КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственный долг
Различают государственный и общегосударственный долг. Под государственным долгом понимают долг Правительства Российской Федерации. Общегосударственный долг – более широкое понятие. Под общегосударственным долгом понимается совокупный долг как Правительства Российской Федерации, так и нижестоящих органов государственной власти: органов управления республиками в составе РФ и местных органов власти. Правительство Российской Федерации не несет ответственности по долговым обязательствам национально-государственных и вдминистративно –территориальных образований. Различают внешний и внутренний государственный долг. Государственный внешний долг. Внешние долги Российской Федерации в большей части являются наследием СССР. Советский Союз выступал на международной арене и в качестве заёмщика, и в качестве кредитора. Однако условия, на которых он привлекал и предоставлял кредиты, существенно отличались друг от друга. Условия, на которых СССР привлекал кредиты: 1) в основном в развитых (западных) странах; 2) преимущественно краткосрочные; 3) высокий рыночный процент; 4) исключительно в денежной форме и с обязательством погасить в твёрдой валюте. Условия, на которых СССР предоставлял кредиты: 1) в основном развивающимся странам; 2) исключительно долгосрочные; 3) льготные; 4) погашение в денежной форме. В настоящее время РФ входит в тройку самых крупных должников мира (наряду с Мексикой и Бразилией). Причем преобладающая часть внешнего долга западным кредиторам возникла в период перестройки 1985-1991 гг. За это время внешний долг СССР вырос в три раза с 22,5 до 65,3 млрд. долл. Основным западным кредитором РФ являются около 600 коммерческих банков из 24 стран, причем основной массив долга приходится на Германию, Италию, США, Францию, Австрию и Японию, а также Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития. Структура внешней задолженности РФ. 1. Задолженность официальным кредиторам, т.е. перед коммерческими банками западных стран, которые предоставляют кредиты под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирует задолженность такого рода Парижский клуб, который объединяет официальных представителей основных стран – международных кредиторов. 2. Кредиты, предоставленные коммерческими банками западных стран самостоятельно, без государственных гарантий. Регулирует задолженность по таким кредитам Лондонский клуб, который объединяет банкиров-кредиторов на неофициальной основе. 3. Задолженность различным западным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с по ставкой товаров и оказанием услуг. 4. Задолженность международным финансовым организациям (МВФ, МБРР и ЕБРР). 5. Кроме того, Россия приняла на себя долги СССР странам— бывшим членам СЭВ: Венгрией и Чехословакией (Чехией и Словакией). 6. К категории внешнего долга можно также отнести валютный долг Российской Федерации собственным предприятиям, образовавшийся в результате блокирования средств на валютных счетах в бывшем Внешэкономбанке СССР. Формально этот долг является внутренним, но погашается в свободно-конвертируемой валюте и с этой точки зрения может считаться частью внешнего долга. Первоначально названный долг собственным предприятиям и банкам составлял 8 млрд. долл. США. Затем в результате проведенных мероприятий он несколько снизился. В советское время никакой проблемы погашения внешнего долга не было. Советский Союз являлся первоклассным заемщиком, т.к. погашение внешней задолженности относилось к важнейшим государственным приоритетам. Суммы, необходимые для выполнения графика задолженности, включались в валютный план. Являясь первоклассным заемщиком, Советский Союз располагал свободным доступом к ресурсам мирового кредитного рынка. Сложности начались в начале 1990 года, когда из-за дефицита платежного баланса была допущена просрочка платежа. Официальные власти начали переговоры о предоставлении отсрочки платежей. Особенности условий предоставления кредитов Советским Союзом другим странам заключаются прежде всего в политических и военно-стратегических мотивах. В списке должников РФ более 50 стран. Проблема долгов этих стран Российской федерации до сих пор полностью не урегулирована. Существуют три основных формы покрытия внутреннего государственного долга: 1) добровольный (рыночный) кредит; 2) вынужденный (квазирыночный) кредит, 3) административный кредит. 1. Под добровольным (рыночным) кредитом понимается размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке. К ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат: а)государственные краткосрочные обязательства (ГКО); б) облигации федерального займа (ОФЗ); в) облигации сберегательного займа (ОСЗ). 2. Под вынужденным (квазирыночным) кредитом понимается рыночное оформление фактического государственного Долга. Так появились на свет: а) облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ); б) казначейские обязательства (КО). Облигации внутреннего валютного займа появились в связи с банкротством Внешэкономбанка СССР в 1992 году. Валютная выручка экспортных предприятий оказалась замороженной на счетах во Внешэкономбанке. Вместо денег Министерство финансов РФ вручило предприятиям облигации внутреннего валютного займа. Эмитентом их является Министерство финансов РФ. 3. Административный — это кредит Центрального банка России Министерству финансов РФ. Кроме вышеперечисленных категорий внутреннего государственного долга существует долг федерального бюджета экономическим субъектам, возникший по причине невыполнения государством своих обязательств. Существующая система обслуживания внутреннего государственного долга представляет собой мощный инструмент перераспределения доходов производственного сектора в пользу банковского. Итогом такого перераспределения является усугубление социального расслоения общества и сокращение инвестиционных возможностей экономики. Существующая система управления государственным долгом способствует сокращению объема потенциальных кредитных ресурсов инвестирования (дополнительные доходы финансовых посредников) и объема внутренних инвестиционных ресурсов, то есть обладает негативным эффектом. Подрыв инвестиционных возможностей ведет к углублению экономической стагнации, что объективно способствует накоплению инфляционного потенциала и, в свою очередь, становится препятствием на пути достижения антиинфляционных результатов, ради которых и создавались вышеуказанные инструменты рынка государственных ценных бумаг.
Тема 9 Основы организации финансов предприятий
1. Сущность финансов предприятия 2. Функции финансов предприятия 3. Принципы организации финансов предприятия 4. Финансовые ресурсы предприятия 5. Финансовый механизм предприятия 6. Формы финансирования и его источники 7. Основы организации безналичных расчетов 8. Особенности организации финансов коммерческих организаций 9. Финансы некоммерческих организаций
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |