Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники РЧП




Система РЧП. Дуализм частного права.

Система РЧП.

В Римском частном праве выделялись следующие системы: цивильное право (ius civilis), право народов (ius gentium), преторское право (ius pretorium). Различие между этими системами заключается в круге субъектов и по источникам.

Цивильное (квиритское право) субъектами были только сами римские граждане. Отличалась эта система консерватизмом и формализмом. Формализм означает такую оценку правовых актов, когда во внимание принимается только форма. Отличаются торжественностью (манципация). Формально ius civilic стоит над другими правовыми системами.

Право народов (ius gentium) субъектами являются иностранцы. Главным источником служат торговые обычаи и практика торговли. Развивается благодаря действиям преторов по делам перегринов. Объективно происходит процесс сближения цивильного и преторского права. К концу классического периода право народов рассматривается как часть цивильного.

В дигестах упоминается о естественном праве (ius naturalis). Представление о естественном праве было заимствовано из греческой философии. Благодаря естественному праву римские юристы обосновывали свои решения принципами «доброго и справедливого». Например, поскольку рабство существовали во всем мире, то римские юристы считали институт рабства институт права народов. В цивильном праве существует такое благодеяние как освобождение из рабства. В классической юриспруденции появляется правило, которое толкует сомнение в пользу свободы.

Дуализм частного права.

Нормы цивильного права вытекали из обычаев и законов, принятых на народном собрании, поэтому такие нормы не отменялись. Поскольку законы устаревали, появлялись пробелы в праве. Со временем появляется новая система – преторское право. Сначала оно лишь дополняло цивильное, но впоследствии нормы цивильного и преторского права стали противоречить друг другу. При столкновении этих норм фактически применялось преторское право. Сила закона за преторским правом была признана не сразу. Благодаря претору возникли новые правовые институты. Этот дуализм пронизывает все частноправовые институты.

Норма права – это общеобязательное правило поведения. Обычай – это тоже норма права, только она не получила закрепления в том порядке, который необходим для принятия закона.

В архаический период развития римского права Рим был республикой. Высшим законодательным органом было народное собрание. Lex Аквилия – регулировал деликтные обязательства. Lex Петелия – отменил долгове рабство. Lex Ulio o collegia – закон Юлия о коллегиях. После голосования закон утверждался сенатом. С упадком народных собраний власть сосредотачивается у сената. Законы сената – сенатусконсульт. Изначально сенатусконслуьты влияли только на развитие преторского права, но со II века становится источником цивильного права. Со временем власть концентрируется в руках принцепса, источником права становятся императорские конституции.

Преторский эдикт. Эдикт = я говорю. Эдикт – это программа деятельности магистрата на период пребывания его в должности. Право издавать эдикты обладали следующие магистраты: преторы (городской и перегринский), правители провинций, а также курульные эдилы. Курульные эдилы следили за порядком на рынках и разбирали торговые споры. Изначально эдикты принимались на один год. Во II веке происходит кодификация преторского права, поручил эту работу император Адриан, а выполнил эту кодификацию Юлиан. В результате этого появляется вечный эдикт – единственный кодифицированный источник права, классического периода.

Части эдикта:

1. Права и обязанности сторон до начала судебного разбирательства.

2. Формулы исков.

3. Нормы исполнительного производства.

4. Особые средства преторской защиты.

Полный текст не сохранился. Отдельные фрагменты включены в дигесты. Существовало огромное количество комментариев к вечному эдикту, но до наших дней они не дошли.

Деятельность римских юристов, как источник права. Первыми юристами были жрецы-понтифики. Заслугой этих первых юристов было то, что они начали разрабатывать юридическую терминологию. Позднее появляется светская юриспруденция. Среди юристов, упомянутых в дигестах, есть Квинт Муций Сцевала. Особенностью римского права является то, что лишь отдельные институты регулировались с помощью законодательства. Многие отношения регулировались благодаря интерпретации юристов.

Начиная с императора Тиберия, наиболее выдающиеся юристы получают особую привилегию – право давать публичные консультации (ius publicio respondore): юрист, наделенный такой привилегией, может отвечать на вопросы судей и граждан по частным спорам не от собственного имени, а от имени императора, следовательно, такой ответ при разрешении конкретного спора имеет силу закона. Практика наделения этой привилегией существовала до конца классического периода. Поскольку мнения юристов в ряде случаев расходились, в римском праве появились контроверзы (противоположные мнения по одному вопросу). В 426 году появляется Lex Alegotoria – закон о цитировании. Силу закона сохраняли мнения 5 юристов классиков: Гая, Павла, Ульпиана, Попиниана, Модестина, а также мнения юристов, на которых ссылаются эти 5. При разногласиях силу закона имеет мнение большинства, при равенстве мнений мнение Попиниана. На практике применялись мнения только этих 5 юристов, и лишь Юстиниан силу закона получили мнения тех, кто был указан в дигестах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.