Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия теории игр

 

Теория игр — теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях конфликта интересов участников игры и неопределенности внешних условий.

Конфликтная ситуация - ситуация в практической деятельности людей, когда два или несколько участников, имея различные цели и средства их достижения, пытаются достичь результата в условиях, когда никто из них полностью не влияет на ход событий. Участник конфликта принимает решения не на основании объективных обстоятельств, а на основании своих субъективных представлений о них, т.е. имеет место неполное представление об обстановке к моменту принятия решения. Участник конфликта располагает только набором вариантов обстоятельств, в которых следует принимать решения. При этом ему не известны ни вероятностные характеристики факторов, влияющих на обстоятельства, ни их вероятностное распределение на множестве вариантов; таким образом, он действует в условиях неопределенности.

Игровая модель - формальная модель принятия решений в условиях неопределенности, когда у принимающего решения субъекта имеется некоторый противник, уточняющий неизвестные варианты таким образом, чтобы поставить субъекта в наихудшее положение.

Понятие оптимальности в теории игр интерпретируется как объективная разумность, выгодность, целесообразность, справедливость, осуществимость, устойчивость. Выбор принципа оптимальности производится в соответствии с конкретной постановкой задачи, формализуемой игровой моделью; принцип оптимальности должен быть реализуем.

Предметом формального моделирования ТИ являются разумные действия лиц и коллективов, объединенных по какому-либо признаку, имеющих различные интересы и преследующих различные цели в условиях конфликта и неопределенности.

Совокупность правил и условий, оговоренных игроками, называется игрой, каждая их конкретная реализация - партией.

Сумма, которую получает каждый игрок в результате игры, называется выигрышем; в случае, если выигрыш отрицательный, он интерпретируется как проигрыш.

Набор правил, однозначно определяющих действия игрока во всех возможных случаях развития игры называется стратегией.

Принятие игроком в процессе игры того или иного решения и его реализация называется ходом; если ход выбирается случайным образом, то он называется случайным, в противном случае - личным.

Формализованное правило, согласно которому можно определить выигрыш каждого игрока в конкретной ситуации, т.е. в зависимости от стратегий, выбранных игроками, называется платежной функцией игры.

Игра, в которой принимают участие два игрока (п=2) называется парной, при n>2 — множественной.

Если в игре каждый из игроков имеет конечное число стратегий, то игра - конечная, если хотя бы один из игроков имеет бесконечное число стратегий — бесконечная.

Игры, в которых игроки не могут вступать в коалиции, называются бескоалиционными, в противном случае - коалиционными; если коалиции определены априори, игра называется кооперативной.

Если сумма выигрышей всех игроков в каждой партии игры равна нулю, то такая игра называется игрой с нулевой суммой. Частный случай при п=2: парная игра с нулевой сумой называется антагонистической, т.к. выигрыш А равен проигрышу В.

Конечная парная игра с нулевой суммой называется матричной игрой; функция выигрыша первого игрока задается в виде матрицы, у которой строки - стратегии первого игрока, столбцы - стратегии второго. Такая матрица называется платежной матрицей игры.

Конечная игра двух игроков с ненулевой суммой называется биматричной; функции выигрышей задаются для обоих игроков в виде их платежных матриц. Игры, оканчивающиеся после одного хода - одношаговые, иначе — многошаговые.

Если игроку известны все предыдущие ходы, то игра называется с полной информацией; иначе - с неполной.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Историческая справка | Лекция № 2-3. Матричные игры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.