Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции местоимений

Классификация местоимений

Смысловая задача местоимений

Связка

Связки служат для выражения отношения предиката к предицируемому субъекту. В широком смысле это отношение можно было бы охарактеризовать как предикатное. Тем не менее по семантике некоторых связок мы можем определить его более точно, что отражено ниже в классификации связок. Помимо этого, часть связок, а именно глагольные связки выражают и референцию (более точно, актуализацию) предиката, изменяясь по временам, лицу и числу. Неглагольные связки обычно выражают вневременность отношения.

Есть связки, которые имеют только одну валентность – на предикат. Такие связки выполняют только референтную функцию, отражая отношение выражаемого предикатом положения дел к действительности – модальность и время, а иногда и лицо.

Связка нужна в том случае, когда позицию предиката занимает слово, для которого эта позиция не характерна, а именно падежная форма существительного, прилагательное, наречие, числительное, инфинитив, причастие, другие неизменяемые слова.

Существуют следующие типы связок:

1) формальные, к которым относится прежде всего глагол быть в релятивном значении. Формальная связка не выражает отношения, она служит для модальной, временной и персональной актуализации высказывания. Ответственность за выражение отношения в этом случае полностью ложится на предикат. Особенностью связки быть является то, что в настоящем времени изъявительного наклонения она представлена синтаксическим нулем;

2) фазовые связки: начинать, продолжать / продолжить, закончить и др. Они также не выражают отношения, их задача – отразить фазу процесса;

Между формальными и фазовыми связками можно поместить связку стать, которую можно интерпретировать и как видовую пару к быть, и как фазовую связку со значением начала статической или повторяющейся ситуации;

3) модальные связки: надо, можно, необходимо, должен, следует, может и др., которые отражают отношение предиката к действительности и/или отношение говорящего к содержанию высказывания;

4) отождествительные: это, вот, вот это, выражающие отношение тождества между субъектом и предикатом.

5) уподобительные: будто, словно, точно, что, выражающие отношение сходства.

6) другие связки, которые явным образом выражают разные, иногда сложно интерпретируемые отношения: является, оказался, служит и т.п.;

Связки как морфологический класс не очень внятно описаны в русской грамматике. В.В. Виноградов [1986], например, отнес некоторые связки к частицам. Описание связок обычно помещается в курсе синтаксиса.

Некоторые служебные слова являются полифункциональными: они могут в зависимости от позиции и характера валентностей выступать то как союзы, то как частицы, то как связки. К таким служебным словам относится, например, и. Это слово может быть союзом и частицей. Ср., например, Ждали нас, и мы пришли; Ждали нас, мы и пришли. И связывает в обоих предложениях два события, обозначенных предикативными единицами. Однако в первом случае и находится между предикативными единицами, и его союзная функция очевидна. Во втором случае и располагается между словоформами внутри второй предикативной единицы, поэтому связь словоформы пришли, которая составляет единственную актуальную валентность частицы и, с предыдущей предикативной единицей не организуется пространственным положением и, вторая валентность частицы остается за пределами ближайшего окружения. Аналогично ведет себя как в качестве служебного слова и другие «сравнительные» служебные слова будто, точно, словно, что. Их принадлежность к союзам, частицам или связкам зависит от окружения: Он летел, как птица; Ты точно птица; Я словно летел. Таким образом, неизменяемость и аналогичность смысловой задачи служебных слов приводит к тому, что функция может доминировать над синтаксическими свойствами (спецификой окружения), которые, по сути дела и отличают один класс служебных слов от другого.

Литература

Богуславский И.М. Исследования по синтаксической семантике: сферы действия логических слов. – М., 1985.

Вежбицка А. Наброски к русско-семантическому словарю // Бюллетень НТИ. Сер. 2. 1968. № 12. С. 23-28.

Виноградов В.В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове): Учеб. пособие. 3-е изд. М.: Высш. школа, 1986. 640 с.

Крейдлин Г.Е. Лексема даже // Семиотика и информатика. м.: ВИНИТИ, 1975. Вып. 6. С. 102-115.

Черкасова Е.Т. Переход полнозначных слов в предлоги. – М., 1967.

Черемисина М.И. Моносубъектная конструкция: понятие и типология // Полипредикативные конструкции и их морфологическая база. Новосибирск: Наука, 1980.


ГЛАВА 4. МЕСТОИМЕНИЯ КАК РЕФЕРЕНТНЫЕ СЛОВА

 

Смысловая задача местоимений – выражение референции. Если представить лексический состав русского языка как пространство, например, круг, а внеязыковую действительность – как пространство за границами этого круга, то местоимения образуют тонкий слой на границе этого круга, одной стороной обращенный к миру слов, а другой – к миру вещей. По данным Т.В. Шемелевой, в русском языке 314 местоимений (из них 286 немотивированных).

В чистом виде референтную функцию местоимения выполняют в функции детерминатива, определяя существительное: Разговаривая по телефону, я стоял боком к столу и уголком глаза видел, что мальчик разграфил лист бумаги вдоль и поперек и в крайней левой графе по вертикали выводил крупным детским почерком: "...2...4,5..." Я не знал и впоследствии так и не узнал, что означали эти цифры и что он затем написал (В.Богомолов. Иван); Все Фиры и Веры – Дуры без меры (В.Розов. В поисках радости). Возможно, они могут определять и прилагательные: Какой-то ты сегодня странный.

Однако местоимения могут самостоятельно выполнять и номинативную, и референтную смысловые задачи. Но их номинативный потенциал ограничивается обозначением самых широких классов реалий, таких, как предмет (что и др.), животное (лицо) (кто и др.), качество предмета (какой и др.) или процесса (как и др.); принадлежность (чей и др.), количество (сколько и др.); порядковый номер (который и др.), место (где, куда, откуда и др.), процесс или событие (делать, случиться, произойти), причину (почему и др.), цель (зачем и др.).

Поэтому В.В. Лопатин назвал местоимения суперчастью речи, имея в виду то, что для каждой части речи есть свой набор местоимений. Есть местоимения, которые соотносятся с существительными (83), прилагательными и словами категории состояния (60+2), наречиями (112), числительными (25), глаголами (4) [Шемелева, 1997]. Соответствие частей речи и групп местоимений см. на рис. 1.

Вне связи с частями речи можно говорить о трех классах местоимений:

1) кванторные, обозначающие тип референции,

2) личные и лично-притяжательные местоимения, в стандартном случае обозначающие лиц и реалии в их отношении к прагматической ситуации, то есть путем обращения к внеязыковой действительности;

3) местоимения кореферентности, выражающие тождество обозначаемой реалии с реалией, обозначенной другим языковым выражением в тексте.

 

По отношению к кванторным местоимениям удобно использовать формально-этимологическую классификацию, основная идея которой состоит в том, что место­имения некоторых разрядов характеризуются по этимологическому корню, точнее, по корневой согласной (корневым согласным).

М.И. Откупщикова [1984] утверждает, что впервые этот прием был использован А.А. Реформатским. Такого употребления придерживаются также сама М.И. Откупщикова [1984], М.И.Черемисина и Т.А.Колосова [Черемисина, Колосова, 1987] и др. авторы. Различаются К-местоимения: кто, что (исторически *kьto), когда, где (*kъdē) и др.; Т-местоимения: тот, тогда, там и др.; С-местоимения: сей, сюда, здесь (*sьdē) и др., В(Е)С-местоимения: весь, всюду, везде и др. Все эти соглас­ные – деэтимологизированные праславянские местоименные корни (см., например, [Хабургаев, 1974 С. 333]), а остальная часть ны­нешнего корня – бывшие суффиксы. Многие другие местоимения образованы сочетани­ем К-местоимений с различными частицами, их формальный тип удобно изобразить следующим образом: К-то-местоимения (кто - то, какой - то и т.п.), кое-К-местоимения (кое - кто, кое - какой и т.п.) и т.п. В состав кванторных местоимений входят также местоимения каждый, любой, один в местоименном значении и др.

Разные авторы выделяют разное количество и состав типов кванторных местоимений в соответствии с выделяемыми ими типами референции.

Мы будем придерживаться классификации, опирающейся на классификацию. Е.В.Падучевой [1985. С. 134], которая выделяет 6 типов:

1. Местоимения с референтным употреблением.

1) Местоимения неизвестности (К-то), выражающие неопреде­ленную референцию. Будем называть такие местоимения неопределенными;

2) Слабоопределенные местоимения (один, неК-, кое-К-), обозначающие реалии, неизвестные слушающему, но известные говорящему, например: А кое-кто знает, где продаются желтые арбузы;

3) Определенные местоимения, образующие два неравноценных ряда: Т-местоимения (тот, такой, так, там оттуда и п.п.) и С-местоимения (сей, * сякой, * сяк, здесь, посему и т.п.). К С-местоимениям примыкают ЭТ-местоимения (этот, поэтому, *этакий и др.). В дейктическом употреблении Т-местоимения обозначают реалии, не связанные с прагматической ситуацией, а С- и ЭТ-местоимения –связанные с ней.

2. Местоимения с нереферентным употреблением.

4) Экзистенциальные местоимения (К-нибудь), представляю­щие неиндивидуализированный объект.

45 Универсальные местоимения (В(Е)С-, а также ЛЮБОЙ и КАЖ­ДЫЙ, имеющие дополнительные значения), обозначающие полный ряд объек­тов данного класса.

6) Отрицательные (ниК-), имеющие по сути дела то же зна­чение, но при отрицании. Более сложную семантику имеют неК- местоимения, которые тоже являются отрицательными.

3. Местоимения с особой иллокутивной функцией.

7) Вопросительные местоимения (К-), выполняющие иллоку­тивную функцию вопроса.

 

Личные и лично-притяжательные местоимения обозначают участников прагматической ситуации, ср., например, ТЫ у МЕНЯ одна (Ю.Визбор). Местоимение я обозначает говорящего, ты – слушающего, он – не участника (во множественном числе – не участников) прагматической ситуации. Мы обозначает множественного говорящего или говорящего в сочетании с другими людьми, Вы – множественного слушающего или слушающего в сочетании с другими людьми. Каждому из личных местоимений соответствует параллельное притяжательное местоимение: я – мой, тытвой, он – его / ее / их, мынаш, вываш.

В технике личных местоимений большое место занимает супплетивизм. Он касается и категории числа (ямы), и категории падежа (ты - тебя), и притяжательных прилагательных (он – его).

 

В русском языке существует две группы местоимений, специализированных на выражении кореферентности:

– возвратное местоимение себя и возвратно-притяжательное местоимение свой;

– взаимные местоимения друг друга, друг дружки, один другого и др.

Местоимения, как правило, выполняют функцию, соответствующую их референтному классу. Однако многие местоимения полифункциональны, они способны выполнять несколько смысловых задач, при этом некоторая часть этих функций не является стандартной смысловой задачей местоимений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Частица | Дейктическая функция
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.