Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ №12

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ОБЪЕКТОВ СЭЖТ

ЛЕКЦИЯ №11

«МОДЕЛИ ОТКАЗОВ ОБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»

ВРЕМЯ – 2 часа

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1. Рассмотреть вопрос организации технического обслуживания объектов СЭЖТ.

2. Изучить модель отказа «параметр – поле допуска»

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ – 5 мин.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ОБЪЕКТОВ СЭЖТ – 20 мин.

2. МОДЕЛЬ ОТКАЗА «ПАРАМЕТР – ПОЛЕ ДОПУСКА» – 60 мин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ – 5 мин.

 

В процессе эксплуатации исходные свойства оборудования непрерывно изменяются. С течением времени стареет изоляция, изнашиваются токоведущие части, контактные системы, обмотки и подшипники электрических машин, отдельные узлы и детали электрооборудования, происходит нарушение условий его нормального функционирования. По этим причинам, а также вследствие заводских дефектов, неправильных действий персонала, увлажнения, загрязнения, неблагоприятных условий и режимов работы оборудования снижается его эксплуатационная надежность и увеличивается опасность возникновения отказов. Большинству отказов предшествует тот или иной вид накопленных повреждений. Поэтому для поддержания работоспособного состояния оборудования применяют определенную систему его технического обслуживания (СТО).

Объем, содержание и периодичность работ по СТО зависят от многих факторов и в первую очередь от показателей эксплуатационной надежности, совершенства конструкции, сложности и ответственности оборудования. Чем сложнее (дороже) оборудование и ответственнее технологический процесс, на котором его используют, тем больше допустимые эксплуатационные затраты, которые могут быть реализованы за счет увеличения объема и числа мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту.

Работы, проводимые в рамках комплекса мероприятий по СТО, направленных на предупреждение отказов и продление сроков службы электрооборудования, различаются по времени проведения, уровню наработки, источникам финансирования, объему и содержанию работ.

Правило, устанавливающее выбор ТО, принято называть стратегией профилактики. Наиболее часто используются следующие три стратегии ТО СЭЖТ:

1. Стратегия аварийной профилактики, при которой плановые ТО не производят, а аварийные восстановительные работы осуществляют лишь после отказа оборудования.

2. Стратегия планово-предупредительной профилактики, согласно которой ТО проводят периодически в плановые сроки, независимо от технического состояния оборудования, а в случае его отказа осуществляют восстановление или замену.

3. Стратегия профилактики по техническому состоянию, когда ТО проводят с учетом фактического состояния оборудования, определяемого методами технической диагностики.

Многолетний опыт эксплуатации объектов СЭЖТ показывает, что организация ТО по первой стратегии в большинстве случаев малоэффективна и оправдывает себя лишь иногда для простейшего и высоконадежного оборудования. При этом техническое обслуживание проводится эпизодически, а ремонт – после отказа. Объем ремонтных работ зависит от вида отказа или повреждения. Такая стратегия позволяет наиболее полно использовать ресурс оборудования, но она приводит к длительным остановкам технологических процессов, что обусловливает большой ущерб и значительные затраты на ремонт. Поэтому на железнодорожном транспорте стратегия аварийной профилактики может применяться только для неответственных объектов, отказ которых не сопровождается остановом ответственного оборудования и не нарушает ритма производственного процесса. На ряде объектов эта стратегия применяется вынужденно из-за недостаточного финансирования ремонтных работ, отсутствия материалов и запасных частей и др.

В настоящее время профилактика систем электроснабжения выполняется по второй стратегии, основанной на планово-предупредительных принципах выполнения работ. При этом профилактические мероприятия выполняют в плановом порядке в строго регламентированные сроки. Такая система получила название системы планово-предупредительных ремонтов (ППР). Действующими нормативам и для системы ППР устанавливаются: структура ремонтного цикла; периодичность проведения профилактических мероприятий; типовые объемы работ по техническому обслуживанию и видам ремонта (текущий, средний, капитальный); трудовые и материальные затраты; нормы простоя из-за ремонта; нормы складского запаса оборудования, запасных частей, комплектующих изделий и материалов.

Наиболее перспективным направлением совершенствования системы ТО является использование стратегии профилактики по техническому состоянию. Основой для его построения служат методы и средства технической диагностики, позволяющие определить техническое состояние путем непрерывного или дискретного контроля за изменением параметров оборудования, которые определяют его работоспособность. При достижении этими параметрами состояния, близкого к предельному, проводится предупредительный ремонт оборудования. В этой связи актуальной становится проблема определения предельного состояния объекта.

 

2. МОДЕЛЬ ОТКАЗА «ПАРАМЕТР – ПОЛЕ ДОПУСКА»

В процессе эксплуатации объектов ЭСЖТ их прочность снижается. При превышении нагрузки на объект его прочности происходит разрушение объекта и отказ системы электроснабжения. Рассмотрим наиболее простой случай, когда в процессе эксплуатации объекта нагрузка на него остается постоянной (рисунок 1).

Рисунок 1. Модель «Нагрузка и прочность – случайные процессы» при условии μп(t) = μп(0)·φ(t); μн(t) = μн(0) = const. Тн - период нормальной эксплуатации, при котором прочность объекта больше нагрузки на него.

В зависимости от вида объекта и выбранного начального значения коэффициента запаса прочности Кз0 = μп(0) / μн(0) величина Тн принимает определенные значения.

Наиболее вероятным является отказ объекта в момент времени t ≥ Тн.

Практика показывает, что объект нельзя эксплуатировать до наступления момента времени t = Тн. Необходимо определить либо поле допуска параметра Δμп(t), либо поле допуска времени эксплуатации объекта Δt, при достижении которых необходимо провести восстановление технического состояния объекта.

Поле допуска — разность между наибольшим и наименьшим предельными значениями параметров. Любое значение параметра, оказывающееся в заданном интервале, является допустимым [1].

В существующих системах эксплуатации объектов СЭЖТ существует определенная периодичность восстановления их технического состояния. Эта периодичность определяется порядком проведения различных видов технического обслуживания (ТО-1, ТО-2 и ТО-3).

Пример. Рассмотрим порядок восстановления технического состояния контактного провода МФ-100 по полю допуска времени эксплуатации объекта Δt.

Если местный износ контактного провода менее 25% площади его сечения S, то проводится периодический визуальный контроль и выборочные измерения износа. Если местный износ контактного провода равен или больше 25% площади его сечения S, то необходимо проводить измерения износа на всем протяжении анкерного участка. При угольных вставках токоприемника измерение износа контактного провода проводится 1 раз в 2 года. Срок службы контактного провода при токоприемниках с угольными вставками контактного провода составляет 30 лет [2].

Предельными состояниями контактного провода МФ-100 являются:

- по местному износу: hм = 7,77 мм; Sм = 35 мм2;

- по среднему износу: hср = 8,2 мм; Sср = 30 мм2.

Номинальная нагрузка на контактный провод на участках со скоростью движения до 160 км/час составляет 200 … 230 кН. Полагая, что для контактного провода Кз0 = 2,5 определяем начальное значение математического ожидания прочности μп(0) контактного провода как:

μп(0) = 230 кН 2,5 = 575 кН.

При наличии определенного износа усилие натяжения контактного провода должно уменьшаться (таблица 1).

Таблица 1. Усилие натяжения МФ-100 при различной величине износа

Износ, мм2        
Натяжение, кН       7,5

Уменьшение натяжения контактного провода обеспечивает снижение нагрузки на него и продляет срок службы.

Характер износа контактного провода МФ-100 представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Характер износа контактного провода МФ-100: t1 – время начала наблюдения с периодичностью Δt = 2 года.

Анализ графиков рисунка показывает, что при продолжительности эксплуатации t1 местный износ контактного провода становится равным или превышает 25% площади его сечения S. При этом согласно ПУТЭКС измерение износа контактного провода проводится 1 раз в 2 года. В данном случае полем допуска является временной интервал Δt = 2 года. В течение данного времени контролируемый параметр не должен достигнуть предельного значения при котором математическое ожидание прочности μп(t) будет равно или превысит математическое ожиданию нагрузки μн(t).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

3. Выводы по материалу занятия.

4. Ответы на вопросы.

5. Задание на самостоятельную работу.

 

ЛИТЕРАТУРА

2. ГОСТ 25346-89. Основные нормы взаимозаменяемости.

3. Правила устройства и технической эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог (ЦЭ-868). Департамент электрификации и электроснабжения Министерства путей сообщения Российской Федерации. – М.: «ТРАНСИЗДАТ», 2002 г. – 184 с.

«ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ НАДЕЖНОСТЬ ВОССТАНАВЛИВАЕМЫХ ОБЪЕКТОВ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»

ВРЕМЯ – 2 часа.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Рассмотреть вопросы эксплуатации, определения и повышения надежности восстанавливаемых объектов систем электроснабжения ЖТ.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ – 5 мин.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. ПРОЦЕСС ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОССТАНАВЛИВАЕМЫХ ОБЪЕКТОВ – 20 мин.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАДЕЖНОСТИ ВОССТАНАВЛИВАЕМЫХ ОБЪЕКТОВ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА – 50 мин.

3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ПО НАДЕЖНОСТИ ВОССТАНАВЛИВАЕМЫХ ОБЪЕКТОВ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА – 10 мин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ – 5 мин.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЛЕКЦИЯ №10 | Восстанавливаемым называется объект, работоспособное способное состояние которого может быть восстановлено путем его ремонта.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.