Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воображение в творчестве

Обобщающая обработка представлений приводит к созданию художественного образа, соединяющего в себе индивидуальное и типическое. Определяющим здесь является не воспоминание, а преобразование, т.е. деятельность воображения.

В процессе профессиональной художественной деятельности одни представления ассоциируются с другими, сливаясь в едином образе. Особенностью представлений художника является легкость их перехода из одной модальности в другую: от зрительных представлений к слуховым, от слуховых к двигательным и т.д. Таковы, например, видения актера.

Благодаря конкретным и ярким представлениям – зрительным, слуховым, двигательным, тактильным, обонятельным – актер живет в предлагаемых обстоятельствах роли и спектакля как в реальной жизни. К.Станиславский называл "кинолентой видений" ассоциативную систему представлений "предлагаемых обстоятельств", возникающих в процессе работы над ролью. Важной особенностью представлений становится их подчиненность творческому замыслу. Художник способен сознательно, в соответствии с творческими задачами управлять представлениями, возникшими как будто непроизвольно. В творчестве актера особую роль играют двигательные представления. Можно вырабатывать двигательные навыки, лишь представляя движение, то есть, тренируя двигательные представления. (См.: Биомеханику В.Э.Мейерхольда. Теорию сценического движения И.Э.Коха.)

И.М.Розет описывает внутренние механизмы фантазирования как продуктивной деятельности. Суть: неза­висимо от характера и результатов продуктивной деятельности, при ее выполнении всегда имеет место смещение оценок: с одной стороны, обесценивание информации, приемов и способов решений (механизм анаксиоматизации), с другой – повышенная оценка полученных результатов, использованных приемов (механизм гипераксиоматизации). Автор распространяет действие этих механизмов на любую продуктивную деятельность, что подтверждено серией экспериментов.

Т.Рибо.: Творческое воображение определяется единством трех компонентов: интеллектуального, эмоционального и бессознательного и включает четыре стадии развития.

1 — переход от пассивного воображения к творческому;

2 — анимизм, или одушевление, окружающих пред­метов и явлений;

3 — игра;

4 — романтическая стадия.

Приемы создания образов воображения:

1. Агглютинация. 2. Гиперболизация. 3. Подчеркивание каких-либо признаков или заострение. 4. Схематизация. 5. Типизация.

Течение творческого процесса предполагает возникновение множества ассоциаций. Направление, которое приобретает ход ассоциаций, оказывается, подчинено потребностям и мотивам творчества. Специфическая особенность творческого воображения заключается в том, что оно отклоняется от привычного хода ассоциаций, подчиняя его тем эмоциям, мыслям, стремлениям, которые преобладают в данный момент в психике художника. И хотя механизм ассоциаций остается тем же (ассоциации по сходству, смежности или контрасту), отбор представлений определяется именно этими детерминирующими тенденциями. Ход ассоциаций, нарушающий актуализацию привычных связей – существенная сторона творческой фантазии.

 

Тема 8: Восприятие как художественное сотворчество

1. Свойства и закономерности восприятия.

2. восприятие произведений искусства.

3. Этапы и условия восприятия художественного образа

Свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, избирательность.

Восприятие зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего человека. Эта закономерность называется апперцепцией. Апперцепция –это зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.

Закономерности восприятия:

Ø Содержание восприятия определяется поставленной задачей и мотивами деятельности человека.

Ø Соотношение фигуры и фона.

Ø Восприятие сложных объектов невозможно без его осмысливания.

Ø Содержание восприятия могут изменять установки, эмоции.

Ø Восприятие взаимосвязано с речью.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности творческого мышления | Восприятие произведений искусства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.