Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Скорость




Естественный способ описания движения

Координатный способ.

Способы описания движения точки

Лекция 3. Кинематика МТ

Существует три способа описания движения точки: векторный, координатный и естественный.

1. В екторный способ.

Положение интересующей нас точки А зададим радиусом - вектором, проведенным из некоторой неподвижной точки О, выбранной за начало системы отсчета, тогда, в момент времени t0=0, положение точки А будем характеризовать радиус-вектором - а в момент времен t, (см рис. 3.1).

При движении т. А ее радиус-вектор меняется и по модулю и по направлению, т.е. =f(t), или:

  = (3.1)

Уравнение (3.1), описывающие движение МТ с течением времени, называется кинематическим уравнением движения МТ А.

 

Рис. 3.1. Радиус-вектор

С телом отсчета связывают систему координат (пусть это пространственная декартова система координат - x, y, z), тогда записав законы изменения проекций радиус-вектора = (f) на оси x, y, z в момент времени t, получим кинематические уравнения движения точки (3.2):

  , (3.2)

Для плоской декартовой координат - x, y система уравнений (3.2) будет иметь вид:

  , (3.3)

Исключив в системе уравнений (3.3) зависимость от времени, получим уравнение траектории движения МТ:

    (3.4)

Д/З №1: МТ движется на плоскости - xОy по закону: Найти уравнение траектории и определить ее форму.

 

Этот способ применяют тогда, когда траектория точки известна заранее. Положение точки А определяют дуговой координатой – расстоянием вдоль траектории от выбранного начала отсчета до данной точки (Рис.3.2). При этом устанавливают (произвольно) положительное направление отсчета координаты l, например так, как показано стрелкой на траектории.

Выберем единичный вектор в точке А, направленной по касательной к траектории в данной точке в сторону возрастания дуговой координаты.

 

 

Рис. 3.2.

 

Движение точки определено, если:

· известна ее траектория;

· начало отсчета О;

· положительное направление дуговой координаты l;

· и закон движения точки, т.е. зависимость l= l(t).

 

Для характеристики движения МТ вводится векторная величина - скорость. Она характеризует как быстроту движения, так и его направление в данный момент. Рассмотрим движение МТ по некоторой криволинейной траектории.

V
В момент времени t положение МТ характеризуется – 1; в (t+Δt)2; за промежуток времени Δt МТ проходит путь ΔS, а радиус вектор получает приращение - Δ

 

Рис. 4.1. Направление векторов скоростей: средней - < > и мгновенных -

 

Равномерным движением - называется такое движение, при котором за любые равные, сколь угодно малые промежутки времени Dt частица (МТ) проходит одинаковые пути - DS.

Вектор скорости равномерного движения определяется формулой (4.1):

    (4.1)

Модуль вектора скорости равномерного движения - равен пути, проходимому в единицу времени.

Для неравномерного движения вводят понятие модуля средней скорости (среднюю путевую скорость) и вектора средней скорости.

Вектор средней скорости определяется соотношением:

  ; (4.2)

Средняя путевая скорость равна:

    (4.3)

Для прямолинейного движения: и тогда

    (4.4)

 

Чтобы определить скорость в некоторый момент времени t, необходимо чтобы промежуток времени движения Dt→0, тогда средняя скорость устремится к предельному значению, называемому мгновенной скоростью.

Вектор мгновенной скорости, это ВФВ, равная первой производной радиуса - вектора движущейся МТ по времени:

    (4.5)

Вектор мгновенной скорости совпадает по направлению с касательной, проведенной к траектории в данную точку, и направлен в сторону движения.

Модуль вектора мгновенной скорости равен модулю первой производной радиус-вектора по времени (формула (4.6.)).

    (4.6)

Но радиус-вектор в общем случае можно представить в виде векторной суммы трех составляющих (4.7)

    (4.7)

Тогда вектор мгновенной скорости будет равен (4.8):

    (4.8)
  ,, (4.9)

,, - проекции вектора мгновенной скорости на соответствующие координатные оси или ее компоненты.

Из формулы (4.9.)следует: компоненты скорости равны производным соответствующих координат по времени.

Зная модуль скорости в каждый момент времени, можно вычислить путь, пройденный МТ (частицей) за промежуток времени Δt=t2-t1. Разобьем этот промежуток времени на N малых промежутков, обозначим, ti- модуль скорости и время i -го участка, i пробегает значения от 1 до N. Тогда:

    (4.10)

а весь пройденный путь:

    (4.11)

Если Dt®0, то:

    (4.12)

 

В математике выражение вида (4.13):

    (4.13)

составленное для значений x, заключенных в пределах от x1=a до x2=b называют определенным интегралом от функции f(x) взятым по переменной x между нижним x1=a и верхним x2=b пределами.

Тогда длину пройденного пути можно представить так:

    (4.14)

 

Определенный интеграл (4.14.) численно равен площади фигуры, ограниченной кривой V(t), осью t, и с боков прямыми: t=t1, t=t2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.