КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Надстройка
базис = способ производства Переход от одной общественно-экономической формации к другой неизбежно пролегает через прогрессивное вызревание нового способа производства, путем революционного захвата власти более прогрессивных собственников. Стоит отметить отрицательные и положительные стороны формационного подхода к развитию исторического процесса:
Цивилизационный подход. Родоначальником цивилизационного подхода и культурно-исторической типологизации прошлого является Н.Я.Данилевский. В книге "Россия и Европа" он обосновал самобытность развития многих мировых культур, представив историю в виде смены различных культурно-исторических типов. Последовательно сменяя друг друга, либо соприкасаясь, либо ничего не зная о существовании других, развивались культуры.
Все типы культур проходят в своем развитии стадии живого организма: рождение → становление → зрелость → упадок → смерть Исходя из основных положений цивилизационного подхода, историческое развитие происходит неоднолинейно, его нельзя измерить категорией прогресса. В нем нет "дикарей" и "цивилизованных" народов. Каждый народ формирует свою систему ценностей, свои формы государства, политики, религии, философии, и, как следствие, их изучение, сравнение и осмысление их роли в мировой истории. Идея самобытности культур обрела продолжение у немецкого философа О.Шпенглера. Каждый тип исторического развития уникален, но О.Шпенглер не отрицает их типичность и сходство. Сроки существования отдельной культуры составляют примерно 1 000 лет. О.Шпенглер выделяет те же стадии развития культур, что и Н.Я.Данилевский. Но переход от стадии роста и творчества к стадии "цивилизации", по мнению философа, ослабляет культуру, и она начинает двигаться к гибели. Во время жизни О.Шпенглера Европа, на его взгляд, переживала стадию "цивилизации", однако прогноз о гибели Европы не оправдался, но философ предсказал многие кризисы. Английский историк А.Д.Тойнби продолжил разработку проблем культурно-исторической типологизации, выделив более двадцати цивилизаций наряду с "примитивными" и "задержанными в развитии" обществами. Под цивилизациями он подразумевал те же общности, что и Н.Я.Данилевский, которые он назвал "культурно-историческими типами", а О.Шпенглер "культурами". Алгоритм существования цивилизаций тот же: Ø возникновение; Ø становление; Ø рост; Ø надлом; Ø разложение. В своих исследованиях А.Д.Тойнби основной акцент делал на причины и движущие силы исторического процесса. Причины он усматривал в " вызовах окружающей среды " – тяжелые природные условия, воинственные соседи, побуждающие давать ответ проявленной агрессии, при этом прилагаются экстраординарные усилия по созданию собственной цивилизации. Основным катализатором создания цивилизации выступает " творческое меньшинство ". Там же, где условия существования были благоприятными, цивилизация либо оказывалась "задержанной", либо не развивалась вовсе. Таким образом, цивилизационный подход в изучении истории предполагает постижение культуры народов, их менталитета, этнических особенностей, в соответствии с которыми складывались политические, экономические и др. формы бытия человека. Отражение особенностей исторического развития России в литературе. Русский историк Л.Н.Гумилев развивал идеи социальных цивилизаций в своей концепции этносов. Он перевел проблемы исторической типологизации в плоскость этнологии – науки, изучающей жизнь отдельных народов-этносов. Л.Н.Гумилев регламентирует протекание этногенеза: жизнь этноса длится 1200-1500 лет, сроки отдельной фазы колеблются от 200 до 350 лет. Своеобразно Л.Н.Гумилев решает проблему первопричины исторического движения. Основываясь на учении В.И.Вернадского " о живом веществе биосферы ", он выдвигает идею о влиянии на биосферу, в том числе на человечество, космических излучений. Поступление внеземной энергии периодически производит "пассионарные толчки" (от лат. passio – страсть). В результате на определенных территориях появляются пассонарии – люди с избыточной энергетикой, обладающие повышенной социальной активностью. На территории Евразии Л.Н.Гумилев выделяет девять пассионарных толчков, вызвавших к жизни целое соцветие культур – "суперэтносов" (одним из которых стала Россия). О своеобразии России писал Н.М.Карамзин, – только самодержавие определяет благосостояние. П.Я.Чаадаев (1794-1856) – считал, что Россия не является особой цивилизацией. Она тяготеет к европейскому типу развития, но в силу исторической судьбы, связавшей Россию с Византией, задержалась между Востоком и Западом. Значительную роль в обсуждении исторической судьбы России сыграли дискуссии западников и славянофилов в 1840-50 г.г. Западники (П.В.Анненков, В.П.Боткин, Т.Н.Грановский, Б.Н.Чичерин и др.) говорили об однолинейном развитии мировой истории, лидерами которого являются передовые страны Западной Европы, а другие страны, в том числе Россия "отстают". Главная задача историков – выявить причины этого отставания. Славянофилы (И.С. и К.С.Аксаковы, И.В. и П.В.Киреевские, А.И.Кошелев, А.С.Хомяков и др.) говорили о самобытности исторического пути России, основанной на традиционных российских ценностей – патриархальности, консерватизме, православии. Одним из оригинальных решений проблемы культурно-исторического своеобразия Росси была евразийская доктрина, созданная после Октябрьской революции 1917 г. группой российских эмигрантов (П.Н.Савицкий, Н.С.Трубецкой, Г.В.Вернадский, Г.В.Флоровский и др.). Они подвели черту под дискуссией XIX века – Россия ни Европа, ни Запад, ни Восток. Это самостоятельная евразийская цивилизация, в которой слились православные и туранские элементы. Согласно взглядам евразийцев, история России начинается с монголо-татарского вторжения, которое положило начало интенсивному взаимодействию двух культурных традиций. Евразийцы уже не говорили только о разорении Руси, но и об укреплении ее после освобождения от власти татарского хана.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |