Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школы культурологии




ТЕМА 2 ШКОЛЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ

План:

 

1. Основные подходы культурологии

2. Западноевропейские школы культурологи

3. Отечественные школы культурологи

4. Семиотические школы и направления

 

Культурологические школы создали тот фундамент, который позволил культурологии выделиться в самостоятельную науку. Школы культурологии возникают на основании различных подходов к трактовке сущности культуры, опираясь на достижения как западных, так и отечественных теоретиков культуры.

Основные научные концепции: эволюционистская, психологическая, функционалистская, структурно-антропологическая, феноменологическая.

Эволюционистская (Э. Тейлор). Понимание развития культуры по аналогии с развитием естественных явлений и биологических видов. Выделение инвариантов развития (универсалии культуры): понятия «души», «смерти», «бога» и др.

Психологическая (З. Фрейд, К.Г. Юнг). Объяснение культурных феноме­нов посредством редуцирования их к психологическим. Три структуры лично­сти (З. Фрейд): «Оно» подсознательные влечения человека, инстинкты; «Я» сис­тема согласования подсознательных устремлений и требований культуры; «сверх Я» - культура.

Постулация связи индивидуальной психики с бессознательным сверх лич­ным коллективным началом (коллективное бессознательное - архетип) (К.Г. Юнг)

Функционалистская (Г.Спенсер, Б.Малиновский, А. Рэдклифф-Браун). Культура как самостоятельная система и функциональные организмы. Постула­ты функционализма: 1) существование функционального единства общества как взаимосвязь социальных и культурных структур; 2) дифференциация соци­альных структур, складывающихся в упорядоченную систему; 3) поддержание всех элементов культуры (производственные навыки, ритуалы, нормы, пред­ставления и т.д.), обеспечивающее сохранение общества.

Структурно-антропологическая (Ф. де Соссюр, Леви Стросс). Культура - символическая система, парадигматика, на основе которой человек структу­рирует свою познавательную деятельность, формирует представление о мире и себе.

Феноменологическая (Э. Гуссерль, М. Хайдегер, Г.Г. Гадамер). Культура - утраченное прошлое, изгнанное из мира МАН (безличного начала, господ­ствующего в современной технократической культуре).

Произведения искусства, поэтический язык, народная культура - изна­чальная мера авторства. Истина мира в прикосновении к прошлому, выстраива­нии связи времен.

2.основные западноевропейские культурологические школы:

 

Американская школа – культурно-антропологическая, основана на эмпирических исследованиях духовной жизни, психологии народа, обычаев, нравов, образа жизни. Наиболее значительный вклад в развитие культурологии внёс американский учёный Лэсли Уайт (1900-1975 г.г.) – антрополог, теоретик культуры, ввёл в научный оборот понятие «культурология».

Английская школа – социально-антропологическая, основана на точности знаний по типу естественных наук. Исследует экономическую, политическую, нравственную и религиозную жизнь. Наиболее ярким представителем этой школы был Бронислав Малиновский (1884-1942 г.г.). Культура для него выступала, прежде всего, как способ адаптации к окружающей среде. Он проводил исследования, опираясь на потребности человека: биологические, надбиологические (социальные), интегративные, ориентирующие человека на религию и государство.

Большой вклад в развитие культурологии внесли последователи европейского романтизма (философско-художественное течение в европейской культуре XVIII-XIX веков, основанное на интересе к личности, к человеку). Немецкий философ и культуролог Мюллер (1779-1829 г.г.) ввёл термин «культурфилософия», что позволило исследовать исторические типы культуры. Эту традицию продолжили учёные О. Шпенглер, Н.Я. Данилевский, Н.А. Бердяев, А. Тойнби.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.