Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Участие прокурора в правотворческой деятельности

Лекция 7. Участие прокурора в правотворческой деятельности и правовой пропаганде.

 

План

 

1.Участие прокурора в правотворческой деятельности.

2.Взаимодействие прокурора с законодательными органами.

3.Юридическое значение актов Генерального прокурора Республики Беларусь.

4.Правовое воспитание как составная часть системы мер по борьбе с преступностью и иными нарушениями законности.

 

Участие прокуратуры в правотворческой деятельности осуществляет­ся в следующих формах:

- участие в подготовке проектов нормативных правовых актов;

- проведение правовой экспертизы проектов законов и иных норма­тивных правовых актов;

- участие в обсуждении проектов законов и других нормативных актов на заседаниях представительных и исполнительных органов;

- принесение протестов об отмене незаконных актов;

- участие прокурора в рассмотрении представительными и исполнительными органами внесенных им протестов на незаконные правовые акты;

- внесение предложений Президенту, депутатам Палаты представите­лей, Совету Республики, Правительству Республики Беларусь о при­нятии новых актов, об отмене действующих актов или о внесении в них дополнений и изменений (поправок).

По просьбам (предложениям) Президента и Правительства Респуб­лики Беларусь, областных, районных распорядительных и исполнитель­ных органов прокуроры совместно с другими правоохранительными и иными органами участвуют в разработке наиболее важных правовых ак­тов, государственных и региональных программ, направленных на укреп­ление законности, правопорядка и борьбу с преступностью, в особенности организованной.

К разработке таких документов и экспертизе проектов нормативных правовых актов, как правило, привлекается значительное число прокуро­ров. В республиканской прокуратуре создана группа по законотворческой работе из числа наиболее опытных и грамотных работников.

Закон не запрещает прокурорам и по собственной инициативе разрабатывать проекты законов и других нормативных правовых актов, проек­тов программ, направленных на укрепление законности, правопорядка и борьбу с правонарушениями.

Сложилась многолетняя практика, когда по взаимной договоренности Палата представителей Национального собрания и Правительство Республики Беларусь направляют в республиканскую прокуратуру проекты наиболее важных законов и других нормативных правовых актов для изучения и дачи заключения на предмет их соответствия законодательству Республи­ки Беларусь. Органы исполнительной власти также направляют проекты своих нормативных решений и постановлений в органы прокуратуры.

Тщательное изучение прокурорами проектов нормативных актов, оценка их с точки зрения соответствия актам более высокой юридической силы и подготовка письменных мотивированных заключений по каждому акту нередко предупреждают принятие актов, противоречащих действующему законодательству.

При этом прокуроры имеют возможность предложить более совершенную редакцию отдельных статей акта, внести соответствующее допол­нение в виде новых статей или пунктов, указать на неполноту регулирова­ния актами общественных отношений в регулируемой сфере и высказать­ся о возможных негативных последствиях в случае, если акт будет принят в представленном виде. Прокурор может выразить мнение о невозможно­сти принятия акта ввиду его явного несоответствия актам более высокой юридической силы.

Согласно Закону о прокуратуре Генеральный прокурор, его заместители имеют право принимать участие в заседаниях Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, их комитетов и комиссий.

При обсуждении проектов нормативных правовых актов, в особенности актов, рассчитанных на длительное применение и распространяющих свое действие на всех или на многих граждан, прокурор имеет право вы­сказать свое мнение о законности принимаемого акта.

Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры территориальных и специализированных прокуратур, их заместители, а также по их поручению помощники прокуроров вправе участвовать в заседаниях коллегиальных органов государственного управления и местных Советов.

Участие прокуроров в заседаниях представительных и исполнитель­ных органов позволяет им быть в курсе законотворческой практики, обсуждаемых вопросов, оказывать правовую помощь депутатам.

При установлении нарушений закона в зависимости от их характера прокурор или его заместители в пределах своей компетенции опротестовывают незаконные акты.

Закон о прокуратуре наделил прокуроров, их заместителей и по их поручению других прокуроров правом участия в рассмотрении внесенных ими протестов и представлений органами представительной власти, кото­рое широко используется прокурорами всех уровней. Участвуя в этой ра­боте, прокуроры имеют возможность выступить в обоснование внесения акта прокурорского надзора (реагирования) со ссылками на соответству­ющие законы, убедить депутатов и других лиц вне законности принятого ими акта или части его, напомнить о возможных последствиях, которые могут наступить при исполнении незаконных предписаний.

Прокуроры могли бы более весомо влиять на законотворческий процесс, если бы обладали правом законодательной инициативы. Но, к сожалению, Конституция Республики Беларусь не наделила Генерального про­курора таким правом. В связи с этим в ст. 99 Конституции следовало бы внести соответствующие дополнения, включив в перечень органов и должностных лиц, обладающих правом законодательной инициативы, Генераль­ного прокурора Республики Беларусь.

В настоящее время Прокуратура Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством, принимает участие в подготовке проек­тов законов и иных нормативных актов.

Генеральный прокурор Республики Беларусь, его заместители, нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур и их заместители вправе в установленном порядке в пределах своей компе­тенции направлять в правотворческие органы (должностному лицу) предл­ожения о принятии (издании), изменении, дополнении, толковании и признании утратившими силу нормативных правовых актов.

Генеральный прокурор вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в форме приказов, а также вносить на рассмотрение Пленума Верховного Суда, Пленума Высшего Хозяйственного Суда предложения о даче судам разъяснений по вопросам применения законодательства.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кадры органов прокуратуры. Воспитание кадров прокурорских работников, повышение их квалификации и профессионального уровня | Лекция 8
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2965; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.