Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепции власти. Сущность власти в институциональной теории

В самом общем виде власть заключается в способности человека или группы навязывать свои цели другим (власть собственника, менеджмента, профсоюзов).

В экономической теории сложилось противоречивое отношение к проблеме власти. На одном полюсе находятся экономические школы, которые включают власть в предмет экономического анализа и рассматривают её как фактор, оказывающий серьёзное влияние на хозяйственную жизнь общества. К ним относятся представители марксизма, старого институционализма, французской институциональной социальной теории.

На другом полюсе находятся школы, отрицающие необходимость власти. Ими власть рассматривается как отклонение от естественного состояния экономической системы, вызванное внешними (политическими) факторами. Таким образом, за последние 100 лет в экономической теории не появилось систематизированного обобщения исследований проблем власти. Поэтому существует необходимость создания теории экономической власти.

Теория власти и институциональная теория.

Власть – один из важнейших общественных институтов.

Для старого институционализма проблема власти является центральной категорией анализа. Его представители подчёркивали, что экономика – это не только рыночная система, но и система власти, которая устанавливает правила и законы, управляющие конкретными рынками.

Недостатки старого институционализма:

- описательный характер;

- отсутствие разработанной методологии экономического анализа.

Недостатки старого институционализма не позволили разработать программу исследования феномена власти и создать в его рамках теорию экономической власти.

В новом институционализме (НИЭТ) проблема власти не имеет значения. Отрицалось наличие власти. Категория власти была неопределённой. НИЭТ следовала методологии неоклассики, согласно которой в основе экономики лежит равенство экономических агентов и свободный обмен без всякого принуждения.

Момент неравенства и принуждения обмена рассматривается как уклонения от нормального состояния, которые вызваны внешними экономическими силами по отношению к политической жизни. Анализ экономической власти не может быть осуществлён в рамках НИЭТ, т.к. вступает в противоречие с её фундаментальными предпосылками о том, что институциональное соглашение – результат свободного добровольного взаимодействия.

 

Экономическая власть предполагает введение в качестве предпосылки проблемы неравенства экономических агентов в их взаимоотношениях.

Виды неравенства:

- неравенство в распределении собственности на определённые виды ресурсов (монополизация);

- неравная эластичность спроса на блага (ресурсы), которыми обладают стороны трансакции;

- неравная значимость для сторон обмена ресурса, которым обладают эти стороны;

- различная величина издержек для сторон обмена, связанных с разрывом отношений с данным агентом и поиском альтернативных источников получения необходимого ресурса;

- отсутствие равновесия спроса и предложения на конкретном рынке;

- асимметрия в распределении информации между сторонами обмена или отношений принципал-агент;

- асимметричный характер распределения специфических ресурсов;

- асимметрия покупательской способности экономических агентов;

- неравный доступ к ресурсам власти.

Такое неравенство в отношениях между экономическими агентами, совершающими трансакции, порождает власть, где одна сторона выступает в качестве субъекта, а другая в качестве объекта власти. Экономическая природа власти как отношения заключается в том, что это такое взаимодействие между агентами, при котором агент А принуждает агента В (агента власти) нести издержки в свою пользу. Суть принуждения состоит в том, что в случае отказа от подчинения субъект власти создаёт такую величину потерь или такие издержки для объекта власти, которых невозможно избежать, уменьшить или компенсировать, действуя альтернативным подчинению образом.

Отношение власти в экономике не существует в чистом виде и не обособлено в отдельное самостоятельное отношение. Экономическая власть – сторона, элемент взаимодействия между агентами экономической системы. В этом смысле можно говорить только о властном аспекте экономических отношений. Властный аспект можно выделить в отношениях собственности, обмена, найма, управления производством, регулирования государственной экономики. Все эти отношения включают подчинение одного элемента другому.

Соотношение влияния институтов и влияния власти на экономическое поведение характеризуется двумя аспектами:

1. Любой институт, рассматриваемый как правила игры, является результатом власти. Власть первична, а институты – следствие власти.

2. Институт вводит в отношения между людьми определённые ограничения и санкции, обеспечивает их выполнение, тем самым ограничивает и регулирует властные отношения, возникающие между ними.

Поэтому институты и власть взаимопереходят друг в друга и взаимообуславливают существование друг друга. Между институтами и властью существует единство, т.к. институт – отражение власти. Власть – отражение институциональной структуры.

Теория власти имеет особое значение в переходных экономиках. Когда экономическая система подвергается преобразованиям в короткий период времени, на передний план выходит проблема экономической власти, её организация и распределение. Это одна из центральных проблем переходной экономики. Одним из условий реформирования экономики является реформирование властных отношений, трансформация системы экономической власти планового хозяйства в систему властных отношений рыночной экономики.

Основные компоненты власти:

- субъект;

- объект;

- средства и ресурсы;

- процесс, приводящий в движение все его элементы, включая механизм и способы взаимодействия между партнёрами.

По М. Веберу власть подразумевает любую возможность осуществлять внутри данных социальных отношений свою волю, даже вопреки сопротивлению и независимо от того, на чём такая возможность основана.

Основные признаки власти:

- волевое отношение между людьми;

- власть – отношение зависимости между людьми в обществе;

- власть осуществляется с помощью особых властных методов.

Отношение власти со стороны объекта раскрывается в понятии легитимность власти. Легитимность власти – положение, при котором люди считают должным подчиняться, а власть считает, что имеет право приказывать.

В данном случае происходит:

1. признание власти населением;

2. принятие власти как правомерной и справедливой;

3. наличие у власти авторитета в глазах населения.

Легальность власти – власть имеет законное происхождение, осуществляется посредством закона, а не путём произвола, власть сама подчиняется закону.

Легитимность является оценочной характеристикой власти, а легальность – юридической.

Ресурсы власти – все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

В западной истории были выделены 3 группы ресурсов власти:

1. утилитарные – материальные блага, связанные с повседневными интересами людей;

2. меры административного наказания, судебные преследования, силовое принуждение (используются, когда не срабатывают утилитарные ресурсы);

3. нормативные ресурсы – включают воздействие на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок. Они призваны убедить людей в общности интересов граждан и власти, обеспечить одобрение субъектов власти.

В отечественной литературе выделяют следующие ресурсы:

1. экономические (средства производства, земля);

2. социальные ресурсы (возможность увеличивать или уменьшать социальный статус человека, определять его место в обществе, возможность влиять на должность, престиж, образование, льготы);

3. знание СМИ;

4. силовые ресурсы власти (оружие и средства физического принуждения, а также люди их применяющие: армия, полиция, служба безопасности, суд и прокуратура)

Ресурсы власти могут использоваться для наказания, поощрения, убеждения и принуждения.

Тема 3. Трансакционные издержки. (3 часа)

1. Понятие и значение трансакций в экономике. Проблемы определения и классификации трансакционных издержек.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Привычки и рутины. Нормы и соглашения. Понятие нормы. Структура нормы | Виды трансакционных издержек. Измерение трансакционных издержек
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.