Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отношение к естественному миру, к природе




Культурно-нравственные ценности.

 

Проблему культурно-нравственных ценностей имеет смысл рассмотреть через универсальные категории научного анализа.

 

Россия как культурно-исторический тип принадлежит к антропогенно-коллективистской цивилизации, которая сформировалась на базе домашних земледельческих общин, культуры народов с натуральным ведением хозяйства. Исходя из этого, отношение к естественному миру в русской культуре характеризуется как ограничивающее человека, тогда как для индустриальных стран, как контролируемая человеком, а для восточного мира – как находящаяся в гармонии с ним.

Дохристианская Русь – языческая Русь. Славянское язычество – это всеобъемлющее значение природы как абсолюта добра и красоты. Возникнув в глубокой древности, оно не было чем-то застывшим и окостеневшим. У русского книжника XII в. в «Слове об идолах» различается три этапа языческой культуры:

1. Славяне сначала «клали требы[29] упырям и берегыням».

2. Под влиянием средиземноморских культов славяне «начали трапезу ставити Роду и рожаницам».

3. Начали поклоняться «проклятому Перуну и Хорсу и Мокоши».

Вера в упырей и берегынь – отражение первобытного представления людей о том, что в окружающем мире действуют добрые и злые духи, населяющие природу, находящиеся в непрерывной борьбе друг с другом. К злым духам славяне относили «упырей» – вампиров, оборотней, бесов. Добрые духи – «берегыни» – водяной, домовой, леший.

Род представлялся праславянам творцом Вселенной. Вместе с Родом выступали две Рожаницы – Мокошь и Лада. У Рода были «помощники» – Ярило и Купала. Бог Ярило олицетворял собой весну, пробуждающуюся от зимней спячки природу. Купала рассматривался славянами как плодотворящее божество лета.

В начале I тыс. н. э. древнеславянские божества принимают антропоморфную форму. Главными среди них становятся Боги, символизирующие природные стихии: солнце, небо, огонь – Сварог, Даждьбог и Хорс; ветер – Стрибог; гроза – Перун; домашних животных и богатства – Велес (Волос). Спутницей бога Велеса было женское божество Мокошь – покровительница женщин, богиня плодородия и домашнего очага. Особое значение приобрел культ Перуна, дружинного бога-громовержца.

Одухотворением природы питалось искусство Руси. Церкви строились во множестве и стали частью ее ландшафта. Также как зубчатую полосу на горизонте, как извилистую ленту реки, путник везде встречал стройные силуэты церквей и звонниц. Одно из прекраснейших сооружений древней русской архитектуры – церковь Покрова на Нерли (1165 г.) и сейчас стоит уединенно, поодаль от города, на берегу не широкой реки Старицы.

Звонкие, яркие краски природы запечатлены на картинах русских художников XIX века. (А.К. Саврасов «Грачи прилетели», А.Г. Венецианов «На жатве. Лето», М.А. Врубель «Демон Поверженный», И.И. Левитан «Владимирка»).

Глубокое, нравственно высокое обращение к природе в русской поэзии: «Пушистые горностаевые зимы,

И осени глубокие как схимы.

На полатях трезво уловимы

Звезд гармошки и полет серафима»

(Н. Клюев)

 

«Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком».

(С. Есенин)

Таким образом, отношение к естественному миру в русской культуре выражает нравственно – эстетическую природу человека, проникая и взаимодействуя с миром сверхъестественного.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.