Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. 1. Особенности производства и ценообразования совершенного




Лекция 6. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

В РАЗЛИЧНЫХ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУРАХ....................... 20

1. Особенности производства и ценообразования совершенного конкурента................................................................................................................... 20

2. Особенности производства и ценообразования монополиста, монополистической конкуренции и олигополии..................................................... 21

3. Антимонопольное регулирование........................................................... 23

Лекция 7. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА.................................. 23

1. Спрос на факторы производства............................................................ 24

2. Рынок труда. Заработная плата и занятость.......................................... 25

3. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции................................ 26

4. Рынок земли. Рента................................................................................. 26

Лекция 8. НЕСОВЕРШЕНСТВО РЫНКА И ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ.. 27

1. Несовершенство рынка. Экономическая роль государства.................. 27

2. Внешние эффекты и общественные блага.............................................. 28

3. Общее равновесие и благосостояние...................................................... 29

Лекция 9. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА КАК ЦЕЛОЕ................... 31

1. Предмет и особенности макроэкономики. Кругооборот доходов и продуктов.................................................................................................................. 31

2. Валовой внутренний продукт и способы его измерения. Индексы цен….32

3. Национальный, личный и располагаемый доход.................................. 33

 

Лекция 10. ПОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЯ. ИНВЕСТИЦИИ.......... 34

1. Потребление и сбережения..................................................................... 34

2. Инвестиции. Спрос на инвестиции.......................................................... 35

3. Теория мультипликатора. Принцип акселерации................................. 36

Лекция 11. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ............................................... 37

1. Равновесие на товарном рынке............................................................ 37

2. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке....................... 38

3. Общее экономическое равновесие........................................................ 40

Лекция 12. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА.............................................................................................. 41

1. Экономические циклы. Стабилизационная политика............................ 41

2. Экономический рост и развитие............................................................. 42

3. Безработица и ее формы......................................................................... 43

4. Инфляция и ее виды................................................................................ 44

5. Распределение доходов. Неравенство.................................................... 45

Лекция 13. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ............................................................................................. 46

1. Государственные расходы и налоги....................................................... 47

2. Бюджетно-налоговая политика............................................................... 48

3. Эффект мультипликатора государственных расходов и налогов........ 49

Лекция 14. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ............................................................................................ 50

1. Кредитно-банковская система и ее структура........................................ 50

2. Кредитно-денежная политика и ее инструменты................................... 51

3. Денежный мультипликатор..................................................................... 52

Лекция 15. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 53

1. Внешняя торговля и торговая политика................................................ 53

2. Валютный курс........................................................................................ 54

3. Платежный баланс................................................................................... 55

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК......................................................... 57

 

Корректор Е. С. Воронкова

Компьютерная верстка, дизайн обложки – Е. В. Беспалова

 

ИД № 06039 от 12.10.2001 г.

 

Сводный темплан 2009 г.

Подписано в печать 16.02.09. Формат 60×84 1/16. Бумага офсетная.

Отпечатано на дупликаторе. Усл. печ. л. 3,75. Уч.-изд. л. 3,75.

Тираж 300. Заказ 212.

______________________________________________________

Издательство ОмГТУ. 644050, г. Омск, пр-т Мира, 11

Типография ОмГТУ

 

Общественный продукт и его измерение.

 

1) Микро(макро) экономика, система нац. счетов.

2) Макроэкономические показатели.

 

 

1) Кажется, что рыночные отношения, отношения между производителем, потребителем, покупателем и продавцом простые и четко прослеживаются. С изучения этих отношений началась наука, исследующая их. В последней трети 19 века сложилась микроэкономика и микроэкономическая теория, изучающая ее и исследующая поведение субъектов рынка: фирм, домашних хозяйств.

Локальные рынки многообразны и тесно взаимодействуют (справедливо для рынков товаров и услуг, капитала, труда, ценных бумаг и др.)

На основе изучения процессов взаимодействия и взаимозависимости рынков сложилась макроэкономика.

Выдающийся вклад в становление макроэкономики в 30-х годах прошлого века внес Джон Мэирт Кейс, присоединивший к обычным субъектам рынка (покупатель и продавец) государство и заграница.

Сегодня микро и макроэкономика неразделимы, но каждая из этих частей экономической теории имеет свой предмет исследования.

Макроэкономика интересуется занятостью объемов производства, инфляцией, безработицей, экономическим ростом и мировым хозяйством.
Макроэкономика оперирует огредированными показателями(укрупненным), выявляет связи между ними, позволяя судить о состоянии экономики государства в данный момент.

Огредированные показатели отражаются в системе национальных счетов, которые дают представления о процессах, происходящих на стадиях экономического кругооборота (т.е. в процессе производства, перераспределения, обмена, потребления, сбережения)

Система национальных счетов (CНC) рекомендована ООН для всех стран, входящих в нее, но не все страны ей следуют.

Кроме всего вышеперечисленного CНCвключает теневую экономику, производство юридически незаконных товаров, затраты труда в домашнем хозяйстве.

CНCв РФ сегодня включает в себя:

а)счет товаров и услуг

б) счет производства (то же, кроме импорта)

в) счет образования доходов

г) счет вторичного распределения доходов

Национальные счета все время совершенствуются. С 1988 года Росси совершенствует их методику. Тем не менее, национальные счета даже в несовершенном виде позволяют сравнивать экономическую деятельность и ее результаты в разных странах.

 

2) Как предприниматель и фирма хотят знать результаты своей деятельности, так и общество заинтересовано в знании результатов деятельности экономики страны. Ее важнейшие показатели – это ВНП и ВВП.

Центральным показателем, включаемым в CНC, является ВВП.

ВВП – сумма рыночной стоимости всех произведенных конечных продуктов в течение определенного времени на территории страны (как отечественными, так и зарубежными производителями-резидентами)

ВНП – то же, но включает все произведенное отечественными производителями за рубежом.

ВВП > ВНП, когда резиденты производят больше, чем отечественные производители за рубежом.

Поскольку исходное сырье, прежде, чем превратиться в товар, проходит через несколько технологических процессов, то в ВВП и ВНП включаются не промежуточные, а конечные продукты. Если включать промежуточные продукты, то результат будет сильно завышен: имеет место двойной счет, который будет тем больше, чем больше технологических процессов пройдет исходный продукт. Поэтому ВВП считается по производственному методу, и к его стоимости добавляется часть, созданная при каждом технологическом процессе: добавленная стоимость.

Сегодня в мире производится множество товаров и услуг, и все имеют разные единицы измерения. Поэтому приходится пользоваться денежным выражением стоимости товаров и услуг при измерении общественного продукта. Т.е. возникает проблема цены товаров и услуг не остаются постоянными: они меняются (цены на сырьевые продукты растут существенно меньшими темпами, чем цены на конечную продукцию обрабатывающих производств). Поэтому для измерения ВВП и других макроэкономических показателей берут цены какого-нибудь года и считают их базовыми, а все текущие цены других лет приравнивают к этим базовым. Потому различают номинальные и реальные ВНП, ВВП и прочие показатели.

Номинальные ВВП и ВНП – показатели их объема, измеренные в текущих ценах.
Реальные – в базовых ценах.

Для получения реального объема ВВП, из него исключают непроизводительные сделки: продаже и перепродажу подержанных вещей и финансовые сделки (государственные, частные, трансфертные, с ценными бумагами).

Макроэкономические показатели ВВП, ВНП и др. измеряются 3 методами:

а) измерение производственных отраслей
Основными методами СНС являются счеты по расходам и доходам.

В расчеты включаются личные потребительские расходы, валовые частные инвестиции, государственные закупки товаров и услуг, чистый экспорт.

Личные потребительские расходы – расходы домашних хозяйств на приобретение товаров длительного пользования и текущего потребления.

Валовые внутренние частные инвестиции включают инвестиционные расходы частных фирм на приобретение машин, оборудования, строительство необходимых помещений и на прирост запасов сырья, материалов, запасных частей и др.
Выделяют чистые инвестиции (прирост инвестиций, кроме тех, которые затрачены на замену изношенных машин, оборудования и др.). Чистые инвестиции всегда меньше общих вложений капитала в производство.

Государственные закупки товаров и услуг – это закупки государством, местными органами власти, необходимые для осуществления их деятельности.

Чистый экспорт – разница между экспортом и импортом. Может быть положительной или отрицательной.

 

в) Метод суммы всех доходов и расходов включает объем потребленного капитала, косвенные налоги на бизнес, зарплата наемным рабочим, арендная плата, процент, доход от собственности, налог на прибыль корпорации, дивиденды, нераспределенная прибыль корпорации.

Объем потребленного капитала включает амортизацию и возмещается в денежной форме.
За счет амортизации формируется фонд денежных средств (фонд амортизации), используемый для покупки нового оборудования, на капитальный и текущий ремонт. Сегодня этот фонд составляет значительную величину на каждом предприятии, за счет его средств совершенствуются техника и технология производства. Чтобы не искажать ВВП и ВНП ввиду неравномерного износа, используются специальные методики расчета амортизационных отчислений, позволяющие равными долями в разные годы отчислять в фонд амортизации определенные средства.

Косвенные налоги на бизнес включают налоги с продаж (в некоторых государствах), таможенные сборы, акцизы и др.

Проценты – это платежи банков по вкладам и заемщиков (частных предпринимателей и других). Различают чистые проценты (разница между полученным от банка и процентом по кредиту).

Кроме ВВП и ВНП в нац. счетах используют и другие показатели объемов производств, дополняющие и уточняющие ВВП и ВНП. Одним из таких показателей является показатель чистого национального продукта (ЧНП).

Недостаток ВНП и ВВП заключается в том, что они включают в себя амортизацию. Исключив ее из ВВП, получим ЧНП.

Общество заинтересованно ввысокой отдачи от потребленных ресурсов, и разницу эту показывает показатель национального дохода – как разницу между ЧНП и косвенными налогами.

Так же сегодня важны личные доходы и доходы с уплаты налогов, а так же личный располагаемый доход.

Личный доход = национальный доход - нераспределенная прибыль корпораций - взносы на страхование - чистый процент + трансферты + дивиденды + личный доход в виде процентов

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.