Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Институциональный подход к процессу приватизации

Проблемы трансплантации рыночных институтов.

Переход к рыночной экономике требует создания и укоренения рыночных институтов. Один из вариантов это трансплантация рыночных институтов. Любой процесс трансплантации включает в себя 3 стадии:

1. Выбор института-трансплантанта и стратегии трасплантации

2. Создание инфраструктуры для трансплантации, включающую в себя разработку и лоббирование новых законов и создание вспомогательных и промежуточных институтов

3. Разработка комплекса мер, облегчающего адаптацию экономических агентов к новому институту

Стратегии трансплантации:

1. Наивная стратегия. Она присуща сторонникам радикального либерализма. Заключается в том, что достаточно принимать соответствующие законы, обеспечивать их выполнение и экономика станет рыночной.

2. Стратегия модификации института-трансплантанта: предполагает модификацию института-трансплантанта с тем, чтобы облегчить его адаптацию к новой среде

3. Стратегия «выращивания института» - из прошлого пути развития страны-донора на любом этапе наиболее соответствующем условиям той страны, куда он пересаживается (страна-реципиент). Эта стратегия допускает одновременное трансплантирование нескольких вариантов одного института и их конкуренцию с аналогичными институтами страны-реципиента.

4. Построение нескольких промежуточных институтов от начальной стадии до финальной, соответствующей трансплантируемому институту.

Выбор института-трансплантанта:

Трансплантант может быть действующим институтом другой страны, а также существующий в прошлом либо настоящем.

Обычная ошибка политиков заключается в стремлении заимствовать наиболее передовые институты, стремясь максимально ускорить институциональное развитие.

Процесс заимствования института из институциональной среды даже промышленно развитой страны должен происходить на основе изучения издержек и выгод от внедрения новых институтов и разрушения старых.

Последствия внедрения нового института могут быть разными для разных групп экономических агентов. Поэтому положительный спрос на институт со стороны одной группы часто сопровождается отрицательным спросом со стороны другой группы и соответствует сопротивлению внедрения нового института, что ведет к росту трансформационных издержек и, таким образом, чем больше отрицательный спрос на институт, тем выше трансформационные издержки его внедрения. Однако большее влияние оказывают трансформационные издержки отсутствие институциональных изменений свидетельствует о том, что подавляющее число субъектовне заинтересовано в пересмотре действующих правил игры, последующие любые изменения связаны с дополнительными издержками.

Негативные последствия импорта институтов:

1. Стремление заимствовать наиболее передовые институты, чтобы ускорить развитие (например, безуспешная попытка внедрения прогрессивной подоходной системы налогов)

2. Парадокс передачи: В результате передачи института страна-экспортер выигрывает за счет страны импортера (например, экспорт института командной системы из СССР в страны восточной Европы после войны)

пример России

1-й этап 92-94гг – процесс ваучерной приватизации. Ваучер – ценная бумага, номиналом 10000р. Причины неудачной ваучерной приватизации:

-отсутствие системы институтов, обеспечивающих эффективное вложение этих ваучеров, т.е. отсутствие фондовых рынков, инвестиционных фондов.

2-й этап 94-96гг – денежная приватизация, собственность выкуп. за деньги. Произошло закрепление прав собственности за дирек. Они получили возможность оформить права на владение благодаря тому, что сами формировали инвестиционные фонды.

На этом этапе произошло распыление прав собственности между работниками предприятия и возникла проблема «инсайдеров-атусайдеров». Эта проблема заключалась в том, что собственность перешла не к аутсайдерам, способным финансировать разв. предприятия, а к инсайдерам. Т.о. возникла проблема «принципал-агент», которая заключается в том, что все собственники не могут быть менеджерами, а менеджеры не выражают интересы собственника. Отделение собствен. от управления и контроля привело к тому, что менеджеры получили возможность использовать ср-ва возглавляемых ими фирм в личных целях.

3-й этап 96-01гг – этап формирования институц. корпоративной собственности. На этом этапе основными участниками в распределении и перераспределении собственности стали крупные корпорации. В результате произошла монополизация производства отдельных видов продукции и крупных отраслей.

4-й этап 01-наше время – передел крупной корпоративной собственности. Институциональную среду, сформировавшуюся за годы реформ в сфере отношений собственности в России можно охарактеризовать следующим образом:

1. Преобладание мягких бюджетных ограничений (характеризуется кризисом неплатежей, уходом от налога, дефицита бюджета всех уровней)

2. Закрытость управления, финансовая непрозрачность

3. Расширение масштабов теневой экономики

4. Многочисленные административные барьеры

5. Отсутствие доверия к государственным институтам в финансовой сфере и др.

Практически во всех странах с переходной экономикой при приватизации возникают такие проблемы как:

связь приватизации с изменениями властных отношений в обществе

масштабы приватизации

отсутствие рациональной рыночно-конкурентной среды

необходимость идеологического выбора

отсутствие на стартовом этапе необход. институц. инфраструктуры

высокий уровень коррупции и других проявлений

Следовательно, передел собственности в России не способствовал эффективному ее использованию.

Многие приватизированные предприятия представляли собой гибридную модель, в которой существовали не лучшие социалистические черты и модели поведения экономических объектов. Считалось, что приватизация должна уменьшить степень монополиз. Однако на деле она привела к усилению монопольного эффекта, и, как показывает практика, приватизация сама по себе не обеспечивает роста эффективности, т.к. кроме смены формы собственности важное значение имеют стимулы к реструктуризации, замене менеджеров, увольнению избыточного персонала и др. В сфере собственности возникла институциональная ловушка. Суть ее в том, что высокие ТИ переходного периода не позволили использовать данную собственность эффективно, т.к. произв. деятельность в реальном секторе стала невыгодной.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Влияние институционального наследия командно-административной системы на рыночные преобразования | Модельный подход к постановке и решению задачи оптимизации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.