Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Креативность и интеллект

Подходы к проблеме творческих способностей.

1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает необходимым, но недостаточным условием, творческой активности личности. Авторы, стоящие на данной позиции (А.Танненбаум, А.Олох, Д.Б.Богоявленская, А.Маслоу и др.), объясняют творческое поведение через мотивацию, ценности, личностные черты.

2. Творческя способность (креативнось) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. (Дж.Гилфорд, К.Тейлор, Г.Грубер, Я.А.Пономарев).

В рамках этого направления существует «теория интеллектуального порога» Э.П.Торренса: 1)Если IQ ниже 115–120, интеллект и креативность образуют единый фактор. 2)При IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, т.е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. (Д.Векслер, Р.Уайсберг, Г.Айзенк, Л.Термен, Р.Стернберг и др.)

Для подтверждения одной из гипотез большой интерес представляют результаты Калифорнийского лонгитюда (Л.Термен, 1921г.). Отобрано 1528 детей от 8 до 12 лет с IQ 135 баллов, что составило 1% от всей выборки. Проводилось три среза по измерению IQ: через 7 лет, через16, и через 30 лет после первого исследования. А через 60 лет уже Д.Фельдман проверил достижения членов выборки Термена. Испытуемые, отобранные Терменом, отличались ранним развитием (рано начали ходить, говорить, читать, писать и пр.). Все интеллектуальные дети успешно закончили школу, 2/3 получили университетское образование, а 200 человек стали докторами наук.

Что касается творческих достижений, то результаты не так однозначны. Ни один ранний интеллектуал из выборки Термена не проявил себя как исключительно талантливый творец в области науки, литературы, искусства и т.д. Никто из них не внес существенного вклада в развитие мировой культуры. Практически все они добились высокого социального статуса.

Однако высокий интеллект не гарантирует творческих достижений. Можно быть интеллектуалом и не стать творцом.

М.Воллах и Н.Коган тестируя интел­лект и креативность учащихся 11–12 лет, выявили четыре группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решения жизненных проблем.

 

ИНТЕЛЛЕКТ
творческие способности   высокий низкий
высокие Вера в свои возможности. Хороший самоконтроль. Хорошая социальная интеграция. Высокая способность к концентрации внимания и большой интерес ко всему новому. Постоянный конфликт между собственным представлением о мире и школьными требованиями. Недостаточная вера в себя и недостаточное самоуважение. Боязнь оценки со стороны окружающих
низкие Энергия направлена на достижение успеха в учебе. Неудачи воспринимаются как катастрофа. Боязнь риска и высказывания своего мнения. Пониженная общительность. Боязнь самооценки. Хорошая (по крайней мере по внешним приз­накам) адаптация и удовлетво­ренность жизнью. Недостаточный интеллект компенсируется социальной общительностью или неко­торой пассивностью.

Тема 7: Психические процессы в художественном творчестве

1. Формы художественного познания. Особенности памяти.

2. Особенности творческого мышления.

3. Воображение в творчестве

 

Когнитивные теории творчества рассматривают познавательные процессы – восприятия, памяти и мышления – ведущими в творческих способностях. Художественно-творческое познание включает все его формы – чувственное познание, интеллектуально-логическое и творческое.

Чувственное познание базируется на процессах ощущения и восприятия. Интеллектуальное познание необходимо для проникновения в сущность исторических событий и логики всего происходящего в настоящем, человеческой психики и явлений, которые не поддаются чувственному восприятию. В основе интеллектуального познания лежат память, логическое мышление и те операции анализа, синтеза, абстракции и обобщения, которые являются инструментами познания. Творческое познание характеризуется направленным исследованием природы неизвестных, непонятных, новых явлений в природе и обществе. Оно соответствует трехфазной структуре творческого процесса, начинается с фиксации объекта познания, включения поисковой активности, использования результатов исследования в деятельности.

В творческом познании, таким образом, интегрируются все познавательные процессы – ощущение, восприятие, память, воображение и мышление, – каждый из которых требует специального развития.

Память формирует человека. Вся структура учебной и профессиональной деятельности, в том числе и художественно-творческой, так или иначе базируется на памяти. Память лежит в основе скорости и прочности формирования двигательных навыков, что является главным показателем специальных способностей к конкретному виду профессиональной деятельности. Эта способность проявляется даже в неодинаковой успешности усвоения навыков к разным видам изобразительного искусства.

Особенно важна она в художественно-творческой деятельности, в которой помимо профессиональных знаний законов построения художественных произведений, требуется накопление опыта и знание всех особенностей человеческой психики во всех ее проявлениях и умения учитывать их у себя в процессе художественного творчества. То же самое касается и знания и понимания законов творчества, его главных операций и целей.

Вместе с тем, память является и главным «врагом» творчества, когда при решении какой-либо задачи всплывает шаблон, когда яркие впечатления от произведения других авторов порождают невольный плагиат. Поэтому творчество начинается с разрушения шаблонов, которые подсказывает память.

Память начинается с запечатления, которое само по себе имеет творческое начало. Надо учиться видеть как общее, так и конкретное. Установка на видение своеобразия и разнообразия в окружающих объектах является базой для формирования творческой памяти. Произвольное запоминание касается главным образом того материала, который не обладает теми качествами, которые запечатлеваются непроизвольно, не являются яркими, интересными, индивидуально значимыми, но продиктованы внешней необходимостью, либо индивидуальной значимостью.

Процесс хранения информации в памяти так же является творческим процессом. В подсознании происходит постоянный творческий процесс с хранящимся в памяти материалом, его перестройка, соединение несоединимого.

Творческая память характеризуется и большим объемом, и легкостью воспроизведения образных представлений и сочетанием разных видов памяти.

Быстрые, но глубокие восприятия оказываются в художественном творчестве более полезными, чем длительное аналитическое изучение, при котором детали объекта теряют свои связи с целым. Образ, сохраненный в памяти, является более надежной опорой для воображения, чем непосредственное восприятие, поскольку в нем уже вычленено существенное, выразительное. Отсюда следует, что память художника становится актом творчества.

Соотношение абстрактного и конкретно-чувственного, рационального и эмоционального в художественном творчестве – это проблема соотношения понятий и представлений, художественной идеи и ее воплощения в выразительной, то есть эмоциональной, чувственной форме.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Возрастная динамика творческой продуктивности | Особенности творческого мышления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.