Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекции На Досках 1989 16 страница




Бывают игры полегче, но на ваш вопрос я ответ дал.

* Вот у вас прорисовываются два разных направления: в решении каких-то заказных проблем и в утверждении вот этих совершенно новых, так сказать, социокультурных форм, т.е....

Вы торопитесь.

* Можно закончить вопрос?

Нельзя! Здесь, чтобы задать вопрос нужна более тонкая раскладка, поскольку теперь надо рисовать набор позиций, связанных с игрой, и для каждой позиции ситуация будет иметь свой вид, свое представление. И я должен это дальше сделать. Поэтому наберитесь чуть терпения, я попробую ответить. Если не отвечу - зададите ваши вопросы.

*...

Громче вопрос!

Меня спрашивают, опираясь на книжку Германа Гессе "Игра в бисер", почему бы не сделать создание в стране Касталии, т.е. есть области обучения и развития людей, главной областью работы. Отвечаю: потому что в Советском Союзе Касталия не нужна.

* И все остальное не нужно.

Правильно! А поэтому мы работаем все время в этом направлении, и семинар - тот семинар, который называется "Московский методологический кружок" - есть такая Касталия. Но при этом надо очень четко определять порядок и последовательность. Мне ведь важно, чтобы эта Касталия была самой передовой Касталией, а следовательно, содержание должно быть самым мощным из всех, которые сегодня есть в мире. Я на этот вопрос для себя отвечаю (и это вроде бы моя специальность и профессия), что самое мощное содержание сегодня - это методологическое содержание. Оно много мощнее, чем наука и научное содержание, которое, с моей точки зрения, уже умерло.

Вот это мне ясно. Поэтому мне нужно прежде всего подготовить достаточный контингент методологов. Я это и делаю. И для меня работа в области методологической Касталии есть главное. Вот если мне удастся подготовить 100-150 методологов на страну, я умру спокойно. Поскольку они дальше будут по принципу лавины готовить следующих, включая и те немногие контингенты ученых, которые понадобятся.

Они смогут это сделать. Но они должны быть методологически подготовленными и жить в методологии. Поэтому я занимаюсь развитием методологической Касталии. Вот в чем ответ. Но не вообще Касталии, а методологической. И эта методологическая Касталия нужна мне. Мне лично!

А работать на тех, кому это не нужно, мне совсем ни к чему. Вот в чем ответ.

* Меняется ли интенсивность, или темп, вашего личностного роста от игры к игре?

Вопрос невероятно сложный.

Вроде бы надо ответить "нет". И вот почему: у меня есть свой внутренний темп работы, а кроме того, я уже очень старый, мне уже надоело. Я лет с 15-ти и вот до 60-ти все работал, работал и работал. И мне, как этому самому мальчику из рассказа Джека Лондона, это надоело. Мне это совсем неинтересно. Мне надо завершить мои дела и погулять немножко.

*...

Обязательно! Потому что и для меня это есть практика. Я таким образом выхожу в мир, я имею организацию быстрого реагирования. Я могу приехать в любое место, любое производственное предприятие, учебное заведение, за считанные часы организовать работу и начать ее. Провести анализ ситуации и выделить главные затруднения и проблемы, определить пути их решения. И я могу это сделать где угодно, в любой сфере и области жизни. И я это делаю. Я выбираю наиболее меня интересующее и осуществляю со своими товарищами эту работу.

*...

Я бы отвечал так: примерно годам к 18-ти я понял, как хочу жить, и с тех пор я живу, не отклоняясь ни вправо, ни влево. Мне это особенно легко, поскольку оказывается, что если я делаю шаг немножко влево - стреляют слева, если вправо - стреляют справа. Поэтому я двигаюсь по линии своих ценностей, но твердо знаю, что если я буду лопоухим - один день или три дня - меня не будет.

* Какие у вас ценности?

Ценности? Отвечаю. Мне важно восстановить российскую интеллигенцию, вот ту высокую интеллигенцию, которая была в России до революции. И если удастся это сделать, я помру спокойно. Я не знаю, что предстоит стране в будущем, но интеллигенция нужна всегда, при любых условиях. Я начал с восстановления философской, методологической интеллигенции и вроде бы кое-что в этом плане сделал. А дальше это будет идти постепенно. Вот это моя основная ценность.

* А как же социальный заказ...?

Я и есть заказчик. Поскольку я существую и сегодня у меня достаточно высокий статус, я и определяю этот социальный заказ. Сегодня я говорю от имени российской культуры. Еще лет десять тому назад меня не слушали, а теперь почему-то слушают. И я вроде бы имею мандат на такую речь - сегодня. Поэтому это и есть социальный заказ.

* У вас опубликовано что-нибудь в этой вашей методологии? (Смех.)

Очень много. Очень много опубликовано.

* Есть книга какая-нибудь, где это было бы систематизировано? Потому что "очень много" - это мало.

Во-от! Поэтому, если вас это интересует, придется читать очень много и кусочками. А насчет систематизации - нет, уважаемый коллега... Коллеги ведь не дремлют. Коллеги бдят. Поэтому это то, чего я всегда был лишен.

* Не уклончиво можете отвечать? (Смех.)

Попробовать могу.

* Можно ли считать проблемой отсутствие проблем?

Нет, нельзя. Проблемы во дворике не растут. Проблема есть продукт специальной мыслительной работы. Надо быть, как говорил Бухарин, человеком из породы недовольных и надо проделать специальную работу, чтоб эту проблему сформулировать. Проблема - это то, что особым образом в словах зафиксировано. Поэтому, отсутствие проблем не есть проблема - отсутствие проблем есть особая форма смерти.

* Вот вы говорили, про игры ваши, что это специфически российский продукт, да? Вы сказали так. Я бы хотел...

Я только иначе говорил: это специфически российское образование, осмысленное в России и имеющее в России, для условий России, определенное назначение. Мы это можем употреблять. И оно полезно.

* А можно ли назвать ваши игры не только специфически российским образованием, но и вообще образованием специфическим для тоталитарной системы?

Нет, нельзя. То, что я живу в тоталитарной системе, я понял где-то лет в двенадцать. А дальше передо мной стоял вопрос, как жить. И я понял одну вещь - что я должен на все это наплевать, поскольку "тоталитарная" или "нетоталитарная" - знаете, никакой разницы между ними нет. По сути. Как объяснял мне один американец:

- У вас свободы больше, чем у нас в Америке, поскольку я вот сейчас приеду домой и должен буду идти вместе с сотрудниками моего университета с плакатиком "Долой Никсона!", хотя я уверен, что Никсон действует правильно.

Я ему говорю:

- Слушай, Джон, а чего это ты такой?

- Если я со всеми не пойду с плакатиками, они меня вышвырнут из университета, и я даже в Австралии места не найду.

А дальше он мне объясняет:

- Мы можем плевать в президента, мы для того его и выбираем, чтобы в него плевать.

Это же не есть свобода. Это ритуал, о котором вы говорите. Меня в этом месте обычно прогоняют и шикают, говорят, что я продался соответствующей организации, чтобы доказывать нормальность нашего существования. Я не продался. Но не питайте иллюзий и понимайте то, что сказал мне этот американец. В России мы живем по принципу: от тюрьмы и сумы не зарекайся. Мы уважаем человека, когда он приходит из отсидки, и мы знаем, что он не виноват - чаще всего. Вот здесь собравшиеся люди это знают и понимают. Теперь это может знать и понимать вся страна, если захочет. Там это невозможно.

Поэтому когда я это понял, я дальше жил и работал. И обратите внимание, выяснилось, что это несущественно, в каких условиях вы живете, если вы имеете содержание жизни и работы. Иметь его надо!

Нам ведь нужен этот тоталитаризм, чтоб мы могли говорить: "Вот если б я жил там! Я бы, ох! сколько натворил!". А на самом деле человек ни там, ни тут - ничего сам не может. Потому что мертвый в творческом отношении. Но нам это нужно - думать, что если бы мы жили в другом месте, мы бы там развернулись. Нет. Если у вас что-то есть, то вы можете развернуться и здесь.

Вот так. И вроде бы я есть живое доказательство этого, поскольку работаю-то я в философии все время. И работаю. И оказывается - можно работать. Если только не задираться и не изображать из себя нечто такое, чересчур выдающееся - чего профсоюзная организация никому не прощает. Профсоюзная - обратите внимание, а совсем не КГБ.

Я ведь утверждаю простую вещь: тоталитаризм есть творение российского народа. Народа! И соответствует его духу и способу жизни. Он это принял, поддерживал и всегда осуществлял. Вот ведь в чем состоит ужас ситуации.

* Тогда спокойны ли вы за ту интеллигенцию, которую собираетесь создать?

А я вообще неспокойный. Я не спокоен. Но создавать надо.

* Не поведет ли она туда же страну еще раз?

Интеллигенция еще раз завела?

А, кстати, я бы поддержал эту мысль. Я бы поддержал эту мысль, поскольку интеллигенция виновата в этом в первую очередь. Да-да-да. Вполне может быть, уважаемый коллега. Но я утверждаю, что она все равно нужна стране. Куда бы она ни заводила. Она нужна. И без нее народ и страна жить не могут. А что будет происходить - зависит от многих обстоятельств и многих факторов.

* Значит, у участников игры было два основных мотива: один - просто творческая активность, поисковая, а другой - желание самоутверждения какого-то. А можно ли игру проводить только на поисковой активности? Или вот это самое желание самоутвердиться и, так сказать, стать человеком в этом плане... т.е. не является ли психологическим топливом вашей игры комплекс неполноценности?

Красиво. Отвечаю, как на духу. У меня лично комплекса неполноценности нет и никогда не было. Я родился в семье с традициями и историей. Сложной историей. И меня воспитывали на истории моих бабок, дедов, прабабок, прадедов - и мне было на кого смотреть. Комплекса никогда не было. Наоборот, я чувствовал себя хозяином, понимаете? Хотя это иллюзорное представление, но хозяйское отношение к жизни необходимо, и было.

Поэтому насчет топлива я думаю, что вы не правы.

* Я ж не про вас говорил, а про участников, про тех, кто вовлечен.

Я думаю, что это все играет самую несущественную роль. Хотя принцип, что мы должны быть людьми из людей, есть принцип идеологический для ММК. Других мы не держим. Не держали никогда. И поскольку это было сложно и были моменты, когда студентов философского факультета исключали из университета только за то, что они ходили на семинары, это создавало такой отбор, которому я очень благодарен. Если бы не было этого мифа и если бы за мной не утвердилась слава человека очень неспокойного и с завиральными идеями, то было бы много швали. А ее не было, поскольку человек знал, на что он идет. Всегда знал.

* Я говорю не про методологов, а про специалистов, которых вы привлекаете.

Ну, видите, специалист принимает решение - попробовать или не попробовать. Потом он оказывается вовлеченным и затянутым. И вырваться никуда нельзя. Это ведь механизм, который существует вне людей. Понимаете, такой страшный механизм. Человек в него попадает, руку, ногу подставит - а его затягивает в эту машину, и, когда он пожил этим десять дней и еще немножко, он уже не может жить иначе.

Очень интересная у нас была проблема. Н.Непомнящая, психолог по образованию, поставила вопрос: "Интересно, а если обезьянка делает первый шаг на пути очеловечивания, - у нее есть возможность вернуться назад?". Нет, говорю я.

И вот так это было осознано: судьба человека, который получился в результате того, что обезьянка стала на путь очеловечивания, предопределена. Он уже движется по этому пути.

Поэтому в тот момент, когда люди пришли на игру, их судьба решена. Они не выскочат. Такая страшная штука.

* Они, наверное, еще раньше...

У них предрасположенность была, понимаете, - поэтому они пришли. А уже дальше это развивается, и хода назад нет.

* Вы сказали, что когда берете заказ, то вы учитываете... ну, скажем,... вы сказали: "мне нужно, чтобы это было о сельском хозяйстве"...

Подождите, подождите! Я ведь не то говорю, я говорю простую вещь. Я говорю: я беру заказ. Я беру его в письменном виде, сохраняю документ. Начинаю работать - произвожу методологический анализ темы. А моя работа в принципе, как я считаю, дорого стоит. Поэтому я беру аванс. Но сделавший заказ должен быть "человеком из Сити". Он сделал заказ и должен об этом помнить. Но поскольку он ведь советский человек, он думает потом, после того как он сработал. Он теперь получает программу, в которой я произвел методологическую раскладку темы по всем нормам - это то, что я могу делать. И вот теперь он вспоминает и говорит: "Гм, интересно, так мы что - сельское хозяйство будем обсуждать, работники НИИ сельского хозяйства, да?". Он начинает думать: и кто же у него будет обсуждать, и кто что скажет, - и понимает, что будет демонстрация того, что его научные работники и сотрудники никогда сельским хозяйством и его проблемами не занимаются. Он сообразил, он хочет крутить назад. Я говорю: "Извините, вот ваш заказ, вот ваше письмо. И вот ваш аванс, который вы переслали. Вы можете крутить назад, но аванс останется за мной".

* А бывает так - что вы не берете заказ?

А если не беру, я говорю: извините, я с вами не играю... Все очень просто и четко. Если я не хочу брать - я не беру.

* Что вы называете хорошей игрой, а что плохой, или удачной и неудачной?

Вопрос непростой.

Вот, скажем, только что проходила серия из трех игр. Первая игра в Калининграде - по экспериментированию и экспериментальным площадкам в сфере образования. Игра, на которую приехало 660 человек. С ума сойти! Игры там на самом деле не могло быть, тем более мыслительной - ибо тема требует мыслительной работы. В Советском Союзе, и я это четко понимаю, нет людей, которые эту тему могут обсуждать всерьез, кроме узкой компании методологов. Теперь я должен принимать решение: так что будут делать остальные люди? Но мне же еще нужно их всех немножко продвигать. Значит, я организую как бы двойную игру, или одну игру, нарисованную на другой игре: игру для методологов, которые обсуждают тему, и игру для всех остальных участников, которые кое-что должны понять. Не все, а кое-что. Они начинают вываливаться в сторону и проблематизировать ценностные основания своей жизни. В этой игре начинаются истерики. Человек говорит: "Ради чего я жил?!". Требует, чтоб ему подали петлю и подставили стул, чтоб он мог встать и спрыгнуть. В этих условиях задача состоит в том, чтобы никто не повесился, и это для меня цель. И это становится важнейшим аспектом игры.

Мне теперь важно, чтоб максимум людей поняли, с одной стороны, то, что они не могут, а с другой стороны, что есть такой круг вопросов. И если удается коллектив ополовинить, т.е. 300 человек отправить гулять - спокойненько, чтобы они вернулись назад и не отправлялись бы в дурдом у себя по месту жительства, то я это делаю. И для меня получение некоторого понимания и расширение рамок понимания есть цель такой игры. Мне важно ее спустить на тормозах и довести людей, конкретных, которых я стремлюсь выделить, до какого-то понимания. Это одна игра.

А следующая игра была в Челябинске, на базе Челябинского тракторного завода. Тема игры была "Промышленное предприятие XXI века". Приехал невероятно сильный коллектив методологов со всей страны, и они начали так работать, что я следить не успевал. Там получены очень большие результаты. Получено понятие промышленного предприятия. Выяснены условия существования промышленного предприятия при социализме. Сформировалось несколько коллективов людей, и они работали блестяще во взаимодействии друг с другом. Мы получили результаты и будем издавать соответствующую книгу по материалам этой игры.

А еще была игра в Ульяновске: "Содержание и методы подготовки инженеров". Тоже интересная игра. Там коллектив был не такой сильный, как в Челябинской игре, но тема, требующая мыслительной работы. Были определены принципы подготовки инженеров при социализме. У нас теперь в Обнинске - с 12-го по 15-е будет проходить конференция: "Методология инженерной деятельности". Мы многие результаты оформляем туда. В частности, в этой игре была построена онтологическая картина искусственно-технической работы, или искусственно-техническая онтология в дополнение к естественнонаучной. А я утверждаю, что ближайшие 200 лет есть время разработки искусственно-технической онтологии. Я понятно говорю? Мы заложили такие основания и будем теперь это двигать в серии игр.

На игре в Челябинске я получил следующий заказ: "Стратегия развития промышленного предприятия". Игра будет осенью в Набережных Челнах, на базе КАМАЗа.

И так вот они развертываются одна за другой, и вроде бы интересно ответить на вопрос: а что такое стратегия развития промышленного предприятия в Советском Союзе? И это интересно не только для методологов, но и для людей с КАМАЗа.

Мне ведь кажется, что машины "КАМАЗ" сегодня - наша валюта, валюта страны. Они, конечно, не такие, как машины "Мерседес-Бенц", но вполне приличные, и можно работать, если сообразить, как и что.

Вот мой ответ на вопрос. Каждая игра индивидуальна, в каждой определяются свои особые цели. Но это соответствует общим моим ценностям и принципам: надо формировать интеллигенцию и надо двигать хозяйственную и социокультурную жизнь страны. И игра есть такой механизм, который позволяет приехать, организовать людей, организовать ситуацию работы, людей просеять и определить, кто что может. И каждый может выбрать свои направления работы и свои зоны ближайшего развития, как говорил Выготский, и начинает лучше понимать жизнь, поскольку лопоухих нам вообще не надо. Вот что говорю я. И вроде бы я вам ответил, как мог.

* Вы не выделили критерии оценки. Используете ли вы при этом какие-то профессиональные знания...

Нет. Мне критерии оценки не нужны. Меня, скажем, всегда спрашивают, отбираю ли я людей. Нет, конечно, поскольку у нас люди те, которые есть. И других нет и не будет. Мне надо работать с теми людьми, которые есть. Зачем их отбирать? Любой коллектив является репрезентативным - любой. Это наши люди, с ними надо работать и продвигаться туда, куда они могут.

* А вот вы сказали, что по сути нет ограничений ни в контингенте, с которым вы работаете, ни в теме, ни в регионе. Представьте себе, к вам пришел заказ... В нашей стране сейчас ситуация очень сложная... К вам пришел заказ, скажем, из ЦК КПСС - решить проблемную ситуацию, которая сложилась в нашей стране...Она интересная...

Нет, она не интересная. Она совсем не интересная. Потому что я-то ситуацию вроде бы понимаю, а им зачем? Им не надо. Пускай обойдутся без этого.

* Но ведь мы сюда пришли, нам надо...

Кому? Вам надо? А вы что у нас - представитель ЦК КПСС что ли? (Смех.)

* Я представитель народа.

Представитель народа - да. Но поскольку вы пришли, я могу с вами разговаривать.

* Я с удовольствием участвовал бы в такой игре...

За чем остановка?

2-9 июня в городе Новосибирске будет проходить игра на тему "Организация работы НИИ экономики сельского хозяйства". Хотите посмотреть на это как на игру - приезжайте, без проблем. Гостиница у них есть, общежитие тоже есть. Надо иметь 56 рублей туда и 56, чтобы вернуться. И еще сколько-то, чтобы там прожить. Прошу вас! Каждый может приехать, посмотреть.

*... если будет тема социально-политическая... и игра всесоюзная...

А они все всесоюзные. Все игры, которые я провожу, - всесоюзные. А социально-политическими я не занимаюсь. Это ж все для дураков.

*... там есть игротехники и наблюдатели, которые приезжают посмотреть...

Есть и праздношатающиеся. Есть.

Но посмотреть, что это такое, это ведь тоже основательная позиция. А то я тут рекламирую, рассказываю - такой вообще результат, социокультурная организованность, которая необходима, - это все надо проверить. Поэтому относитесь к этому предельно критически.

Я понимаю, что в Новосибирск ездить далеко, хотя игра в методологическом отношении невероятно интересная. Поэтому есть заявки от работников совхозов и колхозов - я это приветствую, пускай посмотрят. Следующая игра будет в начале июля, с 3-го по 13-е: по социально-эколого-хозяйственной экспертизе Запорожского региона. Пожалуйста! Запорожье - недалеко. Договаривайтесь с начальством, приезжайте, проходите эту игру. Будете работать - отлично. Это единственное условие и требование: чтобы человек приезжал без дерьма за пазухой и включался в игру, как может. Его там направят, помогут, и он будет формировать свое отношение. Чем критичнее - тем лучше. Если он в конце еще нам скажет свое "фэ" - совсем здорово будет.

* Георгий Петрович, будьте любезны, скажите, как вы отсеиваете, по вашему выражению, лопоухих?

А лопоухих я не отсеиваю. Они отсеиваются сами. Человек посидел, посидел, покрутил глазами - подходит ко мне:

- Что - я очень глупый?

- Нет, нормальный. Спокойно.

Он опять приходит через день и говорит:

- Нет, я какой-то недотепа. Я поеду домой.

- Пожалуйста! Без проблем.

И все, кто не выдерживает, все отсеиваются. Так же, как и на семинарах: приходят 200 человек - потом остается 5. А остальные 195 - отсеиваются. Каждый чего-то выносит - то, что может. Идет такая диверсификация.

* Вы планируете игру в новой для вас области, требующей специальных знаний...

Я понял ваш вопрос. Я занимаюсь такой областью знания, которая дает мне универсальные способности для постижения любой предметной области. Это профессиональная особенность работы философа, логика и методолога. И я на этом настаиваю, это провозглашаю и декларирую. Я говорю: уважаемые коллеги, время науки кончилось. На ее место выходит методология. И это есть, говорю я, главное занятие ближайших 200 лет, а для нашей страны оно просто как бы предуготовлено.

Как мне объяснил один товарищ пару дней назад: "Ученых у нас быть не может, но каждый советский человек должен заниматься философией". Странно, парадоксально, но, по-моему, точно. Точно так же, как я бы сказал: у нас кинорежиссеров быть не может, поскольку, чтобы снимать фильмы, надо иметь аппаратуру дорогую, и иметь ее в своем кабинете невозможно. А пачку бумаги вы можете купить за 65 копеек. Кладете перед собой - и размышляйте, сколько хотите. Философствуйте.

Вот что я говорю.

* Но ведь специалисты не поймут, если вы с ними будете на этом языке разговаривать. Значит, нужен стык какой-то - от вашего к их...

Я вам отвечаю - опять в самоуверенной манере: меня все поймут. Я же разговариваю предельно просто, главное - я знаю, чего я хочу сказать. И поскольку я знаю, что я хочу сказать, меня все поймут и любые.

* А что у вас в плане игры было такого, что тот директор сразу почувствовал, что вы говорите о сельском хозяйстве, а не просто о мышлении и философии?

Тема такая - она им была сформулирована. Он ведь заказывал, не понимая, что последует. Когда я ему дал план по дням, он его прочел и понял, что заказал: "А кто же у меня в НИИ экономики сельского хозяйства этим заниматься будет? Кто у меня скажет, что такое сельское хозяйство и, тем более, что такое экономика?" - там в плане такой день: что такое экономика сельского хозяйства? Он впервые задумался, директор института.

* А как вы текст заказа переводите в план работы?

У меня есть специальные приемы и методы тематического анализа. Вот я получаю строку...

* Только текст заказа? Одну страницу, да?

Да не страницу, а строчку. Я ее получаю, сажусь и задаю вопрос: вот если я специалист в этой области - что я должен знать и понимать? И расписываю все это. Получаю структуру. Теперь я должен проверить, что они, научные работники этого института, знают, и одновременно понять, что я им должен передать и вбить в голову. Я все это прописываю по дням, посылаю ему программу. И тут у него начинается дрожь в коленках. Ему теперь нельзя лицо терять...

* А вот эти ваши приемы - они опубликованы? Или это секрет фирмы?

Нет, это не секрет фирмы. Это то, что я знаю и умею делать и делаю, но что я еще не целиком описал.

* А где описали частично?

Прекрасно. Придется вам у себя издать библиографический списочек работ.

Пузырей. Вы к марту обещали первую рукопись представить и до сих пор не представили.

А я вам ничего не обещал, Андрей Андреевич. Наоборот, я вас предупредил, что я сейчас не работаю, я отдыхаю. А списочек работ я вам дам. Отпечатайте.

Пузырей. Так вот подготовка рукописи - это лучший отдых, Георгий Петрович, от игр. (Смех.)

Я хочу завязать сейчас с играми и писать, и писать. Долг есть. Это я понимаю. Но я вам ничего не обещал. Я правильно говорю или нет?

Пузырей. Все правильно.

Все правильно. Вот и не говорите неправду, пожалуйста. И на понт меня не берите, не нужно.

* Георгий Петрович, скажите, пожалуйста...

Пузырей. Давайте мы будем кончать, потому что я понимаю - здесь точку поставить очень трудно...

* Два слова последних - вы не могли бы очертить границу... (Хохот.)

Пузырей (поднося цветы). Цветы вянут!.. Я хочу поздравить почтенную публику - в надежде на то, что лекции, в отличие от игр, дело серьезное и, крыша ни у кого не поедет - с благополучным окончанием наших занятий. И я надеюсь, что, может быть, мы еще и... (Аплодисменты.)

Г.П.Щедровицкий (обращаясь к не успевшему задать вопрос): Коллега! В следующий раз не откладывайте на конец то, что у вас рвется из груди...

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.