Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творчество и сублимация




Творчество как поиск

Вопрос о природе побуждения к творчеству, как считает В.С.Ротенберг, относится к числу самых главных. Он полагает, что творчество – это разновидность поисковой активности, под которой понимается активность, направленная на изменения ситуации или на изменение самого субъекта, его отношения к ситуации, при отсутствии определенного прогноза желательных результатов такой активности (т.е. при прагматической неопределенности в понимании П.В. Симонова). О мозговых механизмах поисковой активности известно пока не очень много. По-видимому, важную роль в этом поведении играет гиппокамп, который обеспечивает учет статистически маловероятных возможностей, без чего поисковая активность, особенно в сфере творчества, не была бы эффективной.

Исследования, проведенные на человеке и животных, показали, что поисковая активность значительно повышает устойчивость организма к воздействию самых разнообразных вредных факторов. Этот эффект почти не зависит от характера эмоций, сопровождающих поисковое поведение: резистентность к заболеваниям возрастает и при положительных, и при отрицательных эмоциях. Наблюдения за поведением человека и животных позволяют привести аргументы в пользу существования самостоятельной потребности в поисковой активности. У человека она может принять форму так называемой надситуативной активности, когда субъект сам ставит перед собой более сложные, чем от него требуют, задачи, отнюдь не будучи уверенным в их выполнимости. Вероятно, такой же механизм лежит в основе прагматически неоправданного риска.

 

Если субъект вынужден отказаться от удовлетворения некоторых потребностей, и зона поисковой активности поневоле оказывается суженой, то компенсаторно может усилиться поиск в творчестве.

Согласно психоанализу, основным мотивом фантазии служат неудовлетворенные актуальные желания, кото­рые вызывают напряжение в психике и пробуждают вос­поминания, связанные с впечатлениями раннего детства. В фундаменте творчества лежит механизм сублимации. Неудовлетворенные потребности, прежде всего либидинозные, которые не могут быть реализованы из-за моральных запретов, находят социально приемлемый выход в творчестве. Отсюда следует логический вывод, что чем тяжелее внутренний конфликт художника, чем в большей степени ущемлены его потребности, особенно потребность в любви, тем продуктивнее его творческая активность.

Но!!! Существует большое число примеров прямо противоположных, не так уж мало великих произведений искусства было создано совершенно счастливыми людьми. Экспериментально доказано, что на творческую продуктивность не влияют жизненные стрессы, во всяком случае такие влияния нельзя считать законом.

Концепция сублимации не дает объяснения всем имеющимся фактам и не может считаться универсальной.

Приведите пример объяснения творчества художника (композитора, …) мотивами сублимации, внешними, внутренними, самореализации и др.

 

 

Тема 5: Психологические характеристики творческой личности

 

1. Индивидуально-психологические характеристики творческой личности.

2. Факторы формирования личности художника.

3. Возрастная динамика творческой продуктивности.

 

Креативность – главное свойство творческой личности.

Среди личностных свойств, влияющих на креативность как универсальную способность к творчеству, Малахова И.А. выделяет следующие: природные задатки и индивидуальные особенности человека; возрастные параметры развития; социальная среда; характерологические особенности; мотивы и дисциплина творчества; структура и характер деятельности.

Я.А.Пономарев выделяет два основных личностных качества, способствующих творческому процессу:

1. способность действовать «в уме», определяемая как высокий уровень внутреннего плана действий;

2. интенсивность поисковой информации и чувствительность к побочным образованиям.

Главное качество любой творческой личности: При разнообразии формулировок общим является то, что творческая личностьэто свободная личность, т.е. личность, способная быть самой собой, слышать свое «Я» (К. Роджерс).

От художника требуется ясность жизненной по­зиции, заинтересованность в судьбах людей, осмысление времени.

В англоязычной литературе к главным качествам твор­ческой личности причисляют чувство самоидентичности. Творческий человек ценит свою уникальность и неповторимость, «не стыдится» ее. Ведь любой творческий акт – это форма духовного «самообнажения».

Многочисленные исследователи выделяют свои состав­ляющие творческого потенциала. Наиболее важными чертами гения считаются высокий интеллект и особые способности, которые перевешивают. Плюс добавляют упорство, безрассудную смелость, интеллектуальную отвага.

Интересно, что творческие натуры легко приспосабливаются к людям, но в целом они менее склонны к социальным контактам, общению.

По сравнению с общей популяцией найдено преобладание шизотимических черт и интравертированность.

Творчество – это синдром раскрепощенности. То есть, творческие люди характеризуются отсутствием как познавательного, так и поведенческого угнетения. Г.Айзенк связал творчество с личностно измеренным психотизмом: агрессивностью, холодностью, эгоцентризмом, импульсивностью, антисоциальностью, упрямством.

Часто у творческих личностей встречаются такие черты, как:

Ø «детскость», доходящая до инфантилизма;

Ø особое, «горькое», чувство юмора;

Ø «самостояние» человека;

Ø наивность, чудачества и заблуждения гениев.

Структура творческой личности состоит из следующих компонентов (И.А.Малахова):

а) творческий потенциал как совокупность психических новообразований и креативных способностей, проявляющихся и развивающихся в творческой деятельности;

б) индивидуально-психологические параметры как своеобразие черт характера, воли, темперамента, возрастных особенностей;

в) творческая направленность как сочетание мотивов, потребностей и целевых установок на личностно и общественно значимые результаты.

Количество свойственных творческой личности качеств, изучаемых различными исследователями, очень велико, и зачастую выделяются противоположные друг другу характеристики. Исследуемые качества представляют самые разные стороны и уровни личности: среди них есть интеллектуальные, мотивационные, характерологические. Но они рассматриваются как рядоположенные, равнозначные вне всякой иерархии. Наиболее про­тиворечивы данные об эмоциональной уравновешенности. Гуманистические психологи утверждают, что творческие люди характеризуются эмоциональной и социальной зрелостью, высокой адаптивностью, уравновешенностью, оптимизмом, но множество экспериментальных результатов противоречат этому.

Н.О.Лосский, занимаясь типологией человеческих характеров, взял за основу классификации то, что сегодня называется направленностью личности: то, “чем жив человек”, что для него самоценно, а не служит средством для чего-то более значимого. С этой точки зрения Н.О.Лосский различал три основные типа “характеров”:

Ø Чувственный. Главным для таких людей является удовлетворение физических потребностей.

Ø Эгоцентрический. Для эгоцентрика главное – самоутверждение в той или иной форме, в том числе, может быть, и наносящее ущерб потребностям первого уровня.

Ø Сверхличный. Это люди, для которых главным становится что-либо, не имеющее, казалось бы, отношения ни к их телу, ни к их эго. К этому высшему типу относятся, в частности, выдающиеся творцы в искусстве и других областях культуры.

Н.О.Лосский отметил, что у выдающихся творцов некоторые качества второго, эгоцентрического уровня (себялюбие, тщеславие, ревность и т.д.) бывают иногда “чудовищно развиты”. И, тем не менее, они обладают еще более высокой способностью освобождаться от них в творчестве, делаться проводниками сверхличного.

Среди людей, художественно одаренных, есть представители разных типов акцентуаций характера. С одной стороны, творческая деятельность накладывает свой отпечаток на личность, развивая акцентуации, а с другой, – некоторые акцентуации характера благоприятствуют развитию способностей.

Исследования Н.В.Рождественской актерски одаренных личностей показали, что наиболее существенными для них являются следующие акцентуации (в порядке частоты встречаемости) (в терминологии К.Леонгарда):

1. гипертимный тип

2. застревающий тип

3. эмотивный тип

4. циклотимия

5. демонстративный тип

6. аффективно-экзальтированный тип

7. интроверсия

Дайте характеристику известной Вам творческой личности по тем параметрам, которые выделены в параграфе

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1203; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.105 сек.