КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Опека и попечительство
Правовой институт Опеки и попечительства впервые введен в гражданское законодательство. До принятия ГК РФ нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью соответствующих органов, опекунов и попечителей по защите прав и законных интересов подопечных, содержались Кодексе о Браке и Семье 1969 года, то есть находились в сфере семейного права, что по своей сути противоречило самому духу данного института. Дело в том, что этот правовой институт всегда считался комплексным: он содержал нормы как семейного, так и гражданского и административного права.
Чем регулируется - Конвенция (СНГ) о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, ратифицированная ФЗ от 4 августа 1994 г. (СНГ) 1) Конституция РФ 2) ГК РФ (ст. 31-40) 3) Семейный кодекс РФ (ст. 145 – 150) 4) Федеральный закон от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; 5) Закон РФ от 6 июля 1991 г. "О местном самоуправлении в РСФСР" (п. 9 ст. 53, п. 7 ст. 64, п. 7 ст. 75); 6) Жилищный кодекс РФ (в отношении возникновения и сохранения права на жилую площадь у опекунов/попечителей и их подопечных в виду необходимости их совместного проживания – ст. 54, 60) 7) другие фед.законы и законы субъектов РФ Для Москвы - Закон г. Москвы от 4 июня 1997 г. N 16 "Об организации работы по опеке и попечительству в городе Москве" 8) Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством) (утв. приказом Минобразования РФ от 19 августа 1999 г. N 199)
ГК РФ регулирует общие вопросы данного института: - цели опеки и попечительства; - права и обязанности опекунов/попечителей (ст. 31-33); - органы опеки и попечительства (ст. 34); - назначение опекунов и попечителей и освобождение/отстранение их от своих обязанностей (ст. 35, 39); - исполнение опекунами/попечителями своих обязанностей (35-39); - Доверительное управление имуществом подопечных (ст. 38); - Прекращение опеки и попечительства (ст. 39).
Цели - устанавливаются для защиты прав и интересов лиц недееспособных, ограниченно дееспособных или не полностью дееспособных. То есть для лиц, которые по возрасту или по состоянию здоровья не могут самостоятельно участвовать в гражданских отношениях и нуждаются в специальных мерах правовой помощи и содействия. Для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей – плюс в целях воспитания. (ст. 31 ГК) Основная задача данного института – восполнение отсутствующей общей гражданской дееспособности подопечных. Кто устанавливает - Органы опеки и попечительства. Таковыми являются органы местного самоуправления (могут быть специальные управления, отделы, конкретные лица…) – ст. 34 ГК. Их правовое положение подробно регулируется ст.31-41 ГК. Многие вопросы организации и деятельности этих органов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ (см. ст.121 СК и комментарий к ней). Семейный Кодекс РФ также содержится много ссылок на обязанности органов опеки и попечительства по защите семейных прав и интересов несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей, а также в случаях, когда родители уклоняются от их воспитания и защиты их интересов (см., например, ст.56, 57 СК).
Задачи Органов п. 3 ст. 34 ГК – осуществление по месту жительства подопечных надзора за деятельностью опекунов и попечителей. В чем он выражается – это систематическое и обязательное наблюдение за: - условиями жизни подопечных; - исполнение опекунами/попечителями своих обязанностей (в т.ч. по управлению имуществом) - оказание опекунам/попечителям необходимой помощи и содействия (в организации лечения, решении жилищной проблемы, улучшении материального положения и т.п.). Порядок и формы надзора – определяется для каждого вида опеки или попечительства отдельно (над недееспособными, несовершеннолетними и т.д.) На органы опеки и попечительства возложено разрешение споров и разногласий между родителями по воспитанию детей и другим вопросам, а также споров между родителями и детьми, опекуном ребенка и его несовершеннолетними родителями и иными лицами. Они могут предъявлять иски в суд: - о лишении родителей родительских прав (ст.70 СК), - о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей с их родителей (ст.80 СК), - об отмене усыновления (ст.142 СК) и в других случаях, не нуждаясь для этого в специальных полномочиях. Они выступают в защиту прав и интересов детей, в том числе в суде, при разрешении споров, связанных с воспитанием детей (см. ст.78 СК и комментарий к ней). Порядок установления, выбор формы устройства лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве – исключительная компетенция Органов – выноситься соответствующий административный акт главой местной администрации (постановление, решение и т.п.). Для установления опеки (попечительства) органы опеки и попечительства должны располагать информацией о необходимости их участия в оказании помощи недееспособному, ограниченно дееспособному лицу. Источником получения этой информации могут служить сигналы: - органов социальной защиты, - правозащитных органов, милиции, - записи актов гражданского состояния, - жилищных органов, - суда, - прокуратуры, - заявления соседей, родственников и просто посторонних граждан. Эти сигналы должны немедленно проверить органы опеки и попечительства по месту нахождения нуждающегося в их помощи гражданина для принятия необходимых мер защиты. В числе этих мер - устройство недееспособного, ограниченно дееспособного лица на опеку или попечительство. Степень обязательности информации о попавших в бедственное положение недееспособных, ограниченно дееспособных граждан зависит от характера деятельности организаций, получивших соответствующую информацию, наличия или отсутствия родственных связей гражданина с лицом, нуждающимся в помощи со стороны государства. Для большинства организаций, так или иначе охраняющих права граждан, поставить в известность о случившемся органы опеки и попечительства - обязательная часть их работы, их профессиональный долг. Особое место принадлежит суду, который решает вопрос о признании гражданина либо полностью недееспособным, либо ограниченно дееспособным. После вступления решения суда в законную силу этот гражданин попадает в разряд нуждающихся в государственной помощи. Суд обязан в течение трех дней поставить в известность о принятом решении органы опеки и попечительства по месту проживания лица, не способного полностью или частично осуществлять свои личные и имущественные права для назначения опеки или попечительства (п. 2 ст. 34 ГК). В этих же целях обязанность сообщать Органам о детях, оставшихся без попечения родителей, возлагается ст. 122 СК РФ на должностных лиц учреждений (дошкольных, образовательных, лечебных и др.) и иных граждан, которые располагают сведениями о таких детях. В ряде случаев сами родители, временно не имеющие возможности воспитывать своих детей (болезнь, отъезд в длительную командировку и др.), могут обратиться с просьбой об установлении опеки (попечительства) над ребенком. Срок установления – 1 месяц с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости ее установления: - с момента, когда получено решение суда, признающее гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным; - с момента, когда органы узнали, что ребенок остался без попечения родителей. Порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, установлен: - ст.ст. 121 и 122 СК РФ; - ФЗ от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»; - Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием (утв. постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217).
Объекты института: Опека - устанавливается над: 1) недееспособными; 2) малолетними (до 14 лет). На опекуна кроме всего прочего возложена и функция воспитателя. Попечительство - устанавливается над: 1) несовершеннолетними (от 14 до 18 лет); 2) ограниченно дееспособными гражданами; 3) над дееспособными лицами, которые не могут осуществлять свои права по состоянию здоровья (патронаж).
Основное различие этих понятий - в объеме прав и обязанностей опекунов и попечителей, который определяется степенью дееспособности их подопечных.
Какие несовершеннолетние (малолетние) передаются на опеку и попечительство. Это две категории детей: 1) дети, потерявшие родителей (обоих или единственного): - умерли; - признаны безвестно отсутствующими; - лишены родительских прав или ограничены в них. 2) «социальные сироты» - для утраты ими родительского попечения характерно неисполнение обязанностей по удовлетворению жизненно необходимых потребностей ребенка (в пище, одежде, уходе и т.п.): - по объективным причинам (хронический алкоголизм родителей, их тяжкое душевное заболевание, инвалидность, длительное пребывание на излечении, нахождение в местах лишения свободы, в длительной командировке или экспедиции и т.п.), - по субъективным причинам - когда они этого делать не хотят (уклоняются от выполнения своих обязанностей, отказываются от своего ребенка в родильном доме, больнице, забывают о своих детях, так как бродяжничают, не хотят работать, имеют другую семью, которая поглощает все их внимание и т.п.). Факт утраты родительского попечения устанавливается органами опеки и попечительства (его представителем) по месту обнаружения ребенка и оформляется в виде акта, который подписывает лицо, проводившее обследование условий жизни несовершеннолетнего.
Субъекты института: Кто может быть Опекунами и попечителями – это всегда только: 1) совершеннолетние; 2) дееспособные; 3) назначаются только с их согласия; 4) учитываются их личные и нравственные качества и способность быть опекунами и попечителями; 5) если назначаются над несовершеннолетними (до 18 лет) – обязаны проживать вместе с ними. Кто не может быть: 1) несовершеннолетние (т.е. лица, не достигшие 18 лет, в т.ч. и эмансипированные несовершеннолетние); 2) лица, признанные судом недееспособными (душевнобольные и слабоумные – ст.29 ГК); 3) лица, ограниченные в дееспособности (ст. 30 ГК); 4) лица, лишенные родительских прав (ст. 69-70 СК РФ).
Назначаются административным актом (постановлением, решением…) главы местной администрации в течение 1 месяца с момента, когда органам О и П стало известно о необходимости установления опеки/попечительства. Если в течении месяца не назначен – временно обязанности возлагаются на Органы О и П. Назначенные опекуны/попечителя подотчетны и подконтрольны органам опеки и попечительства. Как правило, назначаются по месту жительства подопечного. В исключительных случаях (например, если подопечный уже проживает в семье будущего опекуна/попечителя) – по месту жителя опекуна/попечителя. Назначаются только с их согласия. При наличии соответствующей возможности – учитывается желание подопечного. Для лиц, находящихся или помещенных в воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и др. аналогичные учреждения, опекунами/попечителями являются эти учреждения.
Приемная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Заключается органами опеки и попечительства с супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью (приемными родителями). Приемные родители в силу закона (ст. 153 СК РФ) наделяются правами и обязанностями опекунов и попечителей.
Их полномочия: выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в т.ч. в судах, без специального полномочия (п. 2 ст. 31 ГК). То есть они являются законными представителями своих подопечных, им не требуется доверенность или иное специальной уполномочие. Их полномочия удостоверяются опекунским удостоверением или при его отсутствии – решением органа опеки и попечительства о назначении данного лица опекуном (попечителем).
Опекун - шире, чем у попечителей. Они полностью совершают все сделки и несут за опекаемых ответственность в полной мере (ст. 32 ГК). Они являются представителями подопечных «в силу закона». Исключение – ограниченный круг сделок, которые по закону вправе совершать малолетние. Попечитель - они дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей совершать мелкие бытовые сделки (п. 2 ст. 26 ГК), а также сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, если эти сделки не требуют нотариального удостоверения либо государственной регистрации (см. п. 2 ст. 28 ГК). На все остальные сделки требуется письменное согласие попечителя (п. 1 ст. 26 ГК). В некоторых случаях суд или органы опеки и попечительства по ходатайству попечителя могут ограничить или лишить несовершеннолетнего, находящегося под попечительством, права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами в соответствии с п. 4 ст. 26 ГК. Например, если подросток неразумно тратит получаемые им средства, использует их на приобретение спиртных напитков, наркотиков, на азартную игру и т.п. Подобного рода исключение из общего правила не распространяется, во-первых, на вступивших в брак до достижения 18 лет, во-вторых, на тех, кто объявлен эмансипированным в соответствии с п. 1 ст. 27 ГК.
Ограничение дееспособности гражданина, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими средствами, несколько иначе сказывается на объеме его прав и обязанностей. Поскольку здесь главная задача - предотвратить трату получаемых средств любого размера на алкоголь и наркотики, п. 1 ст. 30 ГК разрешает ограниченно дееспособному лицу совершение мелких бытовых сделок. На все остальные сделки, связанные с получением заработка, пенсии и иных доходов, требуется в соответствии с п. 1 ст. 30 ГК согласие его попечителя. Однако это обстоятельство не освобождает такого гражданина от самостоятельной имущественной ответственности по совершенным сделкам и за причиненный им вред (п. 1 ст. 30 ГК). Предоставление подопечному, имеющему попечителя, относительной свободы в гражданско-правовой сфере не означает, что ему вовсе не нужна помощь в осуществлении прав, исполнении обязанностей прежде всего имущественного порядка. Эта помощь (содействие) может заключаться в: - совете, как поступить в той или иной ситуации, - посещении организаций, способных помочь как подростку, так и ограниченно дееспособному гражданину - оформлении наследства, причитающегося подопечному, - предъявлении, рассмотрении иска, направленного на защиту имущественных прав подопечного или против него, - при исполнении вынесенного судом решения. - при защите личных прав подопечного, его чести и достоинства, - при перемене имени, фамилии и т.п. Попечитель призван также ограждать своего подопечного от всякого рода злоупотреблений со стороны третьих лиц в самом широком смысле слова.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |