Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №3. Современные теории и концепции обучения

ТЕСТ

Воспитание в процессе, обучения.

 

В главе о сущности и закономерностях воспитания подчеркивалось, что обучение и воспитание в узком смысле находятся в неразрывном единстве. Прежде всего обучение, если оно правильно организовано, способствует воспитанию культуры умственного труда. В процессе его учащиеся овладевают умениями и навыками учебной работы и совершенствуют их, учатся поддерживать разумный режим труда и отдыха и, как отмечено выше, развивают свое мышление, память, творческие способности.

Но главным в этом процессе является воспитание научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Решение этой задачи требует от учителя специального внимания. Дело в том, что если теоретический и прикладной характер знаний выступает достаточно выразительно и деятельность учащихся непосредственно направляется на их раскрытие, то заключенные в этих знаниях мировоззренческие и морально-эстетические идеи с такой очевидностью не выступают. Здесь необходимы определенные усилия учителя. Специального освещения, например, требуют идеи об эволюции животного и растительного мира, о "вечности" и "несотворимости" материи и энергии и т.д.

Не меньше внимания требуется от учителя, когда речь идет об осмыслении учащимися морального и эстетического содержания изучаемого материала как условии формирования у них нравственных и эстетических взглядов и убеждений. Все эти вопросы будут детально раскрыты в главах о воспитании у учащихся научного мировоззрения и нравственных качеств.

Надо, однако, подчеркнуть, что раскрытие мировоззренческого и морально-эстетического содержания изучаемого материала не представляет собой особой ступени или стадии процесса обучения. Оно выступает как органическая часть осмысления и усвоения знаний и выработки практических умений и навыков. Разъясняя факты и теоретические обобщения и проводя работу с учащимися по применению усвоенных знаний на практике, учитель одновременно должен добиваться глубокого осмысления и прочного овладения ими мировоззренческими и морально-эстетическими идеями и выводами.

Обстоятельное усвоение материала данной главы имеет большое значение для осмысления дальнейших вопросов, связанных с дидактическими и методическими основами организации обучения.

 

 

1.Исторически наиболее ранним методом исследования в дидактике является:

  • эксперимент
  • наблюдение
  • измерение
  • анкетирование

 

2.Сущность процесса обучения состоит не в простой передачи знаний, умений и навыков, а в умелом... познавательной деятельности учащихся.

 

3.Преподавание и учение - составляющие части процесса:

  • обучения
  • образования
  • воспитания

 

4.Процесс обучения имеет 3 функции: образовательную, воспитательную и....

 

5.... функция обучения предполагает вооружение учащихся системой научных знаний, умений и навыков и ее использование на практике.

 

6.... функция предполагает развитие в процессе обучения интеллектуальной, сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и потребностно-мотивационной сфер.

 

7.... функция обучения предполагает, что оно должно формировать определенные взгляды, убеждения, нравственно-эстетические качества и отношения личности.

 

8.Компоненты структуры процесса обучения:

  • целевой, содержательный, деятельностный, результативный компоненты;
  • целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально -волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный компоненты;
  • цели, средства, методы, формы, системы, педагогическая ситуация;

 

 

План

 

1. Ассоциативно - рефлекторная теория обучения.

2. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.

3. Теория проблемно-деятельностного обучения.

4. Концепция программированного обучения.

 

Наиболее фундаментально в педагогике проработаны, психологически обоснованы и проверены на практике следующие теории обучения:

  • ассоциативно - рефлекторная;
  • поэтапного формирования умственных действий и понятий;
  • проблемно - деятельностного;
  • содержательного обобщения В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконина (развивающее обучение);
  • программированного обучения и др.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие учащихся в процессе обучения | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.