Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Денежно-кредитная политика в Украине

Современный кейнсианско - неоклассический синтез

Современный монетаризм

Невозможность ограничить перманентно растущий инфляционный потенциал на основе кейнсианской теории денег вызывала рост влияния на экономическую политику количественной теории денег. Ведущими ее авторами стали представители чикагской школы экономистов во главе с Милтоном Фридменом. Главным источником кризисов и нестабильности экономического развития монетаризм указал денежную сферу. В частности, они исходили из того, что наличное количество денег в обращении оказывает доминирующее влияние на общий поток расходов в экономике, а государственный бюджет и принудительное инвестирование якобы играют только второстепенное значение. И наоборот, при условиях активного функционирования саморегулирующегося рыночного механизма экономические циклы угасают, экономические показатели меняются умеренно, физическая масса реализуемых товаров становится управляемой и предполагаемой.

Поклонники монетаризма, прогнозируя рост товарной массы на 1, 2, 3, 4... процента, через политику дополнительной эмиссии денег обосновали способность государства поддерживать необходимое товарно-денежное равновесие длительный период времени. На этой основе М.Фридмен предложил применить правило механического прироста денежной массы ежегодно в среднем на 4%, что охватывает достоверные 3% прироста реального продукта и 1% снижения скорости обращения денег.

Программу реформирования кредитно-денежной сферы США на основах монетаризма М.Фридмен предложил в книге "Программа для монетарной стабильности" (в 1960 г.), где Федеральной резервной системе США было рекомендовано обеспечить стойкие темпы роста количества денег, не допуская сезонных колебаний денежного запаса.

Однако, в чистом виде ни одна страна монетаристскими постулатами не воспользовалась. Как правило, денежно-кредитная политика соединяет такие элементы кейнсианской теории, как свободу маневра и принятия решений в зависимости от особенностей ситуации и собственного желания.

 

Особенности хода экономических процессов объективно создали основы для взаимопроникновения идей обоих направлений денежной теории и формирования кейнсианско-неоклассического синтеза как нового этапа развития монетаристской теории.

Ведущие положения современного кейнсианско-неоклассического синтеза следующие:

- Количество денег в обращении (М) активно влияет на развитие процессов в сфере реальной экономики на коротких интервалах и на уровень цен (инфляцию) в долгосрочных периодах. В структуре государственного регулирования экономики, не отбрасывая фискально-бюджетных рычагов, преимущество следует предоставлять монетарному механизму влияния. Умеренная инфляция признана позитивным процессом развития реальной экономики, потому что центральные банки способны при этих условиях регулировать предложение денег адекватно темпам инфляции.

- Предупредить, инфляцию легче, чем затем преодолевать. На этом основании каждой стране рекомендовано разрабатывать такую монетарную политику, которая бы не допустила выхода инфляции из-под контроля. Вот почему центральный банк должен иметь достаточный уровень самостоятельности, чтобы не ограничиваться удовлетворением текущих требований экономических субъектов, а реализовать долгосрочные цели общей стабилизации спроса и цен, денежной массы и номинального ВНП.

- Определение стратегических целей и четкие правила их достижения будут способствовать поддержке равновесия на денежном рынке, уменьшать негативные ожидания экономических субъектов относительно поведения цен, курсов и процента.

- Современная денежно-кредитная политика государства в операциях на открытом рынке, который больше всего влияет на уровень предложения денег, опирается на монетаристские положения, а процентная политика, которая больше связана с инвестиционным процессом – на кейнсиансианские. Успешное использование политики процентной ставки и операций на открытом рынке в настоящее время составляют классические инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка.

 

Объектами монетарной политики является регулирование предложения (массы) денег, ставка процента, валютный курс, скорость оборота денег и др. Главными субъектами денежно-кредитной политики в Украине выступает Национальный банк, а также Верховная Рада Украины, Кабинет Министров, Министерство финансов, Министерство экономики, которые определяют основные макроэкономические показатели (объем ВВП), размер бюджетного дефицита, платежный и торговый балансы, уровень занятости и др. При этом Национальный банк разрабатывает основополагающие основы денежно-кредитной политики и осуществляет контроль за ее реализацией.

Инструменты денежно-кредитного регулирования экономических процессов разделяют на два вида:

а) инструменты опосредствованного влияния на денежный рынок и экономические процессы (операции на открытом рынке, регулирование норм обязательного резервирования, процентная политика рефинансирования коммерческих банков, регулирование курса национальной валюты);

б) инструменты прямого влияния (установка ограничений или запрещения на прямое кредитование Национальным банком потребностей государственного бюджета, прямое распределение кредитных ресурсов, которые предоставляют коммерческие банки, между приоритетными отраслями и регионами).

Процесс ограничения административных рычагов и решения задач экономической политики в Украине на первых порах осуществлялся преимущественно кейнсианскими методами и предусматривал избыточное вмешательство органов государственного управления в хозяйственные процессы. В то же время недооценка инфляции и преувеличение возможностей фискально-бюджетного механизма решения социально-экономических задач привели к гиперинфляции, значительному спаду уровня производства. Отдельные мероприятия и в это время носили монетарный характер, но с 1994 г. они приобрели систематизированный характер и нашли отражение в провозглашении курса макроэкономической стабилизации, ускорения рыночных реформ и формирования рыночного механизма саморегулирования. В фискально-бюджетной сфере произошла переориентация на преодоление бюджетного дефицита, уменьшения налогового давления и перевода субъектов ведения хозяйства на основы самофинансирования. В денежно-кредитной политике положено начало курсу на преодоление гиперинфляции и либерализацию кредитного и валютного рынков.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вклад Дж.М. Кейнса в развитие количественной теории | Сущность и структура денежного оборота
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.