Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отличительные признаки творчиства

Понятийный аппарат креатологии.

 

 

В деловой и личной жизни человека встречаются ситуации двух типов. В первой — человек знает способ удовлетворения той или иной своей потребности. И тогда он действует на основе этого знания, по готовому рецепту, шаблону или алгоритму. Эта деятельность называется репродуктивной (от латинского гергойисо — повторно производить).

Во второй — человек не знает способов удовлетворения возникшей потребности. Ситуация становится проблемной.

Противоречие между потребностью и средством ее удовлетворения (из-за отсутствия этого средства или его неизвестности данному человеку) является ядром проблемной ситуации.

Противоречие - сложная категория философии. Стоит вспомнить, что диалектическое противоречие само изменяется — по соотношению старого и нового — проходя несколько состояний. Так, вначале, при тождестве наблюдается лишь небольшое несовпадение старых и новых свойств изменяющегося предмета или явления. И это несовпадение еще неявно, в старом скрыты ростки нового. Потом идет различие, где отличий в свойствах уже значительно больше и они явны. При этом новое сосуществует со старым. Затем следует противоположность, в которой новое выдвигается на первый план и старое в большей мере отрицается новым. И, наконец, наступает собственно противоречие, где старое отрицается новым полностью.

Итак, для решения проблемы, как указывалось, человек вначале вспоминает, ищет известный, традиционный способ решения, обычно в области своих профессиональных знаний, либо опыта. Не найдя или не вспомнив нужных в данном случае знаний, человек обычно начинает искать решения с помощью компромиссов. Однако часто такие решения, особенно сложных проблем, являются либо неприемлемыми вообще, либо слабыми, малоэффективными. Оценив бесперспективность и этого пути, специалист осуществляет поиск нового способа действия, удовлетворяющего, в конечном счете, возникшую потребность, причем способа, обеспечивающего именно разрешение противоречия. В этом случае обычно деятельность человека становится весьма продуктивной, по-настоящему творческой.

Таким образом, творчество выступает здесь как созидательная и развивающая деятельность, включающая последовательно три ее составляющие или грани:

выявление противоречия, нередко — в процессе его формулирования;

разрешение противоречия, вначале обычно — на уровне идеи;

развитие идеи до уровня реализуемого решения (задачи или проблемы в целом) или развитие объекта.

Указанные три действия (выявление — разрешение — развитие) составляют основное содержание творческой деятельности и являются ее отличительными признаками. Важнейшим, определяющим среди них является разрешение противоречия в процессе поиска идеи.

 

Приведем известные примеры разрешения противоречий в процессе создания изобретений. В начале Великой Отечественной войны выявилась необходимость в самолете-штурмовике, который бы сочетал в себе легкость и маневренность истребителя и мощную броневую защиту бомбардировщика. Но если навесить необходимую дополнительную броню на стенки фюзеляжа такого самолета — он будет так утяжелен, что просто не взлетит. Как быть?

Решение нашли, сделав стенки — из самой брони, то есть совместив функции стенок и броневой защиты. Так был создан знаменитый в войну самолет "Лавоч-кин-5".

Такой метод творчества — совмещения функций - хорошо известен и популярен в современной креатологии.

Другой пример. Когда самыми передовыми конструкторами — космической техники — было почти закончено создание межпланетной станции "Венера", возникла необходимость размещения в ней одного прибора, весом 3 кг. Конструкторы категорически запротестовали: "Что вы, обсчитан каждый грамм, больше — никак нельзя!"

Но проведенный функциональный анализ позволил выявить в станции балластную чушку примерно такого же веса (где нужен был лишь этот вес), которую и заменили нужным прибором.

Описанные выше три основные действия — это внутренние признаки творчества. Они легко понимаемы, но сами обычно выявляются сложно. И не очень удобны тогда, когда необходимо определить, было ли, имело ли место в данном случае именно творчество. Например — создано ли изобретение, или это просто — тривиальное, нетворческое решение?!

В целях упрощения способа ответа на такой вопрос часто обращаются к оценке не самой творческой деятельности, а ее результатов (особенно—в случае изобретательского творчества), которые являются внешними, более удобно определяемыми и используемыми признаками творчества.

Существует также много подходов к формированию оценки таких результатов изобретательства. Ниже приведена наиболее обоснованная и универсальная оценка, опирающаяся на сочетание двух основных признаков:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общие сведения. 1.1. Креативный менеджмент | Новизны и полезности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.