Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Режимы работы ЭС




Коллектив разработчиков ЭС

Эксперт определяет знания (данные и правила), характеризующие проблемную область, обеспечивает полноту и правильность введенных в ЭС знаний.

Инженер по знаниям помогает эксперту выявить и структурировать знания, необходимые для работы ЭС; осуществляет выбор той модели представления знаний, которая наиболее подходит для данной проблемной области, и определяет набор инструментальных средств; выделяет и программирует (традиционными средствами) стандартные функции (типичные для данной проблемной области), которые будут использоваться в правилах, вводимых экспертом. Фактически инженер по знаниям ИЗВЛЕКАЕТ знания из эксперта. Извлечение знаний – получение инженером по знаниям наиболее полного из возможных представлений о предметной области и способах принятия решения в ней.

Необходимо отметить, что отсутствие среди участников разработки инженеров по знаниям (т.е. их замена программистами) либо приводит к неудаче процесс создания ЭС, либо значительно удлиняет его.

Программист разрабатывает интеллектуальную систему, содержащую в пределе все основные компоненты ЭС, и осуществляет ее сопряжение с той средой, в которой она будет использована.

Важную роль при создании ЭС играют инструментальные средства. Среди инструментальных средств для создания ЭС наиболее популярны такие языки программирования, как LISP и PROLOG, а также экспертные системы-оболочки (ЭСО): KEE, CENTAUR, G2 и GDA, CLIPS, АТ_ТЕХНОЛОГИЯ, предоставляющие в распоряжение разработчика-инженера по знаниям широкий набор для комбинирования систем представления знаний, языков программирования, объектов и процедур.

 

Экспертная система работает в двух режимах: режиме приобретения знаний и в режиме решения задачи (называемом также режимом консультации или режимом использования ЭС).

В режиме приобретения знаний общение с ЭС осуществляет (через посредничество инженера по знаниям) эксперт. В этом режиме эксперт, используя компонент приобретения знаний, наполняет систему знаниями, которые позволяют ЭС в режиме решения самостоятельно (без эксперта) решать задачи из проблемной области. Эксперт описывает проблемную область в виде совокупности данных и правил. Данные определяют объекты, их характеристики и значения, существующие в области экспертизы. Правила определяют способы манипулирования с данными, характерные для рассматриваемой области.

Отметим, что режиму приобретения знаний в традиционном подходе к разработке программ соответствуют этапы алгоритмизации, программирования и отладки, выполняемые программистом. Таким образом, в отличие от традиционного подхода в случае ЭС разработку программ осуществляет не программист, а эксперт (с помощью ЭС), не владеющий программированием.

В режиме консультации общение с ЭС осуществляет конечный пользователь, которого интересует результат и (или) способ его получения. Необходимо отметить, что в зависимости от назначения ЭС пользователь может не быть специалистом в данной проблемной области (в этом случае он обращается к ЭС за результатом, не умея получить его сам), или быть специалистом (в этом случае пользователь может сам получить результат, но он обращается к ЭС с целью либо ускорить процесс получения результата, либо возложить на ЭС рутинную работу). Следует подчеркнуть, что термин «пользователь» является многозначным, так как использовать ЭС кроме конечного пользователя может и эксперт, и инженер по знаниям, и программист. Поэтому, когда хотят подчеркнуть, что речь идет о том, для кого делалась ЭС, используют термин «конечный пользователь».

Классификация ЭС.

Рис.4.2 Классификация ЭС

Рассмотрим различные способы классификации ЭС.

Классификация по решаемой задаче:

Интерпретация данных – это одна из традиционных задач для ЭС, процесс определения смысла данных, результаты которого должны быть согласованными и корректными. Предусматривается многовариантный анализ данных. (Обнаружение и идентификация различных типов океанских судов по результатам аэрокосмического сканирования, определение свойств личности по результатам тестирования АВАНТЕСТ, МИКРОЛЮШЕР);

Диагностика – процесс соотнесения объекта с некоторым классом объектов и обнаружение отклонения от нормы. Диагностика и терапия сужения коронарных сосудов, диагностика ошибок в аппаратуре и математическом обеспечении ЭВМ;

Мониторинг. Основная задача мониторинга – непрерывная интерпретация данных в реальном масштабе времени и сигнализация о выходе тех или иных параметров за допустимые пределы. Контроль за работой электростанций СПРИНТ, помощь диспетчерам атомного реактора, контроль аварийных датчиков на химическом заводе – FALCON.

Проектирование – подготовка спецификаций на создание «объектов» с заранее определенными свойствами. Под спецификацией понимается полный набор документов. В задачах проектирования тесно связаны два основных процесса ЭС: процесс вывода решения и процесс объяснения. Проектирование конфигураций ЭВМ, синтез электрических цепей.

Прогнозирование – позволяет предсказывать события на основании имеющихся данных, логически выводить вероятные следствия из данных ситуаций. Предсказание погоды – WILLARD; оценки будущего урожая – PLANT; прогнозы в экономике - ECON.

Планирование – нахождение планов действий объектов, способных выполнять некоторые функции. Для выведения логических последствий планируемой деятельности используются модели поведения реальных объектов. Планирование поведения робота – STRIPS, планирование промышленных заказов – ISIS, эксперимента – MOLGEN.

Обучение – системы обучения с помощью компьютера диагностируют ошибки и подсказывают правильные решения. Они аккумулируют знания о гипотетическом ученике, о его характерных ошибках и способны диагностировать слабости в познаниях обучаемых и находить средства их ликвидации.

Управление – функция организованной системы, поддерживающая определенный режим деятельности. Такого рода ЭС осуществляют управление поведением сложных систем в соответствии с заданными спецификациями. Управление газовой котельной GAS, управление системой календарного планирования Project Assistant.

Поддержка принятия решений – это совокупность процедур, обеспечивающая лицо, принимающее решение, необходимой информацией и рекомендациями. Выбор стратегии выхода фирмы из кризисной ситуации Crisis, выбор страховой компании Choice.

В общем случае все системы, основанные на знаниях, можно подразделить на системы, решающие задачи анализа, и на системы, решающие задачи синтеза. Задачи анализа: интерпретация данных, диагностика, поддержка принятия решения. Задачи синтеза: проектирование, планирование, управление. Комбинированные задачи: обучение, мониторинг, прогнозирование.

Классификация по связи с реальным временем:

Статические ЭС разрабатываются в предметных областях, в которых база знаний и интерпретируемые данные не меняются во времени. Они стабильны. (Диагностика автомобиля).

Квазидинамические ЭС интерпретируют ситуацию, которая меняется с некоторым фиксированным интервалом во времени.

Динамические ЭС работают в сопряжении с датчиками объектов в режиме реального времени и непрерывной интерпретацией поступающих в систему данных. (Управление гибкими производственными комплексами, мониторинг в реанимационных палатах).

Классификация по степени интеграции с другими программами:

Автономные ЭС работают непосредственно в режиме консультаций с пользователем для специфических «экспертных» задач;

Гибридные ЭС представляют программный комплекс, агрегирующий стандартные пакеты прикладных программ (мат. статистику, линейное программирование, СУБД) и средства манипулирования знаниями.

Следует отметить, что разработка гибридных систем являет собой задачу на порядок более сложную, чем разработка автономной ЭС. Стыковка не просто разных пакетов, а разных методологий порождает целый комплекс теоретических и практических трудностей.

Классификация по сложности решаемых задач различают:

  1. Простые ЭС - до 1000 простых правил.
  2. Средние ЭС - от 1000 до 10000 структурированных правил.
  3. Сложные ЭС - более 10000 структурированных правил.

Классификация по стадии создания:

1. Исследовательский образец ЭС, разработанный за 1-2 месяца с минимальной БЗ.

2. Демонстрационный образец ЭС, разработанный за 2-4 месяца, например, на языке типа LISP, PROLOG, CLIPS.

3. Промышленный образец ЭС, разработанный за 4-8 месяцев, например, на языке типа CLIPS с полной БЗ.

4. Коммерческий образец ЭС, разработанный за 1,5-2 года, например, на языке типа С++, Java с полной БЗ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.