Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Местное самоуправление

Местное самоупр-е обязано обеспечить самостоятельное решение вопросов местного значения, а также владение, пользование и разрешение муниципальной собственностью.

Местное самоупр-е осущ-ся в городских и сельских поселениях и на других территориях (муниц р-ны и гор округа) с учётом исторических и местных традиций.

Стр-ра органов местного самоупр-я определяется нас-ем самостоятельно.

Основным законодат актом, регламентирующим организацию и деятельность местного самоупра-я наряду с Конституцией, является ФЗ «Об общих принципах организации самоупр-я в РФ» от 6.10.2003 г.

Этот ФЗ: «Местное самоупр-е – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельную и под свою ответственность населением непосредственно и (или) через органы местного самоупр-я вопросов местного значения исходя из интересов нас-я с учётом исторических и иных местных традиций».

Органы местного самоупр-я не входят в систему органов гос. власти РФ. Они организационно-обособлены, но создаются и действуют в соответствии с Конституцией РФ, федер. Зак-вом и зак-вом субъектов РФ, а также в соответствии с уставами и нормативными актами, принимаемыми населением и органами местного самоуправления самостоятельно.

Основную роль в законодательном регулировании организации деятельности местного самоуправления играет федеральное законодательство. Это связано с необходимостью обеспечения независимости органов местного самоуправления от неправомерного вмешательства органов власти субъектов РФ.

Указанный ФЗ от 6.10.2003 г. является комплексным законодательным актом, регламентирующим все основные вопросы организации деятельности местного самоуправления, а именно территориальную организацию местного самоуправления, основные формы осуществления населением местного самоуправления, основные вопросы системы органов местного самоуправления (наличие обязательного перечня органов), вопросы финансового и иного экономического обеспечения местного самоуправления.

Данный закон, также как и конституционное положение о местном самоупр-ии исходят из положения «Европейской Хартии о местном самоуправлении», которая служит правовым фундаментом для муниципального законодательства стран-членов Совета Европы. Эта Хартия предусматривает также основные гос. гарантии для местного самоуправления, которые нашли своё закрепление в ст. 133 Конституции РФ:

- право на судебную защиту: возможность для нас-я муниц. Образований и органов местного самоупр-я обжалования решений органов гос. власти всех уровней, ущемляющих интересы;

- право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в рез-те решений, принятых органами гос. власти: возложение на органы местного самоупр-я дополнительных обязанностей органами гос. власти должна осуществляться с обязательной компенсацией затрат местного самоупр-я на исполнение этих обязанностей;

- запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и Фед. Законами: признание в установленном порядке недействительными актов органов гос. власти всех уровне, устанавливающих такие ограничения и возможность судебного обжалования таких ограничений.

Общие принципы местного самоупр-я, закреплённые в Конституции РФ 1993 г.:

1. Самостоятельность решения населением вопросов местного самоупр-я (перечень устанавливается фед. Законодат-вом).

2. Организационное обособление местного самоупр-я, его органов в системе упр-я гос-вом в осуществлении общих задач и принципов.

3. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоупр-я его полномочиям.

4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед нас-ем. Она реализуется, в частности, закреплением в законодательстве института отзыва избранных должностных лиц местного самоупр-я.

5. Многообразие форм осуществления местного самоупр-я, связанное с многообразием типов поселений.

6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

7. Законность в организации и деятельности местного самоупр-я, которая заключается в соответствии этой организации деятельности, а также нормативных актов местн. Самоупр-я требованиям законодательства.

8. Гласность деятельности органов местного самоупр-я: все решения и акты местного самоупр-я д.б. полностью доведены до сведения нас-я и приниматься с максимальным его участием.

9. Гос. гарантии местного самоупр-я: финансовые, гарантии судебной защиты, признание и защита муниципальной собственности как одной из равноправных форм собственности.

 

Функции местного самоупр-я – основные напр-я муниц деят-ти:

1) обеспечение участия нас-я в решении вопросов местного значения через выборные органы и институты прямой демократии;

2) упр-е муниц собственностью, финансовыми ср-вами местного самоупр-я.

3) обеспечение комплексного соц-эк разв-я муниц образований.

4) обеспечение удовлетворения потр-тей нас-я в соц-культ, коммунально-бытовых и др. жизненно-важных услугах;

5) охрана общественного порядка, кот осуществляется во взаимодействии с органами МВД.

 

Полномочия органов местного самоупр-я (ст. 17 ФЗ):

1) принимают устав муниципального образования (вносят в него изменения и дополнения, издают муниц и правовые акты);

2) устанавливают официальные символы муниц образ-я;

3) создают муниц предприятия и учреждения, финансируют учреждения, формируют и размещают мкниц заказ;

4) устанавливают тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не установлено фед законом;

5) принимают и организуют выпонение планов и программ комплексного соц-эк разв-я муниц образ-я, а также организуют сбор статистических пок-лей, характеризующих состояние муниц образ-я и предоставление указанных данных органам гос. власти.

 

Организационные формы осуществления местного самоупр-я:

1. Формы прямого волеизъявления граждан:

a) местный референдум,

b) муниц выборы,

c) собрания и сходы граждан,

d) народная правотворческая инициатива и обращение граждан в органы местного самоупр-я,

e) территориальное общественное самоупр-е

2. Через органы, установленные законодательством:

a) представительный орган местного самоупр-я,

b) глава муниц образ-я,

c) местная администрация (исп орган местного самоупр-я),

d) контрольный орган муниц образ-я,

e) избират комиссия муниц образ-я

Все формы закреплены в Уставе муниципального образования, являющимся основным нормативным актом данного муниципального образования.

В Уставе должны быть закреплены:

1) Наименование и территориальные пределы муниципального образования.

2) Перечень вопросов местного значения, относящихся к ведению данного муниципального образования.

3) Формы, порядок и гарантии участия населения в участии решения вопросов местного значения.

4) Структура и порядок образования органов.

5) Виды и порядок издания, порядок вступления в силу муниципальных правовых актов.

6) Вопросы формирования, утверждения, исполнения местного бюджета и контроль за его исполнением.

А также ряд других функций.

Устав муниципального образования принимается представительным органом местного с/у, а в поселениях с численностью не более 100 человек, обладающих избирательным правом, - сходом граждан.

Представительный орган местного с/у состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Не формируется, если численность менее 100 человек.

Представительный орган может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района.

 

Высшее должностное лицо муниципального образования – глава муниципального образования, который избирается либо непосредственно населением на муниципальных выборах, либо избирается представительным органом муниципального образования и в этом случае, как правило, возглавляет представительный орган.

Глава муниципального образования может возглавлять исполнительный орган муниципального образования, но в этом случае он не может одновременно возглавлять представительный орган.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, а также полномочиями осуществления некоторых гос.полномочий, которые переданы органам местного с/у органами гос.власти.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и структура судебной системы РФ | С 18 марта по 23 марта 2013 г
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.