Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет перемещения и выбытия ОС

 

Выбытие основных средств связано с реализацией (прода­жей), ликвидацией, передачей в уставный фонд другого предпри­ятия, безвозмездной передачей (дарением) другим субъектам хо­зяйствования или при недостачах, выявленных в результате про­ведения инвентаризации.

Выбытие основных средств оформляется следующими пер­вичными документами:

1) при безвозмездной передаче (дарении) или реализации - Актом о приеме-передаче (внутреннего перемещения) объектов основ­ных средств, форма № ОС-1;

2) при списании основных средств вследствие их ликвидации - Актом о ликвидации основных средств, форма № ОС-4;

3) при списании транспортных средств вследствие их ликвида­ции- Актом о списании автотранспортных средств, форма № ОС-4а.

При списании с баланса машин, оборудования и транспорт­ных средств (вследствие аварии) составляется акт, к которому прилагается копия акта об аварии, где указываются ее причины и виновники. Акт о ликвидации составляется в двух экземплярах комиссией, которая назначается руководителем предприятия, ут­верждается первым лицом предприятия или лицом, на то упол­номоченным.

На основании указанных документов бухгалтерия делает со­ответствующие записи в инвентарных карточках (книгах) объек­тов учета основных средств.

Ликвидацией именуется выбытие основных средств вследст­вие ветхости, полного износа, аварий, стихийных бедствий, на­рушения нормальных условий эксплуатации, а также в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий (цехов) и по другим причинам, повлекшим невозможность дальнейшего использования или не­целесообразность восстановления.

Информация о процессе выбытия основных средств (прода­же, списании и т.д.) в бухгалтерии ведется на счете 91 «Прочие доходы и расходы», который имеет субсчета для обособ­ленного отражения доходов, расходов, налогов и финансовых ре­зультатов:

- 91/1 «Операционные доходы»;

- 91/2 «Операционные расходы»;

- 91/3 «Налог на добавленную стоимость»;

- 97/4 «Прочие налоги и сборы из операционных доходов»;

- 91/9 «Сальдо операционных доходов и расходов».

 

К счету 01 «Основные средства» вводится специальный суб­счет, предусмотренный Инструкцией по применению Типового плана счетов, у которого есть специальный номер 01/9 «Выбытие основных средств».

Выбытие основных средств в бухгалтерском учете отражает­ся следующими записями:

Д 01/9 К 01/1 - списание первоначальной стоимости выводимого из эксплуатации объекта основных средств;

Д 02 К 01/9 - списание начисленной амортизации по выбывающему объекту ос­новных средств на уменьшение их первоначальной стоимости;

Д 91/2 К 01/9 - списание остаточной стоимости выбывающего объекта основных средств.

 

У предприятия могут возникать дополнительные расходы, связанные с выбытием основных средств, например расходы по демонтажу, упаковке и транспортировке, которые в бухгалтерском учете должны быть отражены по счету 91 «Операционные доходы и расходы», субсчет 91/2 «Операционные расходы»:

Д 91/2 К 60 - при начислении стоимости услуг подрядным организациям, связанных с выбытием (без НДС);

Д 91/2 К 10/4 - при использовании та­ры, тарных и прочих материалов, используемых при выбытии;

Д 91/2 К 70, 69, 76/2 - при начислении за­работной платы рабочим, за демонтаж, перевозку и т.д. и отчислений от з/п;

Д 91/2 02 - при начислении аморти­зации по основным средствам, используемым как орудие труда при выбытии основных средств.

 

Выбытие основных средств связано с начислением налогов и сборов, предусмотренных законодательством Республики Бела­русь.

Д 91/3 К 68 - при начисле­нии налога на добавленную стоимость.

Д 91/4 К 68 - при начислении прочих налогов и сборов, предусмотренных законода­тельством Республики Беларусь.

 

Передача объектов основных средств покупателям по отпуск­ной цене в бухгалтерском учете отражается следующими запися­ми:

Д 50, 51, 52 К 91/1 - при признании в бухгалтерском учете выручки по мере оплаты отгру­женных основных средств покупателю;

Д 62 К 91/1 «Операционные доходы» - при признании в бухгалтерском учете выручки по мере отгрузки основных средств покупателю (метод начисления).

 

При списании (ликвидации) основных средств остаются де­тали, узлы и агрегаты от разобранного и демонтированного обо­рудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы, которые приходуются по це­нам возможного использования бухгалтерской записью:

Д 10 К 91/1

Записи по субсчетам 91/1, 91/2, 91/3, 91/4 производятся на­копительно в течение финансового года.

Ежемесячно определяются результаты от реализации и про­чего выбытия объектов основных средств (прибыль или убыток) сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 91/2, 91/3, 91/4 и кредитового оборота по субсчету 91/1 с после­дующим отражением в бухгалтерском учете:

Д 91/9 К 99 - при списании (от­ражении) прибыли от реализации основных средств.

Д 99 К 91/9 - при отражении (списании) убытков от реализации и прочего выбытия основных средств.

Синтетический счет 91 «Прочие доходы и расходы» сальдо на отчетную дату не имеет.

 

5.1 Выбытие основных средств в результате продажи

 

При выбытии основных средств в результате продажи вы ручка от реализации принимается к бухгалтерскому учету в сумме, установленной договором на основании документов, оформленных в установленном законодательством порядке.

ПРИМЕР

В соответствии с договором, заключенным с фирмой «Вос­ток», предприятие продает станок за 70 800 руб., в том числе НДС - 10 800 руб. Форма расчета - безналичный расчет. Предоп­лата 100 %. Первоначальная стоимость продаваемого объекта ос­новных средств составляет 45 000 руб. Амортизация, начислен­ная к моменту продажи, составила 15 000 руб. При демонтаже и передаче покупателю объекта основных средств дополнительно израсходованы материалы на сумму 350 руб.

Начислено автотранспортному предприятию за перевозку продаваемого объекта основных средств 767 руб., в том числе НДС - 117 руб.

В бухгалтерии производятся следующие записи по продаже основных средств.

 

5.2 Выбытие в результате ликвидации или списания

 

Списание в связи с ликвидацией вышедшего из строя произ­водственного и лабораторного оборудования предполагает сдачу на склады возвратных отходов.

Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются в бухгалтерском учете по ценам возможного использования. Непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье.

Списание основных средств, содержащих драгоценные ме­таллы и алмазы, производится на основании акта списания фор­мы №ОС-4.

Сдача на склад лома и отходов оформляется накладной, в ко­торой указывается отдельно масса изъятых деталей из драгоцен­ных металлов и их сплавов и отдельно масса деталей с покрыти­ем из драгоценных металлов, а также масса в чистоте драгоцен­ных металлов согласно паспорту или учетным документам на данный прибор или изделие.

На основании актов выбытия и накладной драгоценные ме­таллы списываются с карточек учета соответствующих основных средств и одновременно приходуются на карточки учета отходов (лома) и драгоценных камней формы М-12 по общей массе отхо­дов и массе содержащихся в них драгоценных металлов в чистоте согласно паспортам с учетом норм возврата.

Учет ведется по наименованиям лома и отходов, источникам поступления (от переработки сырья, от комплектующих изделий и др.) по каждому значению (в процентах) содержания драгоцен­ных металлов в отходах, по маркам сплавов, из которых были из­готовлены изделия, по группам лома и т.д.

Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы (камни), сдаются в Госфонд республики. Передача отходов на перераба­тывающие предприятия оформляется специальной описью, кото­рая составляется в трех экземплярах (один из которых остается на предприятии). На основании этих описей на сдачу лома и отходов заведующий складом делает записи о списании их в карточках складского учета.

ПРИМЕР

По решению ликвидационной комиссии списан автомобиль, попавший в аварию и не подлежащий восстановлению. Первона­чальная стоимость автомобиля составила 23 000 руб. Начислен­ный износ составил 8000 руб. При ликвидации автомобиля часть запасных частей и агрегатов оприходована на складе предпри­ятия с целью дальнейшего использования. Стоимость данных запчастей составила 9000 руб. По результатам ликвидации на­числена заработная плата ремонтным рабочим за разборку авто­мобиля на сумму 2000 руб., отчисления по социальному страхо­ванию рабочих составили 700 руб., налоги в бюджет на заработ­ную плату 80 руб., отчисления в Белгосстрах - 20 руб. НДС при списании основных средств начисляется от остаточной стоимости за вычетом возвратных отходов ((23 000 - 8000-9000) * 18 % = 1080) и составляет 1080 руб.

В бухгалтерии производятся следующие записи по ликвида­ции объекта основных средств.

 

 

5.3 Выбытие в качестве взноса в уставный фонд другого субъекта хозяйствования

Списание основных средств при выбытии в качестве вклада в отавный фонд другого субъекта хозяйствования отражается с использованием счета 91 «Операционные доходы и расходы» и счета 58 «Финансовые вложения» субсчета 58/1 «Паи и акции» бухгалтерскими записями:

Д 01/9 К 01/1 - списание первоначальной стои­мости при выводе из эксплуатации;

Д 02 К 01/9 - уменьшение первоначальной стоимости передаваемого объекта основных средств на величину начисленной амортизации;

Д 91/2 К 01/9 - списание остаточной стоимости основных средств при передаче в качестве вклада в ус­тавный фонд;

Д 91/2 К 60, 10, 70, 69, 68 - на сумму расходов при передаче в качестве вклада в уставный фонд;

Д 06/1 К 91/1 - передача основных средств по оценке комиссии;

Д 91/9 (99) и К 99 (91/9) - на сумму финансового результата от передачи основных средств в ка­честве вклада в уставный фонд.

 

6 Инвентаризация и переоценка ОС

 

Инвентаризация основных средств заключается в проверке и документальном подтверждении их фактического наличия по местам нахождения или эксплуатации. Она проводится не менее одного раза в год перед составлением годового отчета. При уста­новлении недостач или излишков основных средств к сличитель­ным ведомостям прилагаются письменные объяснения матери­ально ответственных лиц. На основании этих объяснений прини­мается решение о порядке регулирования разницы между данны­ми инвентаризации и бухгалтерского учета.

Выявленные излишки приходуются как ранее не учтенные основные средства, бывшие в эксплуатации, следующими запи­сями на счетах бухгалтерского учета:

Д 01 К 91/1 - по остаточной стоимости (оценке комиссии);

ПРИМЕР

В результате проведения инвентаризации обнаружен неучтен­ный объект основных средств, стоимость которого, по оценке комиссии, составляет 260 000 руб.

В бухгалтерии производятся следующие записи по отражению результатов инвентаризации.

Д 01 К 91/1 – 260 000 р.

 

Списание недостач основных средств, выявленных в результате проведения инвентаризации, отражается следующими за­писями на счетах бухгалтерского учета:

Д 01/9 К 01/1 – списание первоначальной стоимости недостающего объекта основных средств;

Д 02 К 01/9 - списание накоплен­ной амортизации по недостающему объекту на уменьшение перво­начальной стоимости основных средств;

Д 94 К 01/9 - списание остаточной стоимости недостающего объекта основных средств.

Недостачи или порча объектов основных средств учитыва­ются по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценно­стей» до принятия решения о погашении недостач.

Для оформления списания объектов основных средств приме­няется унифицированная форма № ОС-4 Акт о списании объекта основных средств, при списании автотранспорта - форма № ОС-4а.

Комиссия принимает решение о наличии или отсутствии ви­новных в возникновении недостач лиц, а также о суммах недостач, подлежащих взысканию с виновников. Определение размера ущерба производится в порядке, установленном законодательством.

Если работник несет ограниченную материальную ответст­венность, взыскание с виновного работника суммы недостачи, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя (нанимателя) путем удержания из заработной платы. Распоряжение может быть сделано не позднее двух недель со дня обнаружения и обращено к исполнению не ранее 10 дней со дня сообщения об этом работнику.

Планом счетов бухгалтерского учета для отражения операций, связанных с возмещением потерь, относимых на конкретного ви­новника, предусмотрен счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба». Суммы недостач, подлежащие взысканию с конкрет­ных виновников, в бухгалтерском учете отражаются записью: Д 73/2 К 94

В соответствии с законодательством Республики Беларусь суммы недостач материальных ценностей, подлежащие взыска­нию с конкретных виновников, облагаются НДС, начисление ко­торого в бюджет отражается записью:

Д 73/2 К 68

В тех случаях, когда виновные не установлены или суд отка­зал во взыскании с них, убытки от недостач или порчи ценностей списывают в расходы предприятия следующей бухгалтерской записью:

Д 91/2 К 94

В соответствии с законодательством Республики Беларусь НДС рассчитывается от сумм недостач материальных ценностей, учтенных в составе прочих расходов на субсчете 91/2, а начисление налога вбюд­жет отражается бухгалтерской записью:

Д 91/3 К 68

ПРИМЕР

Недостача или порча объектов основных средств, произошедшая в результате форс-мажорных обстоятельств (пожар, на­воднение, землетрясение, национализация и т.д.), в соответствии с законодательством списывается в дебет счета 92 «Внереализа­ционные доходы и расходы», субсчет 92/2 «Внереализационные расходы» - по остаточной стоимости.

При этом НДС рассчитывается в соответствии с законодатель­ством Республики Беларусь и отражается бухгалтерской записью: Д 91/3 К 68

 

Переоценка основных средств по восстановительной стоимо­сти должна проводиться достаточно регулярно, чтобы балансовая стоимость существенно не отличалась от справедливой стоимо­сти на отчетную дату.

В РБ все основные средства, которые находятся в собственности, подлежат обязательной переоценке.

Восстановительная стои­мость каждого объекта основных средств может быть определена по усмотрению предприятия (организации) индексным методом, методом прямой оценки или методом пересчета валютной стоимости. Выбор того или иного метода пересчета должен быть обоснован и закреплен в учетной политике предприятия.

Переоценка индексным методом производится на основа­нии применения индексов пересчета (коэффициентов), разрабо­танных государственными ведомствами (службой статистики), когда восстановительная стоимость определяется путем умноже­ния первоначальной стоимости объекта, по которой он отражен в учете, на индекс (коэффициент) пересчета.

Метод прямого пересчета базируется на ценах, сложивших­ся на новые объекты, аналогичные оцениваемым, на момент про­ведения переоценки.

Действующий в настоящее время на территории Республики Беларусь порядок определения восстановительной стоимости, основывающийся на ценах на новые объекты, не соответствует порядку, установленному МСФО, базирующемуся на возможной цене продажи активов. В то же время, в соответствии с МСФО, при переоценке основных средств прямым методом должна при­ниматься не цена покупки аналогичного объекта, а справедливая (рыночная) стоимость переоцениваемого объекта, равная сумме, на которую можно обменять актив при совершении сделки.

Переоценка основных средств методом пересчета валют­ной стоимости производится на основании пересчета в бело­русские рубли стоимости объекта в валюте по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на момент пе­реоценки.

Одновременно с изменением первоначальной стоимости пересчитывается и сумма амортизации, начисленная к моменту пе­реоценки по объектам основных средств. Пересчет суммы амор­тизации производится для того, чтобы после переоценки величи­на амортизации составляла такой же процент от восстановитель­ной стоимости, как и до переоценки.

После переоценки основные средства отражают в учете по восстановительной стоимости. Отражение на счетах бухгалтер­ского учета результатов переоценки зависит от двух обстоя­тельств:

1) наличия добавочного фонда по конкретным объектам основных средств;

2) результата переоценки (дооценки или уценки) основных средств.

Дооценка вызывается, как правило, инфляционными факто­рами и не должна участвовать в налогооблагаемой прибыли, уценка же является своего рода форс-мажорным обстоятельст­вом, и ее не следует включать в убытки предприятия, уменьшая налогооблагаемую прибыль.

В бухгалтерии переоценка отражается следующими запися­ми:

Д 01 К 83/1 «Прирост стоимости имущества по переоценке» - отражение дооценки основных средств;

Д 83/1 К 02 «Амор­тизация основных средств» - отражение дооценки амортизации основных средств.

Результаты переоценки основных средств отражаются в бух­галтерском балансе субъекта хозяйствования на первое число ме­сяца, следующего за датой переоценки.

Результаты переоценки основных средств на предприяти­ях оформляются специальным документом приведенной ниже формы.

 

Тема 13 Учёт вложений в долгосрочные активы

1. Понятие и виды вложений во долгосрочные актива и задачи их учета

2. Синтетический и аналитический учет вложений в долгосрочные активы

3. Источники финансирования долгосрочных инвестиций

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Порядок расчета и учет амортизации ОС | Понятие и виды вложений в долгосрочные актива и задачи их учета
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.