Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решений в логистике




В производственно-хозяйственных организациях

Роль и значение информации в логистике

И СИСТЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ

ТЕМА 9. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

9.1.1. Информационные ресурсы

 

Известно, что любая производственно-хозяйственная организация имеет пять основных типов ресурсов, которыми она должна управлять как соответствующими потоками:

(1) человеческие;

(2) материальные;

(3) технические (включая оборудование и энергию);

(4) финансовые;

(5) информационные.

Зарубежные специалисты называют первые четыре реальными, или физическими ресурсами, последний – концептуальным ресурсом. Именно концептуальный ресурс является объектом исследования информационной логистики. Информационные ресурсы состоят из «данных» (или «сведений»), «информации» и «знаний»:

Информационные ресурсы = Данные + Информация + Знания.

Данные – это первичные сведения, получаемые в результате прямого наблюдения за событиями в каком-либо объекте, в форме чисел, символов, знаков и слов. Как правило, это любые количественные, качественные, описательные характеристики рассматриваемого объекта, отражение окружающей действительности.

Информация – это сведения, полученные после соответствующей переработки данных, которые раскрывают содержание чисел, символов или слов, описывающих то или иное событие. Другими словами, информация – это интерпретированные данные независимо от формы их представления, циркулирующие в каналах коммуникации.

Знания – информация, обработанная и воспринятая отдельным индивидуумом.

Информационный процесс – это процесс, в котором информация рассматривается в качестве основного объекта с определенной последовательностью изменений.

В ходе реализации информационного процесса при трансформации данных в информацию и знания осуществляются следующие типовые функции управления информацией:

(1) сбор информации в местах ее возникновения;

(2) обработка и анализ информации;

(3) накопление информации и ее хранение;

(4) транспортировка информации.

 

9.1.2. Иерархия и состав информационных

 

Применительно к логистическим системам состав информационных решений очень специфичен. Главное назначение информационных систем в логистике – интеграция и координация процессов в логистической цепи. Интеграция опирается на четыре уровня информационного обеспечения:

(1) обслуживание сделок (выполнение логистических функций и операций) – оперативный уровень;

(2) управленческий контроль – тактический уровень;

(3) анализ решений – тактический уровень;

(4) стратегическое планирование – стратегический уровень.

На рис.9.1 изображена иерархия информационный решений в логистике и показано функциональное назначение информации на каждом уровне этой иерархии.

Основание пирамиды образует система обслуживания сделок (выполнения операций). Систему обслуживания сделок отличают формализованный порядок действий, межфункциональные взаимосвязи, большие объемы работы и оперативное реагирование на качественное выполнение повседневных задач. Из-за высокой структурированности и большого объема операций особое значение приобретает производительность информационной системы.

 

Рис. 9.1. Иерархия информационных решений в логистике

 

Задачи управленческого контроля, составляющего второй уровень иерархии, - оценка результатов деятельности и соответствующая отчетность. В силу этого для управленческого контроля характерны четкие критерии оценки с ориентацией на тактические решения и межфункциональные взаимодействия.

В состав критериев оценки обычно входят финансовые показатели, показатели уровня обслуживания потребителей, показатели производительности и качества.

Очень важно, чтобы информационная система не просто выдавала отчеты, содержащие оценку достигнутых результатов, но и умела обнаруживать исключительные (экстренные) ситуации, требующие особого внимания менеджеров. Такая управленческая информация необходима для выявления потенциальных проблем с выполнением заказов. К примеру, передовая информационная система должна быть способна на основании прогноза потребностей и поступлений заранее предсказывать возможный дефицит запасов.

Третий уровень иерархии – анализ решений – служит для оценки возможных последствий принимаемых решений и тем самым помогает менеджерам выявлять, анализировать и сопоставлять стратегические и тактические альтернативы в логистике. На этом уровне перед информационной системой стоят следующие задачи: создание и поддержание баз данных, моделирование, анализ и окончательная оценка (в форме отчета или справки) множества альтернативных решений.

Последний (высший) уровень иерархии занимает стратегическое планирование, задачей которого является информационная поддержка разработки и совершенствования логистической стратегии. Для стратегического планирования требуется информация всех предыдущих уровней, которая должна находить воплощение в хозяйственных планах различных подразделений и в разнообразных моделях принятия решений, на основании чего можно оценивать и сопоставлять альтернативные стратегии.

 

9.1.3. Понятие, цель и задачи информационной логистики

 

Роль информационного обеспечения логистического процесса настолько важна, что многие специалисты выделяют особую информационную логистику, имеющую самостоятельное значение в бизнесе и управлении информационными потоками и ресурсами.

Информационную логистику можно рассматривать, с одной стороны, как систему управления информационными ресурсами предприятия, базирующуюся на основных логистических принципах (согласованность, рациональность и точный расчет), и, с другой стороны, как поддерживающую функцию или функциональную область логистического менеджмента.

Эти два подхода можно трактовать в качестве определений информационной логистики в широком и узком смысле слова. В первом случае информационная логистика является обеспечивающей функциональной областью логистического менеджмента или общей теории логистики. Объектом ее изучения являются информационные потоки, сопутствующие материальным потокам, а основной целью – обеспечение логистических систем информацией в нужные сроки, в нужном объеме и в нужном месте.

 

Рис.9.2. Цель и задачи информационной логистики

 

Во втором случае информационная логистика является системой, обеспечивающей информацией всю организацию в целом исходя из логистических принципов (рациональность, своевременность, точный расчет).

Можно сформулировать следующее симбиозное понятие: информационная логистика – наука о реализации методов сбора, обработки, хранения и распределения информации в производственно-хозяйственных системах и их окружении на основе логистических правил (повышения релевантности информации в нужном объеме, в нужное время, в нужном месте и с оптимальными издержками).

Своей главной цели обеспечения конкурентоспособности организации бизнеса на рынке логистика добивается посредством управления потоковыми процессами на основе правила «семи R-s» логистики. Очевидно, что главная цель информационной логистики – оптимально обеспечить этот процесс необходимой информацией. Таким образом, цель информационной логистики можно сформулировать как рациональное управление информационным потоком по всей логистической сети и на всех иерархических уровнях. Для достижения этой цели необходимо обеспечить реализацию совокупности трех взаимосвязанных задач, определяющих области и целевую направленность достижения цели (рис.9.2).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1019; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.