Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 9. Народы Африки. Часть1




План:

1. Народы Северной Африки

2. Народы Восточной Африки

 

1. Африка - это одна пятая часть суши нашей планеты. Площадь материка с относящимися к нему островами - 30,3 млн кв. км. Многие исследователи считают, что Африка была «колыбелью человечества», и там начался длительный процесс антропогенеза..

Судя по археологическим данным, Африка была с древнейших времен населена человеком современного вида, начиная с эпохи раннего палеолита. При этом палеоантропологический материал свидетельствует о местном, автохтонном происхождении всех африканских антропологических типов.

В настоящее время принято выделять на этнической карте Африки не более 500 народов, представляющие собою более или менее крупные этносы, нередко включающие родственные племена и этнические группы.

Сложна и еще далека от решения географическая и этническая классификация Африки. Последнее время наметилась устойчивая тенденция деления частей Африки на географическо-этнографические области: Северную, Восточную, Центральную,Западную и Южную. Известные науке особенности исторического пути развития Африки позволяют, хотя в известной мере условно, выделить как самостоятельные части также: Северную, Северо-Восточную и огромные пространства «Черной Африки» южнее, Сахары.

Большинство населения Магриба принадлежит к средиземноморской ветви европеоидной расы. На самом юге региона и в оазисах Сахары живут негроидные народы и харатины - потомки негров-рабов. Народы Магриба говорят на языках афроазийской семьи. На языках бербер­ской группы говорят кабилы, шильх, туареги, большинство населения этих стран говорят на арабском языке.

В Магрибе выделяются несколько географических зон - прибрежные области с мягким субтропическим климатом (на севере и западе); горные районы и долины;полупустыни и пустыни на юге. На севере и западе прибрежные жители занимаются рыбной ловлей. Земледельцы здесь сеют зерно­вые (ячмень, твердые пшеницы, кукурузу); возделывают виноград, ранние овощи, фрукты; выращивают табак и цитрусовые. Разводят и крупный рогатый скот, окрещенный с зебу. Жители гор - оседлые землепашцы или отгонно-пастбищные скотоводы. Небольшие искусственно орошаемые поля располагаются на террасах, расположен­ных ярусами на склонах гор. Выращивают зерновые: зимой - овес, летом - кукурузу, овощи и фрукты. Животноводство, в частности овцеводство, - отгонное, связанное с вертикальной зональностью. Пастбищные земли — общее владение полупустынях, земледельческое население сосредоточено-шить в оазисах, вдоль вади или вокруг колодцев. Жители их занимаются выращи­ванием поливных культур. Главная из них - финиковая пальма, древесина и листья которой используются для построек, а плоды служат основой питания жителе пустынь. Выращиваются также фрукты (инжир, гранаты, персики, виноград зерновые (ячмень, кукуруза, твердая пшеница), овощи.Большинство населения н этих краях - кочевники. Это мавры, туареги,берберские и арабские племена- Они занимаются верблюдоводством, разведение овец и коз.

Сельские ремесленники занимаются ткачеством, гончарством, обработкой кожи и металла. Ткачи изготавливают шерстяные ткани, занимаются ковроделием, выделывая переметные сумы, покрытия для шатров, ковры. Гончары знают и гон­чарный круг, и технику налепом. Далеко известны ножи и мечи туарегов, удиви­тельной красоты деревянные седла для верблюдов: с высокой лукой, украшенные яркой росписью и инкрустацией серебряной и медной проволокой. В городах я поселках развито столярное мастерство (в том числе изготовление сундуков и шкатулок с резьбой и инкрустацией); чеканка, гравировка по меди, ювелирное мастерство.

Пища африканских народов имеет некоторые общие особенности. Ее важная часть — каши и лепешки (просяные, пшеничные, кукурузные); растительный белок дают бобы, горох, арахис; животный белок - рыба (особенно вяленая), мясо (птица, козлятина, баранина, дичь, значительно реже - говядина или верблюжатина). В ка­честве жиров используются растительные масла — пальмовое, арахисовое, оливко­вое; у скотоводов-кочевников - бараний жир. Широко употребляются овощи и фрукты, особое место занимают финики. Ферментации подвергают только молоко, приготовляют творог и разные виды кислого молока. Самое распространенное блюдо - «кускус» — шарики из рисовой или пшеничной каши. которые едят с остры­ми соусами и приправами..Мясо едят редко. Основной напиток - вода. алкогольные - просяное или ячменное пиво и пальмовое вино. Лишь на самом севере занимаются виноградарством и виноделием. По всей Африке тради­ционно двухразовое питание - утром и после захода солнца.

Жилища народов Северной Африки разнообразны. Города, как правило, сохраняют деление на две части: арабскую (медина) и европейскую. В сельской местности различаются жилища горцев, земледельческих и скотоводческих народов. Горцы, занимающиеся отгонным скотоводством, обычно имеют два вида поселений: постоянное - укрепленная деревня с четырьмя башнями по углам и временное - группа палаток (дуар) или легкое жилище на горных пастбищах (азиб).. Местами сохраняется старинное жилище «гурби» - хижина, крытая тростником или соломой со стенами из дерева, камня или глины, смешанной с соломой. Более рас­пространены дома так называемого арабского тина - глинобитные четырехуголь­ные. чаще всего одноэтажные, с плоскими кровлями

Жилища кочевников - легко переносимая палатка или шатер. Большинство жителей Северной Африки носит одежду общеарабского типа это длинная белая рубаха («джеллаба»), теплый, чаще темный бурнус поверх нее тюрбан. Купцы в городах носят феску. Обувь - туфли без задников. Непременная принадлежность мужского костюма – сумка на красных плетеных шнурах и обоюдоострый загнутый вверх кинжал. Женщины носят легкие шаровары, длинные платья из белой, розовой, бледно-зеленой ткани. Горожанки закрывали лицо особым покрывалом («чаршаф»), иногда из разноцветно- прозрачной материи. Сельские жительницы ходят с открытыми лицами. В города преобладает костюм европейского типа.

Оригинальна одежда туарегов. Мужской костюм состоит из широких шаровар длинной до икры. очень широкой «гандуры» (четырехугольного куска ткани) сложенного и сшитого по бокам: покрывала которым закутывал голову и закрывали лицо, оставляя только глаза.

До сих пор своеобразие социальной организации сохраняют туареги. В обществе женщины пользуются большим уважением, самостоятельностью и влиянием. Они имеют право собственности и наследования, право выбора мужа.

В религиозном отношении население Северной Африки довольно однородно. Мусульмане составляют подавляющее большинство (например, в Алжире - 90%, Тунисе и Мавритании - более 99%).. Все они сунниты маликитского или ханифитского мазхабов. Христиане составляют ничтожную часть населения. Практически это только европейцы, которые уезжают из этих стран. Богатая культура народов Магриба продолжает старые традиции. Арабская литература дополняется новой литературой на кабильском языке. Слияние местных и арабских традиций породило особый архитектурный стиль, отличающийся пыш­ным орнаментальным убранством: резьбой по дереву и стуку, мозаикой из керами­ческих плиток, узорной кладкой из цветного камня, витражами, арабесками - изре­чениями из Корана, выполненными различными каллиграфическими стилями.

Восточная часть Северной Африки представляет своеобразную область вследствие того, что Нил, вдоль которого в основном обитают народы этого регио­на, создает особые природные условия, определяющие здесь облик хозяйства, куль­туры и истории населения.

Египет со времен колониального периода, благодаря необычайно подходящим природным условиям, стал поставщиком монокультуры - хлопка, особого шелковистого тонковолокнистого сорта.

Скотоводство из-за отсутствия пастбищных территорий не получило здесь развития. Местное стойловое скотоводство обеспечивает лишь нужды в рабочем скоте (быки, буйволы, ослы). С древнейших времен в долине Нила сформировал ХКТ орошаемого плужного земледелия. Сегодня в земледелии Египта применяет и современная технология, но она распространена только в отдельных местах небольших масштабов.

Население занимается также рыболовством на Ниле. Широко представлены высокоразвитые ремесла: ткачество, кузнечество, обработка металлов, ювелирное искусство. Распространены производство обуви, одежды, ковров и пр. Феллахи изготовляют домашнюю утварь из глины: женщины вручную, мужчины -гончарном круге. Широко развито искусство плетения из соломы, из листьев финиковой пальмы. Традиционное ткачество все более вытесняется дешевыми фабричными изделиями.

Дома основного населения - четырехугольные в плане, одноэтажньк плоской крышей. Материал - сырцовый кирпич, белая глина, известняк. Пол зем яной, устилается циновками.

2. В Восточной Африке обитает население Бурунди, Джибути, Замбии, Зимбабве, Кении, Коморских островов, Маврикия, Мадагаскара, Малави, Мозамбика, Реюньона, Руанды, Сейшельских островов, Сомали, Танзании, Уганды, Эфиопии.

Население северной половины региона принадлежит к эфиопской расе, зани­мающей промежуточное положение между негроидами и европеоидами. Большая часть населения юга Восточной Африки относится к негроидной расе, еще южнее обитает население, относящееся к бушменскому типу. Местами в зону тро­пического леса вкраплены группы представителей пигмейской (негрильской) расы.

Согласно принятой в науке этнолингвистической классификации население северо-восточной области региона входит в афразийскую (семито-хамитскую) семью народов и языков; население восточной части, вклиниваясь узкой полосой в Кению и Танзанию, состоит из народов нило-сахарской семьи. В экваториальных областях и далее к югу живут народы подгруппы бенуэ-конго группы нигер-конго нигеро-кордофанской семьи, известные в литературе как народы банту. Шире всего в регионе распространен язык суахили. Во всех странах проживают также выходцы из Европы, Ближнего Востока и Азии. Население Мадагаскара - малагасийцы, их язык относится к австропезийской семье языков.

Основными традиционными занятиями населения Восточной Африки были и остаются земледелие и скотоводство. Подсобное значение имеют местами рыбо­ловство, охота, собирательство. В традиционном земледелии широко представлены зерновые, тропические и субтропические культуры. Земледельческий ХКТ произ­водящего хозяйства уже в древности складывался главным образом как мотыжное земледелие в подсечно-огневой и переложной формах. Плуг издавна был известен населению Эфиопии, а век назад был заимствован южными сомали (саб). Только в Эфиопии крупный рогатый скот и верблюды использовались как тягловая сила.. Эта страна считается одним из древнейших центров земледельческой куль­туры и родиной ряда злаковых (твердые безостые пшеницы, черный ячмень) и кофе. Здесь и теперь выращивают хлебные злаки тефф, дурру, дагуссу, бобовые, ячмень, пшеницу, хлопок. Кофе собирают как дикорастущий, так и с плантаций кофейного дерева. Чем дальше к югу, тем шире используются мотыга и палка-коналка с каменным круглым утяжелителем на конце На юге Эфиопии - террасовая технология земледелия.

Земледелие сочетается с отгонным скотоводством разной степени интен­сивности. Придомное стойловое содержание скота с заготовкой кормов и под­кормкой ведется только в отдельных местах Эфиопии, в области озер и островов на озерах. Со времен колонального времени этот вид скотоводства широко распрост­ранен на европейских формах.

Пища оседлых земледельцев состоит из пресных просяных, реже пшеничных лепешек, острых соусов и подливы к ним на растительном масле из овощей, жгучего красного перца, чеснока, лука, томатов. Мясная подлива или сильно наперченное сырое свежее мясо- редкие праздничные блюда. Молочные продукты составляют дополнительную пищу. главным образом для детей. Эта обычная для африканцев пища содержит много клетчатки, крахмала, по мало протеинов. Отсюда - обычный детский рахит и другие заболевания от недосточного разнообразия пищевого рациона. Традиционные напитки - черный кофе, прежде чаще с солью, теперь больше с сахаром или без добавок; настой из кофейной ше­лухи, листьев и коры дерева; старинная медовая хмельная брага «тэдж», ячменное пиво «тэлля».

Одежда изготовляется из белой хлопчатобумажной ткани. Мужчины носят брюки типа «галифе», рубахи до колен с длинными рукавами, часто с вышивкой по вороту, девятиметровые накидки из редкой белой ткани с одноцветной каймой или без нее; на ногах носят сандалии, в городах европейскую обувь, в деревне чаще ходят босиком. Мужской костюм дополняет махалка от мух в виде небольшой плетеной рукоятки с кистью на конце из волос хвоста зебу. Женский костюм включает широкое в сборку платье по щиколотку с длинными рукавами и накидку. Платье украшается цветной, с богатым орнаментом вышивкой. Украшения состоят из деревянных или металлических шпилек, гребней, колец, серег, браслетов, оже­релий из металла, кожи, кости. Костюм дополняет зонтик из бархата или соломы.

Распространены разнообразные ремесла: ткачество, причем особенность эфиопского ткацкого станка состоит в том, что ширина ткани до 20 см, тогда как в остальной Африке станок дает узкую в 10-12 см полосу. Ремесленники изго­товляют одежду и утварь. Распространено кузнечество, ювелирное искусство, пле­тение (особенно среди земледельческого населения). Жилище – со своеобразной конусообразной соломенной крышей сломенной крышей. Внутри хижины стоят кровати - деревянная рама на коротких ножках, перетянутая ремнями. Интерьер дополняют кожаные, плетеные из соломы стол-корзина с крышкой и широким круглым основанием. В него складывают еду, на время трапезы стол переворачивают дном вверх и на нем раскладывают пищу. Семья и гости усаживаются на пол вокруг стола. Распространен также тип жилища - четырехугольный, плетеный каркас обмазанный глиной, с плоской или двускатной крышей, дверью и остекленными окнами.

Поселения большинства амхара, оромо, сидамо имеют кучевую застройку. У консо поселения типа городов, имеются кварталы и улицы.

У народов южных областей Восточной Африки - банту (конго, ганда, зулу.) издавна распространено тропическое мотыжное земледелие, местами с искусственным орошением. Древними культурами являются сорго, сезам, ячмень, масличная пальма, бобовые, корнеплоды маниока и яме. Позднее освоены просо, рис. кукуруза. С появлением европейцев были введены плантационные культуры: хлопок, кофе, чай, табак, сизаль. В Руанде и Бурунди, густо населенных оседлыми земледельцами, издавна применяется ирригация: оросительные каналы, деревянные желобы для стока воды. По склонам гор освоено террасное земледелие.

Подсобная отрасль в зоне тропического земледелия - это содержание коз, овец, свиней, домашней птицы. Дополняют рацион населения продукты охоты, рыболовства, собирательства.

Народы банту задолго до появления в Африке европейцев знали плавку же­леза и меди, производя ее в больших термитниках или глиняных печах. Кузнечное ремесло и теперь широко развито у оседлых народов Восточной Африки. Оружие украшается резьбой, медной и бронзовой инкрустацией, резными рукоятками. Среди прочих ремесел, теперь активно, как и кузнечество, вытесняемых фабричным производством, еще живы ткачество, гончарство, резьба по дереву, из которого делают сосуды, чаши. ложки, миски. Плетение представлено изготовлением циновок из цветной травяной соломы, из волокон лиан и листьев пальмы рафии. Поселения оседлых банту - вытянутые деревни из круглых или прямоугольных в плане жилищ. Каркас из ветвей заплетается тростником или пучками травы или обмазывается глиной, смесью глины, соломы и коровьего навоза. Крышу кроют пальмовыми листьями, соломой, травой, тростником, ци­новками - всем, что дает окружающая природа. Около селения обычно есть ритуальная роща, где мужчины собираются для отправления культовых ритуалов. В центре поселка - навес для общественных собраний, там обычно стоит большой сигнальный барабан.

Ткачество в тропиках не было известно. И мужчины и женщины в жарком поясе носят набедренные повязки. В последнее время все большее распространение получают фабричные ткани - хлопчатобумажные и синтетические и европейская одежда.

Народы восточного побережья Африки, испытавшие воздействие арабской культуры, носят типичную для мусульман-арабов длинную белую одежду из хлоп­чатобумажной ткани.

У оседлых земледельцев в социальной организации преобладают сельские территориальные общины, которые владеют общей землей, наделяя и пере­распределяя участки под обработку между членами общины. В общем пользовании остаются пастбищные земли. Однако процесс закрепления особенно плодородных участков за отдельными семьями идет давно. Сейчас уже происходит закрепление нрава час;'ной собственности на отдельные участки обрабатываемой земли.

В системе социальных отношений преобладают патриархально-генеало­гические связи, отцовский счет родства, патрилокальный брак. Но есть еще народы (например, бемба в Замбии), у которых сохраняется материнский счет родства. Некогда повсеместно существовавшая племенная организация теперь разрушается. Основной социальной ячейкой оседлых обществ давно стала индивидуальная семья-домохозяйство. Поселения все больше утрачивают характер объединения по социально-родственным связям, и поселенческая община все более становится со­седской.

Номадизм - особый способ производства, основанный на экстенсивном пастбищном скотоводстве, при котором разведение животных составляет основной вид занятий подвижного населения и является главным средством жизнеобеспечения. Другой важнейший признак номадизма состоит в том, что он представляет собой не только особую экономическую, но и особую социальную систему. Номады составляют особые самостоятельные социальные организмы. Их социальные отношения ха­рактерны только для кочевничества и являются патриархальными номадно-общинными. Общественную организацию номадов составляет племенная струк­тура, основанная на патриархально-генеалогических связях, которые охватывают все номадное общество. Пго основная социально-экономическая ячейка - кочевая община, состоящая из одного или нескольких домохозяйств. Кочевой образ жизни определяет все в деятельности всего номадного общества.

В отношении религии для Восточной Африки характерно широкое рас­пространение ислама, прежде всего по странам побережья. Христианство (като­личество и протестантство) исповедуется в более удаленных внутренних областях. Градиционные верования встречаются повсеместно у отдельных этносов или его групп. В Эфиопии 70% населения - христиан с-монофизиты, причем христианство, как и древняя письменность, сохранилось здесь со времен древнего государства Аксум.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.