обычно рассматривается как одна из важных характеристик организации.

2) Теория многоуровневых систем позволяет рассматривать участников организации как элементы, которые принимают свои решения на основе поведенче­ских (мотивационных) подходов, позволяет учитывать уровни удовлетворения и уровни расхождения между действительными и фактически наблюдаемыми целями. Т.е., основной элемент общего математического подхода, называемый в теории многоуровневых систем решающим блоком, а в теории организаций - лицо, принимающее ре­шение (ЛПР), должно получить «удовлетворение» на своем уровне.

3) Теория многоуровневых систем учитывает факт, что наиболее важ­ной особенностью организации является ее "организующая" и "координирующая" роль в нала­живании взаимосвязей между отдельными подсистемами (ЛПР), которые прини­мают собственные решения.

Теория многоуровневых систем в применении к тео­рии opганизаций позволяет:

1) создать единую основу для различных подходов с помощью использования единой системы методов и поня­тий. С ее помощью все различные теории сравниваются, противопостав­ляются и взаимно дополняют друг друга;

2) математически строго формулировать как основные понятия теории организации, так и получен­ные результаты.

3) использовать для иссле­дования различные аспекты анализа и проектирования организации, ма­тематические методы и моделирование на ЭВМ.

1.6 Формализация основных понятий теории opганизаций в рамках теории мно­гоуровневых систем

а) Моделирование поведения участников организации (используются поведенческие теории).

Понятие ЛПР включает в себя в качестве элемента - администрато­ра, добивающегося удовлетворения, основывается на понятиях поведенческих теорий. Т.е. элементы, принимаю­щие решения, «решающие блоки» из теории многоуровневых систем, обладают особенностью ЛПР из теории организации: «свободой действий». Таким образом, отклик ЛПР на воздействие определяется проблемой удовлетворения, которая в общем случае не является однозначной.

б) Отношения между руководителем и подчиненными.

Руководитель влияет на подчиненных следующим образом:

1) Вмешательство на уровне целей.

2) Вмешательство на уровне представлений (ожидаемое последст­вие решения).

3) Вмешательство на уровне ограничений (связано с альтернативными действиями руководителя).

в) Координация (взаимодействие с подчинёнными).

При появ­лении конфликтов организация реагирует следующим образом:

1) Применение аналитических процессов (решение проблем или воздействие методом побуждения).

2) Нахождение компромисса (использование теории игр).

Метод решения проблем соответствует вмешательству на уровне представлений. Задачи сво­дятся к правильной постановке целей для вышестоящего лица (координа­тора) и подчиненных. Проблема принятия решений состоит в отыскании удовлетворительного решения. При решении проблем, связанных с прогнозированием, происходит поиск новых альтернатив, т.е. вмешательство на уровне ограничений.

Метод побуждений соответствует вмешательству на уровне целей. Координация осуществляется вмешательством на вышестоящем уровне в индивидуальные цели, разногласие которых устраняется на основе достижения общих целей.

При анализе взаимодействий по методу побуждения или решения проблем уточняются основные состояния организации (в мате­риальном плане). При этом создаются новые алгоритмы поведения орга­низации, позволяющие определить, каким образом осуще­ствляется процесс координации.

Описание аналитических процессов или формализация - это шаг в направлении математического описания в теории организации, которого нет.

Другим подходом к математическому описанию в теории организации является применение теории игр для нахождения компромиссных решений.

г) Иерархия.

Составляющие систему элементы обладают огра­ниченной решающей способностью, общая цель организации разбивается на подцели. Иногда эти подцели параллельны, иногда последовательны. Надо различать иерархию целей и иерархию эле­ментов, принимающих решение. Таким образом, организация представляется в виде организационной структуры, состоящей из элементов, принимающих решения в узловых точках организаци­онной структуры.

д) Специализация и координирование.

Координированием в теории организации называется управление, которое делится на две части:

1) Установление правил, предписывающих членам организации - ка­ким образом они должны действовать (управление в большом).

2) Практическое обеспечение выполнения этих правил в деятельно­сти организации (управление в малом).

Координация - обычно управление в малом.

Специализация вытекает из децентрализации, ей сопутствует координация. Специализация приводит к образованию целевых или функциональных органов, появлению линейных и вспомогатель­ных элементов. Линейные элементы определяют, что и когда будет сдела­но. Вспомогательные элементы вырабатывают рекомендации - как сделать это наилучшим образом (оптимизирующие элементы).

Один из основных вопро­сов, возникающих при специализации, - это степень самостоятельности специализированных элементов организации. Проблема координации связана, прежде всего, с расчетом взаимодействий нижестоя­щих элементов. Решение такой задачи проводится с помощью принципов координации (согласования и взаимодействия). Они определяют стратегию поведения координатора и ни­жестоящих элементов.

Всякая специализация отражает некоторую степень децентрализации. В организации устанавлива­ются отдельные независимые центры, отделы, обеспечивающие прибыль. Проблема децентрализации сводит­ся к выбору налагаемых на отделы ограничений, чтобы обеспечить максимальное преуспевание в целом. Стандартный способ координации состоит в использовании механиз­ма цен. Децентрализация сводится к выбору внутренних цен, если у экономической системы имеются общие цели.

Рассмотрим пример экономической системы в сфере обслуживания рис. 1.5.

Рисунок 1.5 Схема взаимосвязи процессов на предприятии

 

Р - процесс функционирования экономической системы.

P1...Pn - подпроцессы производства или отдельные корпорации в составе сложной экономической системы.

Pn+1 - сектор потребления.

Каждая подсистема производства имеет 1 вход и 2 выхода. Входы отдельных подсистем - есть уровни их за­грузки, а выходы - производственные продукты или товары.

Выходы yif..ynf - выпускаемые товары, на которые имеется спрос.

Выходы y1w...ynw -продукты или товары, которые необходимы для технического функционирования отдельных подсистем.

Подсисте­ма Рn+1 объединяет подсистемы производства и имеет тоже 2 выхода. Взаимодействия между подсистемами производства являются входами для подсис­темы потребления. Вход подсис­темы Pn+1 - есть спрос. Подсистема Рn+1 состоит из: части Рn+1f, которая представляет собой взаимосвязь: потребитель - произведен­ный товар и Рn+1w - обмен продуктами и товарами внутри системы по внутренним ценам.

Результатом функционирования системы в целом является функция качества - F или функция полезности, которая применяется для оценки эффек­тивности функционирования системы в целом. Функция полезности зависит только от выходов подсистемы по­требления yn+1f. Цель деятельности системы - максимизировать функцию полезности F(yn+1f) за счет изменения входных показателей от­дельных подсистем. Это задача распре­деления ресурсов при заданном уровне техники.

Задача координирования может быть решена на основе полной централизации. Управление отдельными подсистемами Рi и подсистемой Рn+1 осуществляется с помощью органов локального управления, управляющими (или элементами, принимающими решения D). Элемент D в Рn+1 называют в теории организаций «кормчим». Он учитывает действия вышестоящих органов управления (вплоть до прави­тельства), которые влияют на поведение потребителя. Чтобы эффективно управлять системой в целом, необходимо поставить перед всеми элементами D соответствующие задачи: определить и реализовать оптимальное значение тi по отноше­нию к глобальной функции качества F. Т.е. управляющие Di и «кормчий», преследуя свои интересы, обязаны привести к максимуму общую функцию цели системы (благосостояние).

Рисунок 1.6 Схема управления «координатор-кормчий»

Предположим, что используется координирование, на основе принципа согласования взаимодействий. В данном случае этот принцип выступает, как принцип развязывания взаимодействий. Координатор предполагает независимость (развязывание) отдельных подсистем друг от друга и применяет принцип согласо­вания взаимодействий для их координирования. Чтобы достигнуть глобального оптимума, элементы нижнего уровня обя­заны максимизировать свои функции качества с одной стороны по локаль­ному управлению, а с другой стороны по взаимодействиям. Координатор выбирает координирующие параметры таким образом, что­бы сбалансировать отдельные взаимодействия. При этом он вы­бирает параметры с учетом оптимальных значений, которые выбраны кормчим. Для эффективного функциониро­вания системы в целом необходимо согласование работы координатора и кормчего.

е) Экономическая интерпретация процесса координирования.

Управление максимизирует прибыль. Координирующими параметрами являются цены на продукты и това­ры, внутренние цены. Прибыль кормчего - разница между получаемой общественной выгодой и стоимостью производства. Координатор выбирает координирующие пере­менные таким образом, чтобы сбалансировать входы и выходы системы (входы - поставки, выходы - спрос на товары). Таким образом, координа­тор в сбалансированной экономике как бы представляет собой рыночный механизм, а координирующие параметры - цены. Использование принципа согласования взаимодействий позволяет получить классическое описание оптимальной координации с помощью рыночного механизма. Эффективность управления требует соблюдения следующих условий и принципов:

1) принцип оптимизации децентрализации;

2) принцип координации взаимодействий (механизм цен);

3) принцип оценки взаимодействий на основе нахождения удовлетворительного решения для решающих элемен­тов нижнего уровня.

В конце XX века характерно образование гигантских экономи­ческих организаций, которые оказались в проти­воречии с новыми информационными технологиями управления, позволяющими осуществлять более выгодную децентрализа­цию компании.

1.7 Предметная область

Любая экономическая система представляет собой сово­купность связанных ресурсов и процессов, которые можно описать в терминах предметной области.

Предметной областью называются элементы материальной системы, информация о которых хранится и обрабатывается в ЭИС.

Для описания пред­метной области используются следующие термины: объект, свой­ство объекта, взаимодействие (связь) объектов, свойство вза­имодействия.

1) Объектом называется любой элемент некоторой системы. В экономических приложениях это любой предмет, занимающий место в пространстве. Следует различать отдельный физический объект (отдельный предмет) и объект - понятие, который охватывает множество физичес­ких объектов. Отдельный предмет называется экземпля­ром объекта, а различные множества предметов называются типами объектов.

Первоначальная группировка экземпляров в некоторые множе­ства-классы называется классификацией.

Объекты экономической сферы группируются в три круп­ных типа, имеющих название средств производства, предме­тов труда и исполнителей.

2) Свойством объекта называется некоторая величина, кото­рая характеризует состояние объекта в любой момент време­ни. Отдельный экземпляр объекта можно точно описать, если указать достаточное количество значений его свойств.

Объекты одного класса описываются одноименными свойствами. Объекты, входящие в некоторый тип, содержат ряд свойств, характерных для типа в целом. Так, все экземпляры объек­тов, образующих тип «основные фонды», характеризуются свойством балансовая стоимость, которое отсутствует у дру­гих типов, например у типа «исполнители».

Среди свойств, описывающих объект, необходимо выде­лить идентифицирующие свойства, т.е. свойства, по значению которых можно однозначно отличить данный экземпляр объекта от любого другого (в том числе и в пределах класса объектов, содержащего этот экземпляр).

Искусственный идентификатор, как правило, соответствует обычной нумерации экземпляров объектов, например Инвен­тарный номер.

Пренебрежение вопросами идентификации объектов явля­ется серьезной проектной ошибкой. Отсутствие идентифици­рующих свойств объектов помешает расширению перечня ре­шаемых задач, затруднит совместимость с другими ЭИС, сделает невозможными некоторые виды информационного поиска.

3) Взаимодействием объек­тов называется факт участия нескольких объектов в каком-либо процессе, который протекает и во времени, и в пространстве.

4) Свойством взаимодействия называется такое свойство, ко­торое характеризует совместное поведение объектов, но не от­носится ни к одному объекту в отдельности. Например, при производстве изделий взаимодействуют объекты Рабочий, Ма­териал, Оборудование, Изделие. Количество изделий, произ­веденных за определенный день, является свойством взаимо­действия, но никак не характеризует указанные выше объекты, взятые в отдельности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Критерии эффективности ЭИС | Составная единица информации представляет собой набор из атрибутов и, возможно, других СЕИ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.