Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития российского экологического права




Историю развития нормативного регулирования охраны природы и природопользования в России целесообразно рассматривать применительно к трем периодам: 1. до 1917 г., 2. в советский период, 3. на современном этапе.

1 период. Охрана природных ресурсов на начальном этапе и в последующем осуществлялась через защиту прав собственности, экономических, военных и налоговых интересов государства. В 1016 г. предусматривалась охрана общинной собственности, объектом которой был лес или собственность князя.

В соответствии с Соборным Уложением 1649 г. ловля рыбы, бобров и выдр в чужом пруду рассматривалась как кража имущества. Предусматривался широкий набор санкций за нарушение правил, касающихся природных объектов. При наказании принимался во внимание факт повторения нарушения.

В XVII в. в России появилась потребность в регулировании добычи объектов животного мира как мере по предотвращению их истощения. Для регулирования соболиной охоты в Сибири были объявлены заповедными целые районы, т.к. соболиный промысел становился хищническим.

В XVII же веке было введено ограничение права собственности на природные объекты и право пользования ими в интересах государства. Петр 1 запрещал уничтожать леса вдоль рек, удобных для лесосплава. Некоторые особо ценные леса и деревья объявлялись заповедными.

В 1833 г. были изданы правила «О размещении и устройстве частных заводов и иных заведений», которые предусматривали, то все «вредные газы должны быть непременно поглощаемы или сжигаемы».

В 1915-1916 г.г. был разработан первый (неосуществленный) проект российского закона об охране природы.

2 период. Вплоть до 70-х г.г. в развитии законодательства господствующим был природоресурсный подход (применительно к отдельным природным ресурсам).

В начале 20-х г.г. был принят ряд законов и декретов Правительства, включая Декрет СНК РСФСР «О недрах земли» (1920), Земельный кодекс РСФСР (1922), Лесной кодекс РСФСР (1923) и др. Проблема охраны природы от загрязнения оценивалась как санитарная. Лишь в 70-е г.г. применительно к водам и в 80-е применительно к атмосферному воздуху проблемы охраны окружающей среды от загрязнения стали оцениваться и регулироваться как экологические.

27 октября 1960 г. был принят Закон РСФСР «Об охране природы в РСФСР». Заметной роли он не сыграл. Он не предлагал эффективных природоохранных мер и механизма обеспечения их выполнения, не предусматривал даже мер юридической ответственности за нарушение его положений.

Массив природоресурсного законодательства сложился в основном в период с 1970 по 1982 г.г. (Земельный кодекс РСФСР-1970, Водный кодекс-1972, Кодекс о недрах-1976, Лесной кодекс- 1976, Закон РСФСР об охране атмосферного воздуха-1982, Закон об охране и использовании животного мира-1982).

7 января 1988 г. было принято постановление «О коренной перестройке дела охраны природы в стране».

Оно давало ряд директив. Основные из них:

1. консолидация государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды путем образования Государственного комитета СССР по охране природы;

2. совершенствование экономического механизма, обеспечивающего эффективное использование и охрану природных богатств (путем регулирования платы за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды);

3. решение о подготовке проекта закона СССР об охране природы.

Основным общим недостатком российского законодательства в социалистический период было отсутствие в нем «работающего» механизма обеспечения реализации норм. Низкая эффективность законодательства, истощение природных богатств и постоянное ухудшение качественного состояния окружающей среды- эти факторы требовали новых подходов к правовому регулированию природопользования и охраны окружающей среды.

3 период. Новые подходы к развитию экологического права получают реализацию на современном этапе развития российского общества. На современном этапе экологическое право развивается с учетом следующих важнейших факторов: кризисного состояния окружающей среды; дефектов существующего экологического законодательства; перспектив создания правового и социального государства; происходящей трансформации общественных экономических отношений; введения ряда форм собственности на природные ресурсы; тенденций развития взаимоотношений общества и природы и экологического права в мире. Важнейшим принципом формирования экологического законодательства является его гармонизация с передовым мировым законодательством.

Экологическое право включает в себя ряд самостоятельных отраслей права:

земельное,

водное,

горное,

воздухо-охранительное,

лесное,

фаунистическое.

Общественные экологические отношения регулируются нормами экологического права и нормами, содержащимися в других отраслях российского права (включая - гражданское, конституционное, административное, уголовное, предпринимательское, финансовое, аграрное и др.).

С учетом объекта правового регулирования существуют два основных подхода к развитию экологического права - интегрированный и дифференцированный.

В рамках интегрированного подхода решаются задачи регулирования общественных отношений по поводу природы (окружающей среды) в целом как единого объекта.

Под дифференцированным подходом понимается развитие права применительно к регулированию отношений по использованию и охране отдельных природных объектов (земель, недр, вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира). Такой подход еще называется отраслевым.

Под экологическим правом понимается совокупность норм, регулирующих конкретные общественные отношения собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.