Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Микроэкономика в системе экономических наук




Тема 1. Предмет и метод микроэкономики

 

Цель вступительной лекции по курсу “Микроэкономика” состоит в выяснении особенностей того объекта, который выступает предметом изучения этого раздела экономической теории, и специфики методов познания, используемых в нем.

 

Микроэкономика - это раздел экономической теории, изучающий деятельность отдельных экономических субъектов. Ими могут выступать отдельные потребители, рабочие, вкладчики капитала, фирмы и тому подобное. С одной стороны, она объясняет, как и почему принимаются решения отдельными хозяйствующими субъектами, а с другой - изучает взаимодействие субъектов в процессе образования больших структур - отраслевых рынков.

Как самостоятельный раздел экономической теории микроэкономика сформировалась в конце Х1Х - начале ХХ в. Однако его становление прошло длинный этап эволюционного развития. Основы микроэкономического анализа обнаруживаются еще в классической политической экономии. В частности, используя двойственную методологию экономического анализа, А. Смит исследовал внешние формы проявления экономических явлений, определял функциональную зависимость многих величин и тем самым заложил основы функционального анализа. В период позднего классицизма много экономистов, используя этот метод, делали фундаментальные открытия в микроэкономике. Такие учены, как Т. Мальтус и Дж. Б. Сэй по праву считаются пращурами микроэкономики. Закон убывающей доходности Мальтуса и теория трех факторов производства Сэя до сих используются в микроэкономическом анализе. Однако при всей значимости открытий микроэкономического характера представителями позднего классицизма становления науки “микроэкономика” осуществлялось значительно позже и увязывается, прежде всего, с неоклассикой.

Во второй половине ХІХ в. завершается становление экономики с преимущественно рыночным механизмом ее регулирования. В этих условиях особенно актуальным становится исследование практических вопросов, что послужило причиной смещения аспектов с выяснения общих принципов политической экономии на анализ проблем хозяйственной практики. Качественный анализ, как правило, вытесняется количественным.

Развитие микроэкономического анализа можно представить через выделение этапов его эволюции:

1 этап (1845 - 1890 гг.). В его рамках закладываются основы микроэкономики, формируются основные методологические принципы исследования. Известнейшими представителями этого этапа являются:

а) Г. Госсен, который впервые использовал психологический фактор анализа экономического поведения субъектов и сформулировал законы насыщения потребностей человека;

б) австрийская школа (К. Менгер, Ф. Визер, О. Бем-Баверк), представители которой обогатили экономическую науку открытием принципа предельной полезности и предложили количественный (кардиналистский) подход к ее определению;

в) Дж. Б. Кларк, представитель американской школы, который поставил вопроса о необходимости определения предельной полезности не только относительно предметов потребления, но и факторов производства, тем самым модифицировал теорию предельной полезности в теорию предельной производительности факторов производства;

ІІ этап (1890-1933 гг.). На этом этапе микроэкономика выделяется в отдельную область экономических исследований на основе систематизации и обобщения идей поздней классики, австрийской и американской школ. После выхода в мир работы А. Маршалла “Принципы экономики” (в оригинале “Principals of Economics”, 1890 г.) наука получила свое первое название - “Economics”. Представителями второго этапа можно считать:

а) А. Маршалла, который предложил компромиссный вариант определения рыночной цены - предельной полезностью и затратами производства; сформулировал законы спроса и предложения; значительную часть своих исследований посвятил изучению мотивов поведения отдельных хозяйствующих субъектов;

б) математическую школу (В. С. Джеванс, Ф. Еджворт, Л. Вальрас, В. Парето). Эта школа впервые широко использовала аппарат математики как инструмент экономических исследований и осуществила попытку описания рынка конкурентных товаров как замкнутой системы жестких количественных взаимозависимостей. Она предложила качественный (ординалистский) подход к определению предельной полезности и обосновала теорию общего экономического равновесия;

ІІІ этап (1933 г. - по настоящее время). Микроэкономика развивается на собственной основе и пополняется такими открытиями, как: эффект дохода и замещения (Е. Слуцкий, Д. Хикс, П. Самуэльсон); теория несовершенной конкуренции (Дж. Робинсон); теория монополистической конкуренции (Э. Чемберлин); теория игр (Дж. Нэш, О. Моргенлитерн, Дж. фон Нейман).

Однако, даже сегодня, когда микроэкономика признана во всем мире, по этой дисциплине написаны пожалуй десятки тысяч исследований и сотни учебников, следует отдавать себе отчет, что деление на микроэкономику и макроэкономику несколько условное. Познание каждого раздела экономической теории предусматривает осознание взаимосвязи и взаимозависимости микро- и макроявлений. Скажем, рынок труда выступает рынком одного из ресурсов, а потому исследуется в микроэкономике. Вместе с тем - это одна с основных проблем макроэкономики, поскольку она связанная с безработицей и социальной стабильностью общества в целом.

Достаточно распространенным среди неспециалистов является отождествление микроэкономики с экономикой предприятия. На самом же деле эти науки лишь частично перекрещиваются: обе изучают принятие решений предприятиями относительно своего рыночного поведения. Вместе с тем каждая из них имеет свои специфические проблемы, которых значительно шире. Например, микроэкономика изучает поведение домохозяйств, потребительские предпочтения, рыночный спрос и рыночное предложение, оставляя вне внимания вопросы собственно организационного механизма принятия решений на предприятиях, их организационные формы, показатели финансового состояния предприятия и тому подобном, которые изучаются в курсе экономики предприятия.

Как экономическая наука микроэкономика ищет ответы на основные вопросы, которые возникают перед любой экономической системой. Это, прежде всего, вопрос “ что производить? ”. У производителя всегда есть возможность альтернативного производства. Поэтому для выбора приемлемого варианта производства необходимо познать потребности потребителя. Ведь конечной целью всякого производства выступает удовлетворение потребностей. Поэтому одной из ключевых проблем микроэкономики является изучение мотивов поведения потребителей, теория потребительского выбора.

Другой вопрос, на который стремится ответить микроэкономика, - “ как производить? ”. Производитель должен решить, какие ресурсы и в каком количестве привлекать к производственному процессу. Исследуя теорию производства, микроэкономика помогает выяснить механизм распределения ресурсов между предприятиями и сферами производства.

Не остается за пределами внимания микроэкономики и вопрос “ кому и какие результаты принесет производство? ”. Это связано с изучением формирования доходов и их использования на текущее и перспективное потребление.

Поиск ответов на пересчитанные вопросы позволяет микроэкономике реализовать, в частности, такие функции:

1. Объяснение наблюдаемых явлений. Любая наука имеет свои теоретические постулаты как исходные позиции, принятые за аксиомы. Скажем, для математики это понятия точки, оттолкнувшись от которого можно определить что такое линия, плоскость, фигура и тому подобное. Для микроэкономики такой “точкой" выступает тезис о том, что при выборе вариантов поведения экономические субъекты преследуют цель максимизации своего выигрыша. Конечно, в жизни мы встречаемся с иррациональным поведением субъектов. Однако его можно рассматривать как отклонение от нормы. Для большинства же хозяйствующих субъектов присуще рациональное поведение.

Следует заметить, что выигрыш может быть как текущим, так и перспективным. Для экономической жизни характерно противоречие между текущим и перспективным выигрышем. Это получило название “ эффекта Робин Гуда ”. Грабя богатых купцов и раздавая их имущество бедным, Робін Гуд улучшал жизни последних. Однако, в конечном счете, купцы прекратили вообще поставлять товары в эту местность, что привело к резкому возрастанию цен и ухудшения жизни бедных.

2. Прогнозирование поведения экономических субъектов. Результативность реализации этой функции микроэкономики зависит от точности исходных положений, положенных в основу прогноза. Ими выступают сформулированные в ходе исследований экономические закономерности. Пользуясь закономерностями, изученными в курсе микроэкономики, для прогнозирования поведения экономических субъектов, необходимо понимать, что эти закономерности действуют как тенденции и не обязательно срабатывают в каждом конкретном случае.

Пояснение экономических явлений и прогнозирования поведения относятся к так называемому позитивному анализу. Возможный подход к микроэкономическим проблемам и с позиции нормативного анализа, что предусматривает оценку верности или неверности действий и отвечает на вопрос “как должно быть? ”. Однако такой подход тесно связан с экономической политикой и выходит за рамки задач учебного курса микроэкономики.

 

1.2. Методология микроэкономики: теории и модели

В микроэкономических исследованиях используются как общенаучные методы, так и специальные. Конечной задачей таких исследований является разработка теорий и моделей.

Микроэкономические исследования, как правило, начинаются со сбора и изучения фактов экономической жизни. Их обобщение, выделение наиболее существенных и абстрагирование от второстепенных, исследование причинно-следственных связей позволяет установить мотивы поведения экономических субъектов и построить модель. Экономическая модель - это система взаимосвязей между экономическими переменными, позволяющая прогнозировать результат. Иными словами, она используется для предсказания того, как изменения экономических условий приведут к изменению экономических результатов. Экономические переменные - это натуральные величины, которые могут каким-то образом измеряться, или суммы денег, которые могут приобретать ряд возможных значений.

Выводы с экономических моделей выражаются в форме гипотез, то есть утверждений о причинах и последствиях, которые требуют подтверждения или опровержения фактами.

Целью экономического моделирования выступает стремление помочь понять, как функционирует тот или иной сектор экономики. Будет ошибочным считать, что чем больше модель похожа на реальный процесс, тем она лучше. Критерием полезности экономической модели является не степень ее соответствия реальным экономическим процессам, а соответствие полученных с ее помощью прогнозов реальным событиям. Поэтому модель должна быть максимально упрощенная, что позволит расширить масштабы и эффективность ее использования. Скажем, если зарево при закате солнца позволяет со значительной достоверностью прогнозировать ветреную погоду на следующий день, то имеем такая простая модель намного полезнее, чем построенная на сложном изучении направлений движения воздушных потоков с помощью зондов, спутников и тому подобное.

Построение модели связанное с потерей части информации об исследуемом объекте. Это позволяет абстрагироваться от его второстепенных элементов, сконцентрироваться на главных составляющих системы и их взаимосвязях. Известные величины, которые вводятся в модель в готовом виде, называются экзогенными; величины, которые получают в рамках модели при решении поставленной задачи, называются эндогенными.

Простейшим видом экономико-математического моделирования выступает моделирование в двухмерном пространстве - с помощью графиков. В самом деле, этот метод зачастую используется в микроэкономике.

Ключевой предпосылкой построения экономических моделей выступает ссылка на то, что экономические субъекты стремятся максимизировать свой выигрыш. При этом речь идет о чистом выигрыше, как разности между общим выигрышем и затратами, которые были понесенные для его достижения. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что для экономиста затраты - это не просто суммы денег или часы работы, а те неполученные выгоды от возможных альтернативных вариантов использования ресурсов.

В построении микроэкономических моделей широко используется технический прием, который получил название “ предельный анализ ”. Это исследования того, каким образом каждая дополнительная операция, осуществленная за определенный период, влияет на цель, достичь которой стремится человек. Примерами таких предельных величин могут быть предельные затраты (затраты, которые необходимые для увеличения результата на единицу) или предельная полезность (полезность, которую приносит потребление дополнительной единицы блага). Рациональный субъект должен продлевать поиск лучших решений до того времени, пока предельная выгода не уравняется с предельными затратами. Именно в этом случае он достигнет максимальной реализации своей цели.

Большое значение в микроэкономике имеет функциональный анализ. В ходе его осуществления в исследуемом явлении выделяется характерная особенность, которая нас интересует, а затем начинается поиск факторов, которые на нее влияют. После того, как такие факторы установлены, определяется способ их взаимодействия с выделенной характеристикой, то есть функция. Стоит подчеркнуть, что выяснение функциональной взаимосвязи важно даже в тех случаях, когда четкое определение причинно-следственных связей между исследуемыми явлениями усложнено.

Еще одна важная черта микроанализа - равновесный подход к исследованию динамических явлений и процессов. Рассмотрев постоянную динамику экономических явлений, микроэкономика стремится изучить такое их состояние, которое характеризуется относительной стабильностью, то есть равновесием. Равновесие означает, что отсутствуют внутренние тенденции к изменению существующего состояния. Если при незначительных изменениях внешней среды ситуация коренным образом изменяется, такое равновесие называется неустойчивым. Если же при возникновении таких внешних изменений, в самой системе возникают силы, которые восстанавливают равновесие, оно называется устойчивым. Конечно, изменения внешних условий могут оказаться значительными. Тогда такая экономическая система перейдет от одного равновесного состояния к иному аналогичному состоянию. Установление способа взаимодействия непосредственно контактирующих в этом взаимодействии сил, анализ результатов их взаимовлияния и устойчивого функционирования во внешней динамично изменяющейся среде, а также предпосылок возникновения и распада таких систем и переход к новых - одно с ключевых направлений развития микроэкономики.

Особенно широкое использование в микроэкономических исследованиях получили метод статики и метод динамики. Метод статики предусматривает сопоставление различных равновесных состояний, при этом переход от одного равновесия к другому остается вне анализа. Метод динамики, наоборот, требует анализа собственно процесса перехода от одного состояния равновесия к другому.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.