Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Правовая информация и ее виды




1. Правовая информация – часть социальной информации

Прежде всего, хотелось бы дать краткую классификацию информации.

В предмет курса не входит изучение проблем технической, математической, биологической и других видов информации естественнонаучного характера.

Нас интересует информация об обществе и общественных процессах – социальная информация.

Она охватывает политическую, правовую, экономическую и другие виды информации.

Различают следующие виды социальной информации.

В зависимости от режима доступа: открытая информация (без ограничения) и информация с ограничением доступа (государственная тайна; коммерческая тайна; профессиональная тайна; служебная тайна, персональные данные).

В зависимости от видов носителей: в печатном виде (бумаге); машиночитаемых носителях (дисках); в виде изображения на экране; в памяти ЭВМ; информация, передаваемая по каналам связи и др.

По функциональному назначению (сферам применения) информация может быть разделена следующим образом: политическая информация; экономическая информация; научно-техническая информация; статистическая информация; правовая информация и др.

Политическая информация – информация о политической деятельности политических партий и общественных объединений, политической линии государства, о работе органов государственной власти по реализации властных полномочий. Разновидность политической информации – внешнеполитическая информация (данные о внешнеполитическом курсе государства, внешнеполитических акциях, состоянии международных отношений и т.д.). Вместе с тем, имеется такая политическая информация, которая является одновременно и правовой, т.е. имеет "двойное назначение". Примером могут быть конституционные нормы о предоставлении политического убежища (ст. 63 Конституции РФ).

Экономическая информация отражает процессы наиболее эффективного управления общественным производством, распределением и потреблением товаров. Массовая информатизация бизнеса приводит к формированию огромных массивов информации о деятельности субъектов реального сектора экономики. Переход на электронные регламенты управления бизнесом создают предпосылки создания электронного сектора экономики (электронный бизнес).

Научно-техническая информация – это публично оглашаемые сведения об отечественных и зарубежных достижениях науки, техники и производства, полученные в ходе научно-исследовательской, опытно-конструкторской, производственной и общественной деятельности. Эта информация, являясь продуктом интеллектуального творческого труда, представляет собой объект права интеллектуальной собственности.

Правовая информация – сообщения о нормативных правовых актах (НПА), массивах НПА и другой информации, имеющей юридическое значение. Об этом виде информации пойдет речь в следующем параграфе курса.

В информатике используется термин "электронная информация", под которой понимаются все виды информации, зафиксированной и распространяемой на машиночитаемых носителях с целью ее дальнейшей обработки на ЭВМ. К электронной информации относятся и электронные версии нормативных правовых актов, справочников и других изданий. Об этом у нас разговор еще впереди.

Понятие, природа, структура и свойства правовой информации, ее теоретическое и прикладное значение входит в предмет общей теории права и общей теории информации, центрального звена общей теории информатики.

2. Понятие правовой информации

До 70-х годов прошлого века в юриспруденции понятие «правовая информация» вообще не использовалось, как и вообще термин информация до недавнего времени не использовался в сфере общественных отношений. С развитием теории информации и внедрением ее в практику общественной жизни стали использоваться понятия «информация», «информационные процессы» и др. Постепенно и в юриспруденцию были внесены новые понятия, связанные с информацией.

При этом следует заметить, что в текстах законов и других нормативных правовых актов до сих пор отсутствует определение понятия «правовая информация». Это дает возможность по-разному понимать его содержание.

Известный юрист А. Б. Венгеров рассматривал в более узкой плоскости правовую информацию (только официальные нормативно-правовые документы и их аналоги, содержащиеся в справочно-поисковых системах).

Более широко понимал правовую информацию С. С. Москвин, включая в это понятие все сведения и сообщения о правовой сфере, включая результаты деятельности ученых-правоведов и юристов-практиков.

Современные авторы применяют более дифференцированный подход к определению понятия «правовая информация». Этому способствует практика нормотворчества и достижения аналитической юриспруденции.

В частности, О. А. Гаврилов относит к правовой информации «любые сведения о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере, содержащиеся в различных источниках и используемых государством и обществом для решения практических задач правотворчества, правоприменительной и правоохранительной деятельности, защиты прав и свобод личности».

Трудно не согласиться с каждым из приведенных мнений.

Однако для того, чтобы понять содержательный смысл названного понятия, необходимо все же обратиться к тому, какое значение оно имеет для юриспруденции, то есть области человеческой деятельности, связанной с правом.

Любая информация существует не само по себе. Не может она существовать в отрыве от отражаемого предмета или явления. Она есть их отображаемый образ. Одним словом, информация всегда тесно связана со своим объектом или предметом.

Правовая информация как отображаемый образ правовых явлений и предметов также тесно с ними связана и отражает все их многообразие.

Значит, с одной стороны, правовая информация является результатом юридической деятельности (как ее отражение). К примеру, результатом правотворческой деятельности является издание (принятие) нормативного правового акта.

С другой стороны, правовая информация может быть основанием для юридической деятельности (в случаях принятия правовых решений), так как она должна быть законной, т.е. основанной на нормативных правовых актах.

Следовательно, правовой информацией следует считать информацию, тесно связанную с юридической деятельностью и принятием правовых решений.

Поэтому вряд ли правильным будет относить к правовой информации абсолютно все сведения о протекающих в правовой сфере событиях и фактах существующей действительности. С другой стороны, нельзя суживать границы правовой информации только рамками официально принятых нормативных правовых актов и их аналогов в компьютерных справочных правовых системах.

Наиболее правильным является относить к правовой информации только те сообщения о правовой сфере и юридической деятельности, которые тесно связаны с принятием правовых решений и результатами юридической деятельности.

Суммируя различные мнения, можно сделать вывод о том, что к правовой информации относятся все официальные нормативные правовые акты и имеющие правовой характер документы, непосредственно связанные с результатами правоприменительной и иной юридической деятельностью.

Таким образом, к правовой информации относятся следующие виды правовых сообщений.

1. Нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты);

2. Результаты правоприменительной и иной юридической деятельности организаций, имеющей правовой характер:

§ судебные решения (судебные акты, принятые по существу юридических дел);

§ обобщения судебной практики, которые ориентируют на принятие правильных судебных решений;

§ нормативные акты корпораций и других организаций.

3. Правовые документы и сообщения, на основе которых принимаются правовые решения:

§ официальные документы деятельности правоохранительных органов;

§ официальные заключения экспертов и специалистов, а также другие доказательства, допустимые в процессуальной деятельности судебных и правоохранительных органов;

§ акты официального толкования, доктринальные заключения и иные процессуально-оформленные или официальные сообщения ученых и научных учреждений по различным проблемам общественной жизни.

3. Виды правовой информации

Принято считать, что к основным видам правовой информации относятся нормативная и ненормативная правовая информация

Нормативная правовая информация.

К наиболее распространенному виду правовой информации, т.е. информации непосредственно относящейся к нормам права, являются нормативные правовые акты разного уровня и разновидностей (международные правовые документы, федеральные нормативные правовые акты, региональные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты органов местного самоуправления).

К нормативной правовой информации относятся также нормативные акты локального характера (документы организаций нормативного характера - приказы и распоряжения, инструкции, положения и др.).

Ненормативная правовая информация.

К этому виду относятся официальные акты и сообщения, принятые органами власти и судебными органами в ходе осуществления ими правоприменительных функций. То есть, функций, непосредственно связанных с реализацией норм права. Именно поэтому они относятся к правовой информации. К ним относятся постановления и распоряжения органов исполнительной власти, на основе которых реализуются права и интересы субъектов права; акты правосудия.

К ненормативной правовой информации относится также огромный массив неофициальной информации правового характера судебных органов (официально опубликованные обобщения и обзоры судебной практики). Такая информация относится к правовой в силу того, что она обобщает официально принятые акты правосудия, ориентирует судебные и иные правоприменительные органы на наиболее правильную правовую квалификацию многочисленных жизненных обстоятельств, т.е. правильное применение действующего законодательства.

Кроме того, к ненормативной правовой информации относятся сообщения (документы) о результатах юридической деятельности правоохранительных органов, которые имеют правовое значение (в которых дается правовая оценка действий и деятельности субъектов права) в существующей действительности или в будущем времени. Это могут быть постановления правоохранительных органов, в которых дается правовая оценка событий жизни. Например, при вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного или административного производства по нереабилитирующим основаниям, когда признается факт деяния и усматривается вина субъекта, однако в силу малозначительности причиненного вреда лицо освобождается от уголовного или административного преследования. Такие постановления могут иметь правовое значение в случае их использования, например, в гражданском судопроизводстве при решении вопроса о возмещении материального или морального вреда.

К ненормативной правовой информации могут относиться официальные (документально оформленные) заключения экспертов и специалистов, а также другие доказательства, допустимые в процессуальной деятельности судебных органов, а также доктринальные заключения и иные процессуально-оформленные или официальные сообщения ученых и научных учреждений по различным проблемам общественной жизни.

Электронная правовая информация.

Наряду с информационным правовым массивом официального характера существует целая система неофициальной правовой информации.

Начиная с 90-х годов, с момента начала информатизации государственной и общественной жизни и внедрения компьютеров получило распространение массовое использование справочных правовых систем (далее – СПС) в электронном виде. Такие системы формируются на основе применения информационных технологий и электронно-вычислительной техники.

Быстрый поиск и удобные условия использования выдвинули такие информационно-справочные правовые системы в число наиболее распространенных в настоящее время.

К числу электронной правовой информации относится не только массив информации о законодательстве, размещенный в таких известных СПС, как «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс», «ЮСИС», «ЭТАЛОН», но и правовая информация, размещаемая и распространяемая по каналам глобальных телекоммуникационных сетей (например, ИНТЕРНЕТ). В последнее время, в связи с внедрением наиболее интеллектуальных и высокотехнологичных поисковых систем, в сетевом режиме юристы и другие специалисты используют полезную электронную правовую информацию (нормативные правовые акты, информацию о судебной деятельности, аналитическую правовую информацию и т.д.).

Внедрение электронных форм ведения деловой жизни позволило использовать новые формы передачи правовой информации (в т.ч. электронных документов) по телекоммуникационным каналам. В случаях использования электронно-цифровой подписи пользователями таких каналов правовая информация может носить официальный характер. В связи с принятием федерального закона «Об электронно-цифровой подписи» такие формы получают все большее распространение. Создание официального электронного документооборота в практику деловой жизни, электронные версии правовой информации постепенно станут носить официальный характер.

В связи с этим особое значение приобретает деятельность по массовой информатизации не только государственных органов власти и правоприменительных органов, но и всех организаций, участвующих во взаимоотношениях с официальными властными структурами.

__________________________________________________________________

 

1 Словарь иностранных слов. – М.: Рус. яз., 1988. С. 201.

2 Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл. Фролов И. Т. и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004. С. 432 - 435; Керимов Д. А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). / 2-е изд. – М., 2001. С. 101-108; Стрельцов А. А. Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методологические основы / Под. Ред. В. А. Садовничего и В. П. Шерстюка. М., 2002. С. 21–40; Урсул А. Д. Отражение и информация. – М., 1973. С. 18-43; Правовая информатика и кибернетика: Учебник / Под ред. Н. С. Полевого. – М., 1993. С. 25 и др.

3 Гаврилов О. А. "Курс правовой информатики". Учебник для вузов. – М., 2000. С. 2-3; Чубукова С. Г., Элькин В. Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики): Учебное пособие. – М., 2004 С. 34 - 40; Стрельцов А. А. Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методологические основы / Под. Ред. В. А. Садовничего и В. П. Шерстюка. М., 2002. С. 21-40 и др.

4 Керимов Д. А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). / 2-е изд. – М.: Аванта+, 2001.

5 Сб. "Вопросы кибернетики и права". - М.: Наука, 1967; Сб. "Правовая кибернетика. Проблемы правовой кибернетики". - М.: Наука, 1970; Сб. "Правовая кибернетика". – М.: Наука, 1973 и др.

6 Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. – 3 изд. – М.: Юриспруденция, 2000, с.151.

7 Гаврилов О.А. "Курс правовой информатики". Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2000, с.13-14.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Нормативные акты

1. Федеральный закон от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"

2. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О связи» (в ред. от 02.11.2004 N 127-ФЗ).

3. Указ Президента РФ от 28.06.93 № 966 "О концепции правовой информатизации России".

4. Указ Президента Российской Федерации от 19.10.93 № 1665 "О информационно-правовом сотрудничестве Российской Федерации с государствами-членами Содружества Независимых Государств".

5. Указ Президента Российской Федерации от 20.01.94 № 170 "Об основах государственной политики в сфере информатизации".

6. Указ Президента Российской Федерации от 23.04.93 № 477 "О мерах по ускорению создания центров правовой информации".

7. Указ Президента Российской Федерации от 28.01.94 № 223 "Об образовании Федеральной комиссии по правовой информатизации при Президенте Российской Федерации".

8. Указ Президента Российской Федерации от 03.12.94 № 2147 "О мерах по совершенствованию юридического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации".

9. Указ Президента Российской Федерации от 04.08.95 № 808 "О президентских программах по информатизации".

10. Указ Президента РФ от 05.10.2002 N 1129 «О классификаторе правовых актов».

11. Указ Президента РФ от 10.08.2000 N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации".

12. Постановления Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 226 «О Государственном учете и регистрации баз и банков данных» (в ред.) от 02.03.2005 N 101.

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.94 № 1319 "Об информационном обеспечении предпринимательства в Российской Федерации".

14. Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти».

15. Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. N 904 «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ».

16. Приказ Министра юстиции от 23 декабря 1997 г. № 19-01-189-96 «Об организации автоматизированного учета правовых актов субъектов Российской Федерации».

17. Приказ Минюста РФ от 21 января 2000 г. N 10 «Об утверждении Концепции информатизации Министерства юстиции Российской Федерации».

Рекомендуемая литература основная

1. Агапов А. Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации. – М.: Юристъ, 1997.

2. Бачило И. Л. Информационное право: основы практической информатики. Учебное пособие. М.: 2001.

3. Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право: Учебник / Под ред. акад. РАН Б.Н.Топорнина. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001.

4. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.

5. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы Консультант Плюс: Учебное пособие/ Под ред. Д. Б. Новикова и В. Л. Камынина. – М.: ЗАО "КонсультантПлюс", 1999.

6. Гаврилов О. А. Компьютерные технологии в правотворческой деятельности. Учебное пособие. М.: Издательство НОРМА, 1999.

7. Гаврилов О. А. Курс правовой информатики. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2000.

8. Информатика и математика для юристов. Учебное пособие для вузов / Под ред. Проф. Х. А. Андриашина, проф. С. Я. Казанцева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001.

9. Компьютерные технологии в юридической деятельности. Учебное и практическое пособие: отв. Ред. Н. С. Полевой, В. В. Крылов. – М.: БЕК, 1994

10. Копылов В. А. Информационное право: Учебник. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002.

11. Правовая информатика и кибернетика (под редакцией Полевого Н. С.) // Юридическая литература М., 1993.

12. Рассолов М. М. Информационное право // – М.: Юристъ. 1999.

13. Морозов Н. П., Чернокнижный С. Б. Справочные правовые системы. – СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2003.

14. Чубукова С. Г., Элькин В. Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики): Учебное пособие. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2004.

Рекомендуемая литература дополнительная

1. Волкова О. Н. Вопросы правового регулирования отношений при использовании Государственной автоматизированной информационной системы РФ "Выборы" в избирательных процессах. НТИ, сер. 1 № 9, 2001.

2. Бачило И. Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации. // Государство и право. 2001. № 2, с. 14.

3. Венгеров А. Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. – М.: 1978.

4. Гаврилов О. А. Информатизация правовой системы России. // Юридическая книга, М., 1998.

5. Керимов Д. А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). / 2-е изд. – М.: Аванта+, 2001.

6. Концепция государственной информационной политики Российской Федерации, одобренной Комитетом Государственной Думы от 15 октября 1998.

7. Морозов А. В. Система правовой информации Минюста России: Монография. – М.: Триумф, 1999.

8. Морозов А. В. Правовая информатика. Монография. – М.: Министерство юстиции Российской Федерации, Российская правовая академия, 1999.

9. Право и информатика / Под ред. Е. А. Суханова. М.: МГУ, 1980.

10. Рассолов М. М., Чубукова С. Г., Элькин В. Д. Элементы высшей математики для юристов // Юристъ, М., 1999.

11. Стрельцов А. А. Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методологические основы / Под. Ред. В. А. Садовничего и В. П. Шерстюка. М.: МЦНМО, 2002.

12. Судебная практика в российской правовой системе. – СПб.: Питер, юридический факультет СПбГУ, 2003.

Вставка 1. Пояснения. Если система изолирована, т.е. не обменивается с окружающим миром ни веществом, ни энергией, то самопроизвольные процессы, протекающие в системе, развиваются по направлению к равновесию. Рано или поздно все движущиеся тела остановятся, наступит равновесие, отвечающее максимальной энтропии. Томсон, один из исследователей термодинамики, заключил, что «миру грозит тепловая смерть».

Таким образом, энтропия открыла путь от технологии (тепловой машины) к космологии (направление времени и судьба Вселенной).

 

Хорошей моделью изолированной системы является космический корабль. Действительно, прилагаются все усилия для того, чтобы изолировать внутренность корабля от окружающего космического пространства. Конечно, корабль, в котором живут и действуют люди – космонавты, весьма далек от равновесия. Равновесие ведь означает смерть. Но чем поддерживается неравновесие живой системы?

Направление и течение всех реальных процессов задается изменением энтропии. Известно, что все реальные процессы необратимы. Следовательно, в изолированной системе они направлены в сторону возрастания энтропии. Но это вовсе не значит, что энтропия не может уменьшаться. Закон возрастания энтропии справедлив лишь для изолированной системы. В открытых системах, т.е. в системах, обменивающихся с окружающей средой и веществом и энергией, возникают совершенно новые ситуации. С изменениями энтропии связаны все явления в биосфере, а живой природе. В нормальных условиях масса и запас энергии человеческого организма остаются постоянными. Постоянство это поддерживается дыханием и питанием. При этом не возрастает энергия, а уменьшается энтропия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.