Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №3 Качество информации




Виды и функции социальных институтов.

Виды и функции социальных институтов.

Рабочей карты командира

Занятие № 4/2. Порядок и правила ведения

Тема 4. Основные правила ведения рабочей карты

Г.

Для проведения занятий по общей тактике

 

 

Тема № 3. «Основные правила ведения рабочей карты».

 

 

Занятие № 4/2. «Порядок и правила ведения рабочей карты командира»

 

 

Методическая разработка

обсуждена на заседании

военной кафедры

Протокол № ______

 

 

Москва, 2011 г.


Учебные и воспитательные цели:

 

1. Отработать практически порядок подготовки и ведения рабочей карты.

2. Отработать практическое нанесение условных знаков и сокращенных обозначений на рабочую карту командира.

3. Отработать практически изучение тактической обстановки и нанесение её на карту.

4. Воспитывать патриотизм, верность воинскому долгу.

 

 

Метод проведения: Практическое занятие.

 

Время: 2 часа.

 

 

Материальное обеспечение:

 

1. Мультимедийная поддержка, плакаты, слайды, карты.

2. Методическая разработка.

 

 

Руководства и пособия:

 

1. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

2. Боевой устав Сухопутных войск. Часть II, III.

3. Военная топография: Учебное пособие / Под общ. ред. А.С.Николаева. – М.: Воениздат, 1986.

4. Рабочая карта командира. – М.: Воениздат, 1987. – [файл].

5. Псарёв А.А. Справочник офицера по топографическим и специальным картам. – М., 2003.

6. Топографическая подготовка командира: Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1989.

7. Учебник сержанта мотострелковых войск. – М.: Воениздат, 2003.

8. www.mil.ru. − [Сайт Минобороны России].

 

 

Учебные вопросы и расчет времени:

 

Введение ………………………………..……………………..……… Основная часть 1. Подготовка рабочей карты ……………………………………… 2. Ведение рабочей карты ………………………………………….. 3. Изучение тактической обстановки и нанесение её на карту ….. Заключение ………………………………………………………….... 5 мин   20 мин 20 мин 30 мин 5 мин

План проведения занятия:

(на основе материалов группового упражнения

«Оборона мотострелкового батальона»)

 

1. Подготовка рабочей карты.

2. Ведение рабочей карты.

3. Изучение тактической обстановки и нанесение её на карту.

 

Социальная практика показывает, что для общества важно упорядочить, регламентировать и закрепить социально-значимые отношения, сделать их обязательными для членов общества. Базисным элементом регулирования общественной жизни являются социальные институты.

Известно, что животные приспосабливаются к среде посредством инстинктов, мощных инструментов выживания, выработанных эволюцией. Они помогают животным бороться за существование и удовлетворять важнейшие жизненные потребности.

Человек потерял почти все свои инстинкты, а оставшиеся не очень помогают выжить в изменяющейся окружающей среде. Роль инстинктов в обществе выполняют социальные институты, выработанные культурной эволюцией. Они тоже помогают выжить, но не одному индивиду, а всему обществу.

Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющих общественно-значимые функции. Термин «социальный институт» употребляется в разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, институте религии. Во всех этих случаях имеется в виду относительно устойчивые типы и формы социальной деятельности, связей и отношений, посредством которых организуется общественная жизнь.

Основное предназначение социальных институтов – обеспечить удовлетворение жизненных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей. Потребность в безопасности и порядке осуществляют политические институты, в первую очередь институт государства. Потребность в добывании средств существования и распределения обеспечивается экономическими институтами.

Социальные институты образуются на основе социальных связей, взаимодействий и отношений конкретных индивидов, социальных групп, слоев и иных общностей. Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают собственными системными качествами. Социальные институты можно охарактеризовать как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов, определенной изменчивостью их функций.

Социальные институты способны выполнять свое предназначение за счет упорядочивания, стандартизации и формализации общественной деятельности, связей и отношений. Процесс упорядочивания, стандартизации и формализации называется институционализацией. Институционализация – это процесс формирования социального института.

Процесс институционализации включает в себя ряд моментов.

1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий.

2. Формирование общих целей того или иного сообщества.

3. Появление ценностей, социальных норм и правил поведения в ходе стихийного социального взаимодействия.

4. Закрепление шаблонов поведения с помощью системы санкций.

Таким образом, институционализация – это процесс определения и закрепления социальных ценностей, норм, образцов поведения, статусов и ролей, приведения их в систему.

Но данные нормы и образцы должны стать достоянием внутреннего мира личности, без чего институционализация невозможна.

5. Организационное оформление института. Например, институт торговли должен сегодня включать продавцов, технологов, управленцев, а также здания магазинов, склады, договоры о поставках продукции с производителями, правила торговли и многое другое.

 

Современное общество состоит из целой системы институтов. Их разделяют на основные и неосновные. К основным обычно относят: 1. Экономические институты – занимающиеся производством и распределением материальных благ (институт торговли, институт с/х м т.п.). 2. Политические институты – обеспечивающие безопасность и социальный порядок (государство). 3. Институты стратификации, определяющие распределение позиций и человеческих ресурсов. 4. Институты воспроизводства рода (семья, брак). 5. Культурные институты – передающие знания, институты творчества и преемственности культуры.

Основные институты есть в каждом обществе – от самого примитивного до самого современного. Иначе это не общество. Внутри основных институтов выделяют неглавные, неосновные институты. Они выполняют специализированную задачу, обслуживают конкретный обычай или удовлетворяют нефундаментальную потребность.

Например, среди экономических институтов таких будет институт собственности, в семье можно выделить институт отцовства и материнства.

Иногда выделяют формальные и неформальные социальные институты.

Формальные социальные институты имеют общий признак – взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, положений и т.п. Формальные институты играют важную роль в упрочении общества.

Неформальные социальные институты хотя и регламентируются в социальных действиях, связях, но не оформлены законом. Например, институт дружбы. Ведь дружба – один из элементов жизни общества. Регламентация в дружбе достаточно полная, четкая и иногда жесткая. Обида, ссора, прекращение дружеских связей – формы социального контроля в институте дружбы. Но регламентация отношений не оформлена никакими законами. У дружбы есть ресурсы (доверие, симпатии), но нет учреждений. Дружба отличается от любви, отношений с коллегами на работе, братских отношений.

Неформальные социальные институты основываются на тесных личных связях, взаимных симпатиях, непосредственном общении, общности действий, стремлений, интересов. Социальный контроль осуществляется с помощью неформальных санкций.

Социальные институты – великое изобретение человека, не только обеспечивающие достижение главных преимуществ социального (предсказуемость, надежность, регулярность), но и дающие основание надеяться на то, что та или иная потребность будет удовлетворена на качественном уровне.

Функцией социального института будем называть ту пользу, которую он приносит обществу. То есть слово функционирование в социологии означает очень простую вещь – приносить обществу пользу. Если же от института помимо пользы происходит вред, это называется дисфункцией. К примеру, функция института образования – готовить всесторонне развитых специалистов. Но иногда она готовит дилетантов, полузнаек, взяточников.

Плюсы или функции укрепляют общество, дисфункции его расшатывают. Но следует заметить, что функции и дисфункции относительны, а не абсолютны. Например, в университете одним важно получить фундаментальные знания, а другим завязать полезные знакомства или выйти замуж.

Основной функцией социальных институтов является удовлетворение социальных потребностей. Однако для осуществления этой формулы следует назвать пять основных функций, которые каждый институт выполняет в отношении своих участников:

1. Функция определения, закрепления и воспроизводства связей и отношений. Каждый институт вырабатывает систему ценностей, норм и образцов поведения, делающих это поведение предсказуемым.

2. Регулятивная функция заключается в регулировании взаимоотношений между членами общества, любая деятельность регламентируется институтами.

3. Интегративная функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, общностей под воздействием институциональных норм, правил, санкций.

4. Коммуникативная функция осуществляется на основе личного взаимодействия и обмена информацией. Информация, произведенная в институте, распространяется как внутри института с целью управления, так и во взаимоотношениях с другими институтами.

5. Транслирующая функция проявляется в порядке передачи социального опыта. Каждый институт обладает определенным механизмом, позволяющим индивидам социализироваться на основе усвоения его ценностей

Наряду с явными функциями социальных институтов существуют и скрытые, латентные функции. Это побочные, косвенные результаты функционирования институтов. Так, например, экономические институты в качестве явных функций имеют производство материальных благ. Но данные блага могут удовлетворять потребности в престиже. Институт образования дает человеку знания, но в то же время он повышает социальный статус.

Каждый социальный институт эффективно выполняет свои функции в обществе при следующих условиях:

1. Четкое определение цели и круга выполняемых действий или же объема функций. Если функции определены нечетко, деятельность института несовершенна.

2. Деперсонализация действий. Предполагается, что люди представляющие институт будут работать в соответствии с закрепленными нормами, а не в зависимости от своих интересов.

3. Наличие признание и престижа, каким должен обладать социальный институт в глазах общества.

4. Бесконфликтное включение в общую систему институтов. Нельзя, например, механически перенести институт западной демократии в общество с родовыми и племенными связями.

 

Исследователи выделяют две формы существования социальных институтов: простую и сложную. Простые социальные институты – организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. В простых институтах управляющая система не выделяется в самостоятельную систему.

 

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.