Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная ситуация и периодизация профессионального развития психолога в вузе




Процесс освоения студентом профессиональной культуры школьного психолога аналогичен процессу онтогенетического развития ребенка. Л.Ф.Обухова (1996), вслед за Д.Б.Элькониным и Л.С.Выготским, выделяет две линии человеческого развития:

1) линия развития ориентаций в смыслах человеческой деятельности;

2) линия развития ориентаций в способах человеческой деятельности.

Соотношение этих линий развития определяет периоды психического развития ребенка.

1."Младенчество" - 0 - 1 год - ведущая деятельность - непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослым - определяет формирование потребности в общении. Тип деятельности "человек - человек", или "Субъект - Субъект".

2."Раннее детство" - 1-3 года - ведущая деятельность - предметно-манипулятивная деятельность - освоение способов действия с предметами. Тип деятельности "человек - вещь", или "Субъект - Объект".

3."Дошкольный возраст" - 3-7 лет - ведущая деятельность - игровая деятельность - определяет освоение социальных ролей, или норм отношений между людьми. Тип деятельности "человек - человек", или "Субъект - Субъект".

"Итак, к концу дошкольного возраста мы имеем три линии развития:

1 - линия формирования произвольного поведения.

2 - линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности.

3 - линия перехода от эгоцентризма к децентрации" (Л.Ф.Обухова, 1996. - С. 270).

4 - линия мотивационной готовности к школьному обучению (эту линию добавила Л.И.Божович, 1968).

"Происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью, как подчеркивал Д.Б.Эльконин. У дошкольника имеется две сферы социальных отношений: "ребенок - взрослый" и "ребенок - дети". Эти системы связаны игровой деятельностью.

В школе возникает новая структура этих отношений. Система "ребенок - взрослый" дифференцируется:

"ребенок - взрослый" "ребенок - учитель"

"ребенок - родители"

 

"ребенок - дети"

Система "ребенок - учитель" начинает определять отношения ребенка к родителям и отношение ребенка к детям" (Обухова Л.Ф., 1996. С. 271).

В процессе подготовки школьного психолога в системе высшего образования выделяется две линии профессионального развития студента:

1) линия развития ориентаций в смыслах профессиональной деятельности;

2) линия развития ориентаций в способах профессиональной деятельности.

Соотношение линий профессионального развития создает периоды профессионализации в системе высшего образования:

1."Профессиональное младенчество" - период 1 курс - ведущая деятельность - непосредственно-эмоциональное общение студента с профессионалом - формирование потребности в профессиональном общении, формирование положительного отношения к нормам профессиональной деятельности. Тип деятельности "человек - человек", или "Субъект - Субъект".

2."Ранняя профессионализация" - период 2 и 3 курсы - ведущая деятельность - предметно-манипулятивная деятельность - освоение способов действия с предметом деятельности профессионального психолога. Тип деятельности "человек - вещь", или "Субъект - Объект".

3."Допрактический профессиональный возраст" - период 4 и 5 курсы - ведущая деятельность - игровая деятельность - освоение профессиональных ролей и видов деятельности психолога, или норм отношений между психологом и клиентом. Тип деятельности "человек - человек", или "Субъект - Субъект".

К концу периода профессиональной подготовки в вузе формируется четыре линии дальнейшего профессионального развития выпускника и молодого специалиста:

1 - линия формирования произвольного профессионального поведения, то есть формирование и развитие субъектных технологий.

2 - линия овладения средствами и эталонами (нормами) профессиональной деятельности, то есть профессионального саморазвития в конкретных условиях трудовой деятельности и специализации.

3 - линия перехода от профессионального учебного эгоцентризма к трудовой децентрации. В период обучения в вузе студент во всех сторонах действительности выделяет профессиональный аспект, к чему его стимулируют преподаватели (это - эгоцентризм). В реальных условиях деятельности психолог не является единственным специалистом, осуществляющим деятельность по достижению цели организации (децентрация).

4 - линия мотивационной готовности к профессиональной деятельности, или к труду по специальности.

После окончания вуза и с началом самостоятельной трудовой деятельности происходит перестройка всей системы отношений выпускника с действительностью. У студента имеется две сферы социальных отношений: "студент - преподаватель" и "студент - студенты". Эти системы связаны учебной деятельностью.

В трудовом коллективе возникает новая структура этих отношений. Система "студент - преподаватель" дифференцируется:

 

"студент - преподаватель" "специалист - начальник"

"специалист - клиенты".

Система "студент - другие студенты" преобразуется в систему:

"специалист - другие специалисты".

Система "специалист - начальник" начинает определять отношения специалиста к клиентам и другим специалистам.

Данная аналогия позволяет выделить периоды в профессиональном развитии студента в процессе обучения в вузе и соответственно им организовать образовательные условия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.