КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью
Лекция 12.
План
1.Особенности прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью. 2.Надзор за законностью приостановления и прекращения уголовных дел. 3.Обеспечение прокурором процессуальной самостоятельности следователя. Взаимодействие прокурора, следователя и начальника следственного управления. 4.Особенности прокурорского надзора за исполнением законов при проведении ускоренного производства по уголовному делу. В соответствии с действующим законодательством прокурор осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД. Однако осуществлять надзор может не каждый прокурор, а только специально назначенный Генеральным прокурором Республики Беларусь, прокурором области и к ним приравненным прокурорам. Это объясняется следующим: а) прокурор, осуществляющий надзор, сам должен хорошо знать специфику ОРД и быть к ней подготовленным; б) утечка информации может помешать работе органов, осуществляющих ОРД, а также поставить под угрозу жизнь и здоровье как сотрудников, осуществляющих ОРД, так и лиц, которые оказывают содействие в ее проведении. Специфика ОРД, в первую очередь ее конспиративный характер, обусловливают необходимость ведомственного нормативного регулирования широкого спектра вопросов применения оперативно-розыскных сил, средств, методов и форм. Конкретные аспекты организации ОРД, тактика применения ее сил, средств и форм регламентированы секретными нормативными актами Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Организация, методы и формы осуществления прокурорами надзора за исполнением законодательства об ОРД регламентированы соответствующими приказами Генерального прокурора, которые также являются секретными.
Приказом Генерального прокурора как в центральном аппарате, так и в подчиненных прокуратурах персонально определяется узкий круг лиц из числа должностных лиц - прокуроров соответствующего органа прокуратуры, на которых возлагается данная функция, что влечет за собой оформление соответствующего допуска к работе с секретными и совершенно секретными документами. При проведении проверок согласно требованиям Генерального прокурора уполномоченные прокуроры должны обращать внимание: - на законность и обоснованность решений о производстве или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, а также использования результатов ОРД; - обязательность регистрации и заведения дел оперативного учета, законность постановки и снятия с оперативного учета лиц, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия; - соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам ОРД, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде; - наличие полномочий у лиц, осуществляющих ОРД; - возможность осуществления только тех оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых определен законом; - наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом; - соблюдение условий и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий; - своевременность уведомления судей органами, осуществляющими ОРД, о проведении без разрешения судьи в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства, оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также права на неприкосновенность жилища;
- законность привлечения граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе и соблюдение принципа добровольного согласия с органами, осуществляющими ОРД. Прокурорам, используя предоставленные им полномочия, необходимо пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении ОРД, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований - привлечению к ответственности виновных должностных лиц. Методы прокурорского надзора в зависимости от конкретного направления ОРД имеют свою специфику. Наиболее характерным основанием для проведения уполномоченными прокурорами проверок исполнения законов в процессе ОРД по предупреждению и обнаружению преступлений являются сведения о нарушениях законности, выявленные при рассмотрении жалоб. Проводя соответствующую проверку, прокурору необходимо: - выяснить по установленной регистрации в органе, осуществляющем ОРД, проводятся ли в отношении данного гражданина оперативно-розыскные мероприятия; - если будет установлено, что мероприятия проводятся, - проверить своевременность и обоснованность заведения соответствующего оперативного дела, наличие законных оснований проведения мероприятий; - проверить, какие меры приняты по предупреждению преступления; - выяснить, какие меры приняты по сведениям о других преступлениях, их полноту и законность; - проверить соблюдение сроков и законность принимаемых решений по материалам; - решить вопрос о необходимости реагирования и его форме. При проведении проверок прокуроры должны обращать внимание на следующие обстоятельства: - проведены ли проверки по учетам задержанных и арестованных, медицинских учреждений, вытрезвителей, приемников-распределителей, спецприемников и других учреждений; - использовались ли криминалистические учеты, современные методики и средства автоматизированных сравнительных исследований, проверки и сопоставления по неопознанным трупам. При этом нужно иметь в виду, что работники органов внутренних дел при розыске без вести пропавших должны в необходимых случаях использовать возможности автоматизированных информационно-поисковых систем оперативного назначения, функционирующих в ГИЦ МВД;
- ориентированы ли по приметам наряды патрульно-постовой и других служб органов внутренних дел; - опрошены ли все лица, могущие сообщить представляющие интерес сведения по обстоятельствам безвестного исчезновения (члены семьи, знакомые, соседи, сослуживцы; граждане, с которыми без вести пропавший имел контакты в день исчезновения или незадолго до этого, и т.д.); - полно ли выяснены при опросах обстоятельства исчезновения; имел ли исчезнувший при себе документы, ценности, деньги; какая одежда была на нем и т.д.; - осмотрено ли жилище или место последнего пребывания пропавшего без вести; - произведен ли тщательный осмотр этих объектов, присутствовали ли при этом понятые, участвовали ли в нем нужные специалисты, применялись ли необходимые технические средства; - направлены ли соответствующие поручения, ориентировки и т.д. в другие территориальные, транспортные органы внутренних дел; - объявлен ли розыск при наличии имеющихся оснований; - как выполняются поручения других органов о проведении необходимых мероприятий по розыску без вести пропавших граждан; - приняты ли решения по заявлениям и сообщениям о без вести пропавших; - соблюден ли срок принятия решений; - соответствуют ли принятые решения об отказе в возбуждении уголовного дела материалам проверки; - заведены ли розыскные дела; - соблюден ли срок заведения розыскного дела; - проведены ли необходимые оперативно-розыскные мероприятия, наличие оснований для их проведения и предусмотренного порядка; - обоснованно ли прекращен розыск. При осуществлении надзора за исполнением законов при раскрытии преступлений особого внимания заслуживают следующие вопросы: законность заведения и прекращения дел оперативного учета, соблюдение сроков для заведения этих дел и их ведения, законность проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий, их полнота, выполнение поручений следователей.
При проверке законности оперативно-розыскных мероприятий по поручениям следователя прокурору необходимо обращать внимание, во-первых, на полноту выполнения поручения; во-вторых, на использование всех предусмотренных законом средств; в-третьих, на своевременность выполнения поручения и направления информации следователю. В случаях нарушения органом или должностным лицом, осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юридических лиц прокуроры обязаны принять меры к восстановлению нарушенных прав и ущемленных законных интересов. Если при этом причинен материальный ущерб, органы обязаны принять меры к его возмещению.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |